Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является лучшим образцом для подражания, будучи известным своим прекрасным внешним видом, характером и исходящим от него приятным запахом. Когда кто-либо здоровался с ним рукопожатием, это можно было почувствовать по аромату его рук.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сообщает:
ما شممت عنبرا قط ولا مسكا ولا شيئا أطيب من ريح رسول الله صلى الله عليه وسلم
«Я не вдыхал аромата ни анбара, ни миска, ни чего бы то ни было вообще, более прекрасного, чем запах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)»[1].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) любил благовония и побуждал пользоваться ими других, особенно в пятничный день.
Сообщается со слов Абу Айюба аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
من اغتسل يوم الجمعة، ومس من طيب أهله إن كان عنده، ولبس من أحسن ثيابه، ثم خرج حتى يأتي المسجد، فيركع إن بدا له، ولم يؤذ أحداً، ثم أنصت إذا خرج إمامه حتى يصلي، كانت كفارة لما بينها وبين الجمعة الأخرى
«Тому, кто искупается в пятницу, надушится благовониями, если они у него есть, и наденет на себя лучшую одежду, а затем отправится в мечеть, где он прочитает нафиль намаз, если он считает нужным, при этом он никому не будет мешать[2], а затем, когда выйдет имам, будет (сидеть и слушать его) молча, пока не закончится молитва, то это станет искуплением тому, что было между этой молитвой и предыдущей пятничной молитвой»[3].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وَيَتَأَكَّدُ اسْتِحْبَابُهُ لِلرِّجَالِ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَالْعِيدِ عِنْدَ حُضُورِ مَجَامِعِ الْمُسْلِمِينَ وَمَجَالِسِ الذِّكْرِ وَالْعِلْمِ وَعِنْدَ إِرَادَتِهِ مُعَاشَرَةَ زَوْجَتِهِ وَنَحْوَ ذَلِكَ
«Настоятельно рекомендуется мужчинам наносить благовония в пятницу и в праздничные дни. Также это желательно, когда он присутствует в местах, где собираются мусульмане на мероприятиях, где поминают Аллаха и приобретают знания, а также когда он желает провести время с женой и так далее»[4].
Использование благовоний — это одно из тех земных удовольствий, которые были любимы Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Анас (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
حُبِّبَ إليّ من دنياكم: النساء، والطيب
«Мне была внушена в этой мирской жизни любовь к женщинам и благовониям»[5]. (Ан-Насаи)
Анас (да будет доволен им Аллах) также передает:
كَانَتْ لِلنَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ سُكَّةٌ يَتَطَيَّبُ مِنْهَا.
«У Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была емкость с благовониями, которыми он пользовался»[6].
К имаму аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) относят следующие слова:
من طاب ريحه زاد عقله
«У того, кто имеет приятный запах, увеличивается разум»[7].
Благовония не отвергают
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ عُرِضَ عَلَيْهِ رَيْحَانٌ فَلَا يَرُدُّهُ؛ فَإِنَّهُ خَفِيفُ الْمَحْمِلِ، طَيِّبُ الرِّيحِ
«Кому предложат благовоние, то не отказывайтесь от него, потому как оно является благим запахом, которое легко доносится»[8].
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает:
أَنَّهُ كَانَ لَا يَرُدُّ الطِّيبَ، وَزَعَمَ أَنَّ النَّبِيَّ ﷺ كَانَ لَا يَرُدُّ الطِّيبَ
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не отказывался от благовоний»[9].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) комментирует:
وَفِي هَذَا الْحَدِيثِ كَرَاهَةُ رَدِّ الرَّيْحَانِ لِمَنْ عُرِضَ عَلَيْهِ إِلَّا لِعُذْرٍ
«В этом хадисе есть указание на то, что нежелательно отказываться от благовоний тому, кому предлагают их использовать, кроме как из-за оправдательных обстоятельств (узр)»[10].
Использование благовоний женщинами
Использование ароматов женщинами делится на два случая, и все зависит от конкретной ситуации:
1. Использование для супруга:
Это желательно, так как это способствует укреплению любви и привязанности.
Имам Абдур-Рауф аль-Мунави аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет:
أما التطيب والتزين للزوج فمطلوب محبوب ، قال بعض الكبراء : تزيُّنُ المرأة وتطيُّبُها لزوجها من أقوى أسباب المحبة والألفة بينهما
«Что касается умащения и украшения для мужа, то это желательно и приветствуется. Некоторые мудрецы сказали, что украшение и умащение женщиной для своего супруга являются одними из самых сильных причин любви и привязанности между ними»[11].
2. Выход с ароматом для привлечения внимания посторонних мужчин:
Нанесение духов и выход с намерением, чтобы их запах почувствовали посторонние мужчины, запрещены, и это даже считается одним из тяжких грехов.
Сообщается от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أَيُّمَا امْرَأَةٍ اسْتَعْطَرَتْ فَمَرَّتْ عَلَى قَوْمٍ لِيَجِدُوا مِنْ رِيحِهَا، فَهِيَ زَانِيَةٌ
«Если какая-либо женщина надушится благовониями, а затем пройдет мимо людей для того, чтобы они почувствовали ее запах, то она — прелюбодейка»[12].
Имам аль-Мунави (да смилуется над ним Аллах) комментирует:
(والمرأة) في نسخة فالمرأة بالفاء (إذا استعطرت فمرت بالمجلس) فقد هيجت شهوة الرجال بعطرها وحملتهم على النظر إليها فكل من ينظر إليها فقد زنى بعينه ويحصل لها إثم لأنها حملته على النظر إليها وشوشت قلبه فإذن هي سبب زناه بالعين (فهي) أيضا (زانية)
«Если женщина умастится благовониями и пройдет мимо группы мужчин, то она вызывает тем самым у них страсть своим благовонием, после чего те начинают бросать на нее взоры. А каждый, кто смотрит на нее, совершает прелюбодеяние своими глазами. По этой причине она тоже несет ответственность за этот грех, потому что она побудила их к этому. Следовательно, она является причиной совершения прелюбодеяния глазами, а значит и сама является прелюбодейкой»[13].
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет:
تَنْبِيهٌ: عَدُّ هَذَا هُوَ صَرِيحُ هَذِهِ الْأَحَادِيثِ، وَيَنْبَغِي حَمْلُهُ لِيُوَافِقَ قَوَاعِدَنَا عَلَى مَا إذَا تَحَقَّقَتْ الْفِتْنَةُ، أَمَّا مَعَ مُجَرَّدِ خَشْيَتِهَا فَهُوَ مَكْرُوهٌ أَوْ مَعَ ظَنِّهَا فَهُوَ حَرَامٌ غَيْرُ كَبِيرَةٍ كَمَا هُوَ ظَاهِرٌ.
«Примечание: то, что это считается большим грехом, ясно из указанных хадисов. Следует понимать их в соответствии с нашими правилами, а это касается случаев, когда фитна реально наступает. Однако если речь идет только о страхе перед фитной, это считается нежелательным (макрух), или если речь идет о предположении фитны, то это считается запрещенным (харам), но не является великим грехом, как это очевидно»[14].
[1] Муслим.
[2] То есть не будет перешагивать через людей. — прим. пер.
[3] Ахмад.
[4] «Шарх сахих Муслим» (15/10).
[5] Ан-Насаи.
[6] Абу Давуд.
[7] «Ихья улюм ад-дин» (4/372).
[8] Муслим.
[9] Аль-Бухари.
[10] «Шарх сахих Муслим» (15/9).
[11] «Файдуль кадир» (3/147).
[12] Ан-Насаи.
[13] «Файдуль кадир» (5/27).
[14] «Аз-Заваджир» (2/72).