Аз-Захаби критикует Ибн Таймию

Ибн Таймия аль-Харрани

Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман аз-Захаби (673–748 гг.х.) – имам, хафиз, мухаддис, историк. Был шафиитом. В вопросах вероубеждения придерживался метода ахлю-хадис (асаритов). Ибн Таймия аль-Харрани (661–728 гг.х.) был его учителем.

У него было множество других учителей, среди которых были Ибн Дакик аль-Ид, Абуль-Хаджадж аль-Миззи, Абу Мухаммад ад-Димьяты, Бадруддин ибн Джамаа и другие великие ученые.

Аз-Захаби не перенял убеждения Ибн Таймии, как это пытаются представить псевдосалафиты.

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни передал, что аз-Захаби, после похвалы в адрес Ибн Таймии, сказал:

وَأَنا لَا أعتقد فِيهِ عصمَة بل أَنا مُخَالف لَهُ فِي مسَائِل أَصْلِيَّة وفرعية

«Я не считаю, что он сохранен от попадания в грех, напротив, я противоречу ему в вопросах усуля (основ) и фуру’ (второстепенные вопросы)». (См. «Дурар аль-камина», 1/176)

Упоминая биографию Ибн Таймии, хафиз аз-Захаби расхваливает его, подчеркивая его уровень в знаниях и достоинства. Эти цитаты распространены и легко доступны. Но есть и другая сторона медали, в которой аз-Захаби подвергает критике Ибн Таймию.

Перу аз-Захаби принадлежит небольшая книга «Загаль аль-ильм» или по-другому «Баян загаль аль-ильм».

Некоторые пытались сказать, что эта книга не принадлежит ему, потому что спутали ее с нашумевшей «Рисаля аз-Захабия», которую относят к аз-Захаби и в которой от начала и до конца критика Ибн Таймии. Если авторство «Рисали» под вопросом, то авторство книги «Загаль аль-ильм» не вызывает сомнений.

Данная книга напечатана в двух изданиях. Первое издание Мухаммада ибн Насыра аль-Аджми, а второе издание Абуль-Фадля аль-Кунави. Оба псевдосалафиты.

Надо отметить, что хафиз Салахуддин аль-Аляи (694–761 гг.х.) лично читал «Загаль аль-ильм» своему учителю – аз-Захаби – и переписывал её. Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг.х.) в книге «Инбауль-Гамар» (1/114) отнёс эту книгу к хафизу аз-Захаби. Хафиз Шамсуддин ас-Сахави (831–902 гг.х.) в книге «Аль-И’ляну би-т-тавбих» (стр. 127-128) также отнес эту книгу к хафизу аз-Захаби и даже процитировал эти слова в адрес Ибн Таймии. Ибн Туллун аль-Ханафи (880–953 гг.х.) в книге «Накду Талиб» (стр. 95) сказал, что видел рукопись книги «Загаль аль-ильм», написанную почерком автора.

И так, хафиз аз-Захаби говорит в своей книге «Загаль аль-ильм» (Тахкык аль-Аджми: стр. 38-42):

فوالله ما رمقت عيني أوسع علما ولا أقوى ذكاء من رجل يقال له ابن تيمية، مع الزهد في المأكل والملبس والنساء، ومع القيام في الحق والجهاد بكل ممكن، وقد تعبت في وزنه وفتشته حتى مللت في سنين متطاولة، فما وجدت قد أخرّه بين أهل مصر والشام ومقتته نفوسهم وازدروا به وكذبوه وكفروه إلا الكبر والعجب وفرط الغرام في رياسة المشيخة والازدراء بالكبار. فانظر كيف وبال الدعاوى ومحبة الظهور، نسأل الله تعالى المسامحة. فقد قام عليه أناس ليسوا بأورع منه ولا أعلم منه ولا أزهد منه، بل يتجاوزون عن ذنوب أصحابهم وآثام أصدقائهم، وما سلطهم الله عليه بتقواهم وجلالتهم بل بذنوبه، وما دفعه الله عنه وعن أتباعه أكثر، وما جرى عليهم إلا بعض ما يستحقون، فلا تكن فى ريب من ذلك.

«Клянусь Аллахом, не видел я более эрудированного и более умного, чем мужчину, которого звали Ибн Таймия. Вместе с этим он был аскетичен в еде, одежде и женщинах, стойко придерживался истины и принимал участие в священной борьбе, используя для этого любые доступные способы.

Я утомился бы перечислять все его достоинства (из-за их большого количества), а изучение его личности в течение долгих лет изнурило меня (из-за ее богатства и многогранности).

Я не нашел ничего, что могло бы уронить его в глазах жителей Египта или Шама (или причину, по которой) они возненавидели и презирали его, обвиняли его во лжи и куфре, кроме как ту, что крылась в высокомерии, самообольщении, страстной любви к главенству, а так же его пренебрежении великими личностями. Посмотри же, насколько губительны жалобы и тщеславие! Просим у Аллаха прощения!

Против него ополчились люди, которые были не более богобоязненными, знающими и аскетичными, чем он. Более того, закрывали глаза на грехи и преступления своих сторонников и друзей. Аллах предоставил им власть над ним (ибн Таймией) не из-за их богобоязненности или же большой значимости, но из-за его грехов. А того, от чего Аллах защищал его и его последователей – больше.

И происходило с ними только часть того, что они заслуживали. Не сомневайся в этом.

فإن برعت في الأصول وتوابعها من المنطق والحكمة و [ الفلسفة ] وآراء الأوائل ومجازات العقول، واعتصمت مع ذلك بالكتاب والسنة وأصول السلف، ولفقت بين العقل والنقل، فما أظنك في ذلك تبلغ رتبة ابن تيمية ولا والله تقربها، وقد رأيت ما آل أمره إليه من الحط عليه، والهجر والتضليل والتكفير والتكذيب بحق وبباطل. فقد كان قبل أن يدخل في هذه الصناعة منورا مضيئا، على محياه سيما السلف؛ ثم صار مظلما مكسوفا، عليه قتمة عند خلائق من الناس، ودجالا أفاكا كافرا عند أعدائه؛ ومبتدعا فاضلا محققا بارعا عند طوائف من عقلاء الفضلاء؛ وحامل راية الإسلام وحامي حوزة الدين ومحيي السنة عند عوام أصحابه، هو ما أقول لك.

Если бы ты искусно овладел основными науками, а так же второстепенными, такими как логика, мудрость, философия, опыт первых поколений и рациональные (виды) метафор, ухватился бы крепко за Книгу (Коран), Сунну и основы праведных предшественников, согласовал бы между разумными доказательствами и доказательствами, почерпнутыми из священных текстов, то я все равно не считаю, что ты достиг бы уровня ибн Таймии и, клянусь Аллахом, ты даже не приблизился бы к нему.

Я видел, как против него выступали с нападками, бойкотировали, обвиняли в заблуждении, неверии и лжи по праву и не по праву.

Перед тем как заняться этим делом, он был ярким светочем, на его лике был след праведных предшественников, а затем он обратился в темного, мрачного, с запыленностью на лице для некоторых людей, в даджала, лжеца и безбожника для своих врагов, в почетного новатора и талантливого исследователя для групп из разумных и благопристойных людей, в носителя знамени Ислама, защитника религии и оживляющего сунну для простолюда из числа его сторонников, и это то, о чем я тебе сообщаю».

Здесь, также как и в других своих книгах, хафиз аз-Захаби высказал большую похвалу в адрес Ибн Таймии. Но затем раскритиковал.

Обратите внимание на его слова «Аллах предоставил им власть над ним (ибн Таймией) не из-за их богобоязненности или же большой значимости, но из-за его грехов».

А также «Я видел, как против него выступали с нападками, бойкотировали, обвиняли в заблуждении, неверии и лжи по праву и не по праву».

Аз-Захаби не считал, что Ибн Таймию обвиняли не по праву, напротив, из его слов вытекает, что часть обвинений в заблуждении было обоснованным. Также аз-Захаби обвинил Ибн Таймию в грехах.

Нововведение это один из худших грехов. Какими же нововведениями отличился Ибн Таймия?

1. Тасальсуль. Ибн Таймия верил в предвечную цепь творений. Он считал, что Аллах постоянно творил что-то, даже до создания нашей Вселенной. И так бесконечно в прошлое. Следствием этого убеждения стало его заявление о том, что Аллах не творит из ничего, а напротив, создает одно творение из другого, то есть преобразовывая материю. Об этом он говорил в книгах «Нубувват» (1/322, 1/325, 1/328), «Минхадж ас-Сунна ан-Набавия» (1/363) и других работах.

2. Конечность Ада. В конце своей жизни, будучи в заключении, Ибн Таймия написал книгу «Ар-Ради аля ман каля бифанаи аль-джаннат ва н-нар». В ней он подверг сомнению убеждение Ахлю-Сунны о том, что Ад и его муки никогда не исчезнут. Более того, он посчитал, что вечность Адских мук для неверующих, противоречит мудрости и милости Аллаха.

Одним из первых опровержение на него в этом вопросе написал шейх уль ислам Такиюддин ас-Субки. Его книга называется «Аль-И’тибар би бакаи аль-джаннат ва н-нар».

Имам ас-Сафади (696–764 гг. х.) – который был учеником как Ибн Таймии, так и ас-Субки – сказал в книге «Аль-Вафи би-ль-вафаят» (7/18):

في بقاء الجنة والنار وفنائهما ورد عليه فيها العلامة قاضي القضاة تقي الدين السبكي

«[Ибн Таймия] составил книгу о вечности Рая и Ада и их исчезновении. Великий ученый, главный судья Такиюддин ас-Субки составил на него опровержение в этом».

Некоторые псевдосалафиты не могли поверить в то, что Ибн Таймия исповедовал это заблуждение, а когда убедились в этом, заявили, что в этом вопросе существует приемлемое разногласие.

Салафитский шейх Абдурразак Афифи, как и многие другие из них, подтвердил это мнение за Ибн Таймией:

 والواقع أن القول بفناء النار متصل بابن تيمية خلافا لمن نفى نسبة هذا القول له

«Слова об исчезновении Огня действительно принадлежат Ибн Таймийе, хотя это пытаются отрицать некоторые».

(«Фатава ва расаиль шайх Абду-р-Раззак Афифи», стр. 372)

3. Таджсим (описание Аллаха телесными качествами) и ташбих (уподобление творениям). Об этом более подробно можете ознакомиться следующих статьях: «Склонялся ли Ибн Таймия к таджсиму?», «Ибн Таймия и его противоречие саляфам», «Ибн Таймия и таджсим в его книге», «Ибн Таймия и вопрос соприкосновения Аллаха с творениями», «Ибн Таймия и пространственная отделённость Аллаха от творений», «Ханбалиты и сыфаты сам’ия (хабария)».

В вопросах фикха Ибн Таймия также имел ряд отклонений, о которых ученые Ахлю-Сунна составили отдельные труды.

Дело дошло до того, что ханбалитские ученые запретили Ибн Таймие издавать фетвы.

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (736–795 гг. х.) сказал в книге «Зайль табакат аль-ханабиля» (4/505) относительно Ибн Таймийи:

وَكَذَلِكَ كثير من الْعُلَمَاء من الْفُقَهَاء ، والمحدثين ، والصالحين كرهوا لَهُ التفرد ببعض شذوذ المسائل الَّتِي أنكرها السلف عَلَى من شذ بِهَا ، حَتَّى إِن بَعْض قضاة العدل من أَصْحَابنا منعه من الإفتاء ببعض ذَلِكَ.

«Точно так же, многие ученые из числа факыхов, мухаддисов и праведников осуждали то, что он выделялся отклоненными мнениями, из-за которых саляфы в свое время осуждали тех, кто придерживался их. Дело дошло до того, что некоторые справедливые судьи из числа наших ученых [ханбалитов] запретили ему давать фетвы, опираясь на некоторые из этих мнений».

Также хафиз Ибн Раджаб сказал в книге «Зайль табакат аль-ханабиля» (4/469) в биографии ханбалитского ученого Мухаммада ибн Мусалляма аз-Зайнийю: (662 – 726 гг. х.):

قال الحافظ ابن رجب في “ذيل طبقات الحنابلة” في ترجمة يوسف بن عبد المحمود بن عبد السلام بن البتي البغدادي، المقرئ : “وكان من قضاة العدل، مصمما على الحق، لا يخاف في الله لومة لائم. وهو الذي حكم على ابن تيمية بمنعه من الفتيا بمسائل الطلاق وغيرها مما يخالف المذهب

«Он был одним из справедливых судей, упорным в истине, не страшился порицаний порицающих. Он тот, кто постановил запрет ибн Теймийе давать фетву по разделу развода и другим разделам, в которых он противоречил мазхабу».

Похожие материалы