Ат-Табари о предвечности Аллаха и начальности всех творений

Имам Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (224–310 гг. х.) сказал в книге «Тарих ар-русуль ва-ль-мулюк» (1/28-30):

القول في الدلالة على أن الله عز وجل القديم الأول قبل شيء وأنه هو المحدث كل شيء بقدرته تعالى ذكره فمن الدلالة على ذلك أنه لا شيء في العالم مشاهد إلا جسم أو قائم بجسم، وأنه لا جسم إلا مفترق أو مجتمع، وأنه لا مفترق منه إلا وهو موهوم فيه الائتلاف إلى غيره من أشكاله، ولا مجتمع منه إلا وهو موهوم فيه الافتراق، وأنه متى عدم أحدهما عدم الآخر معه، وأنه إذا اجتمع الجزءان منه بعد الافتراق، فمعلوم أن اجتماعهما حادث فيهما بعد أن لم يكن، وأن الافتراق إذا حدث فيهما بعد الاجتماع، فمعلوم أن الافتراق فيهما حادث بعد أن لم يكن.

«Слово об указаниях на то, что Аллах является предвечным (кадим), существовал до появления всякой вещи, и что Он даёт начало (мухдис) каждой вещи Своим могуществом, да будет возвышено Его поминание.

Одним из таких указаний является то, что в этом мире нет ничего, что не было бы либо телом, либо тем, что существует посредством тела (или является его качеством). А любое тело либо сочленено, либо разделено. Любое раздельное тело можно представить в собранном виде в различных обликах, а любое сочленённое тело можно представить разделённым. Также одним из указаний является то, что если одна из них тленна, то другая тоже такова[1]; а также то, что если две части соединятся, будучи разделенными, то общеизвестно, что это соединение произошло после того, как его не было, и что если эти две части разъединятся друг от друга, после того как были собраны, то общеизвестно, что это разъединение произошло после того, как его не было.

وإذا كان الأمر فيما في العالم من شيء كذلك، وكان حكم ما لم يشاهد وما هو من جنس ما شاهدنا في معنى جسم أو قائم بجسم، وكان ما لم يخل من الحدث لا شك أنه محدث بتأليف مؤلف له إن كان مجتمعا، وتفريق مفرق له إن كان مفترقا وكان معلوما بذلك أن جامع ذلك إن كان مجتمعا، ومفرقه إن كان مفترقا من لا يشبهه، ومن لا يجوز عليه الاجتماع والافتراق، وهو الواحد القادر الجامع بين المختلفات، الذي لا يشبهه شيء، وهو على كل شيء قدير- فبين بما وصفنا أن بارئ الأشياء ومحدثها كان قبل كل شيء، وأن الليل والنهار والزمان والساعات محدثات، وأن محدثها الذي يدبرها ويصرفها قبلها، إذ كان من المحال أن يكون شيء يحدث شيئا إلا ومحدثه قبله، وأن في قوله تعالى ذكره: «أفلا ينظرون إلى الإبل كيف خلقت وإلى السماء كيف رفعت وإلى الجبال كيف نصبت وإلى الأرض كيف سطحت» ، لابلغ الحجج، وأدل الدلائل- لمن فكر بعقل، واعتبر بفهم- على قدم بارئها، وحدوث كل ما جانسها، وأن لها خالقا لا يشبهها.

Если

— дело обстоит таким образом с каждой вещью в мире;

— вещи, которых мы не видели в своей жизни, идентичны по своей природе с теми, что мы могли наблюдать, и имеют общие черты, то есть они идентичны в смысле телесности или тех качеств, которые свойственны телам;

— любое явление (или тело) имеет начало, и, несомненно, ему кто-то дал это начало – то есть собрал его после того, как оно было разделено, или разделил после того, как оно было единым целым,

— нам известно, что Тот, кто собрал это явление (или тело) воедино после его разобщённости или расчленил после того, как оно было единым, является Тем, у кого нет подобия и в отношении кого нельзя допустить мысль, что Он разделен на части или собран из частей, и что Он Один, Всемогущий, Собирающий воедино различные доли, не похожий ни на что и способный на всякую вещь –

то прояснилось,

— что Творец всякой вещи, давший им начало, существовал до всякой вещи, и что ночь и день, времена и мгновения – это всё явления, имеющие начало,

— и что давший им начало, управляющий ими и распоряжающийся ими был до них, так как абсурдно думать, что одна вещь даёт начало другой вещи, не предшествуя ей во времени,

— и что в словах Аллаха «Разве же они не посмотрят на верблюдов, как они сотворены?! И на небо (Вселенную), как оно устроено?! И на горы, как они возведены?! И на землю, как она распростёрта?!» (Коран, 88:17-20) заключается самое доходчивое доказательство и самое ясное указание для тех, кто размышляет своим разумом, внимает назиданию своим пониманием, на предвечность Творца всех вещей и начальность этих вещей и всего, что идентично с ними по своей природе, и на то, что Творец их не похож на них».

Далее он сказал:

فتبين إذا أن القديم بارئ الأشياء وصانعها هو الواحد الذي كان قبل كل شيء، وهو الكائن بعد كل شيء، والأول قبل كل شيء، والآخر بعد كل شيء، وأنه كان ولا وقت ولا زمان، ولا ليل ولا نهار، ولا ظلمة ولا نور إلا نور وجهه الكريم ولا سماء ولا أرض، ولا شمس ولا قمر ولا نجوم، وأن كل شيء سواه محدث مدبر مصنوع، انفرد بخلق جميعه بغير شريك ولا معين ولا ظهير، سبحانه من قادر قاهر!

«Стало ясно, что Предвечный, Творец всех вещей и Создатель их является Единственным, Кто существовал до бытия всего, и Он продолжит существовать после исчезновения всего. Он Первый до всякой вещи, и Последний после каждой вещи. Он был, и не было ни времени, ни ночи, ни дня, ни тьмы, ни света, кроме света Его великодушного Лика, ни небес, ни земли, ни солнца, ни луны, ни звёзд, а всему, кроме Него, было дано начало (извне), оно подчиненно и создано. Он один сотворил их и не имеет ни сотоварища, ни помощника, ни поддерживающего Его, Преславен Он, Всемогущ и Всепобеждающ!».

 

[1] То есть, если одна из двух частей одного целого тленна или не вечна, то другая не может быть вечной.

Похожие материалы