Что подразумевал имам аль-Куртуби под утверждением стороны

Вопрос: «Мне бы хотелось, чтобы вы прокомментировали слова имама аль-Куртуби в его тафсире (7/217):

وَقَدْ كَانَ السَّلَفُ الْأَوَّلُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ لَا يَقُولُونَ بِنَفْيِ الْجِهَةِ وَلَا يَنْطِقُونَ بِذَلِكَ، بَلْ نَطَقُوا هُمْ وَالْكَافَّةُ بِإِثْبَاتِهَا لِلَّهِ تَعَالَى كَمَا نَطَقَ كِتَابُهُ وَأَخْبَرَتْ رُسُلُهُ

«Ранние праведные предшественники, да будет доволен ими Аллах, не отрицали сторону и не говорили об этом, более того, они и все те, кто были после них говорили об утверждении ее в отношении Аллаха, как об этом сказала Его книга и сообщили Его посланники».

Ответ.

Хвала Аллаху Высочайшему, Величественному! Благословение и мир предостерегающему увещевателю, членам его благословенной семьи и его благочестивым сподвижникам. Далее…

Подразумеваемое имамом аль-Куртуби не скроется от тех, кто следует тропой беспристрастности и сторонится пропастей необдуманности, ведь совершенно очевидно, что имам не имеет в виду пространственную сторону, в наличие которой убеждены антропоморфисты, и наличие которой отвергают приверженцы сунны (ахлю-сунна). Имам аль-Куртуби утверждает лишь возвышенность и верховенство в том смысле, который подобает [Аллаху] Обладателю Величия и Почета. Доказательством этому служит следующее.

1. Что касается слов имама, которые ты, о мой брат, задавший этот вопрос, процитировал: «Как об этом сказала Его книга и сообщили Его посланники», то совершенно очевидно, что слова «сторона» (الجهة) нет ни в Коране, ни в преданиях, переданных почтенным Посланником (да благословит его Аллах и приветствует). Однако в Книге Аллаха и сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) упоминается возвышенность (العلو), например, в аяте аль-Курсий: «Он – Возвышенный, Великий» (Коран, 2:255), или: «И потому, что Аллах — Возвышенный, Великий» (Коран, 22:62). В некоторых аятах также утверждается верховенство (الفوقية) Господа, например: «Он – Одолевающий над Своими рабами» (Коран, 6:18), в других аятах утверждается аль-истива (الاستواء), как в Его словах: «Он истава над Троном» (Коран, 7:54).

Если же «пространственная сторона» (الجهة الحسية) не упоминается в Книге Аллаха и сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), то имам аль-Куртуби под стороной, о которой говорит, подразумевает возвышенность. Это значит, что Коран говорит [в отношении Аллаха] возвышенность и верховенство, и праведные предшественники и те, кто пришёл после них, утверждали то же, что говорилось в Коране и сунне.

2. Если обосновано, что имам аль-Куртуби подразумевает под словом «сторона» возвышенность, верховенство и аль-истива, то для понимания его слов нам следует обратить внимание на эти выражения (возвышенность, верховенство, аль-истива) в его тафсире. Я изложу это ниже.

3. Если имам аль-Куртуби под тем, что содержится в: 1) Коране, 2) словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), 3) словах предшественников, 4) утверждениях всех учёных после них, имел в виду сторону в пространстве, то недопустимо думать, что имам аль-Куртуби отрицает наличие стороны, потому как сам он, по собственному признанию, в таком случае противоречил бы Корану, сунне, предшественникам и следующим после них поколениям учёных, ведь в действительности сам он отрицал наличие у Аллаха пространственной стороны.

Через призму этих трёх пунктов становится ясно с полной очевидностью, что имам аль-Куртуби аль-Малики аль-Ашари не имел в виду под стороной не что иное, как возвышенности, верховности и аль-истива в том смысле, который не допускает наличия недостатков в отношении Аллаха и который подобает Ему. Это наглядно покажут следующие его слова:

1) высказывание имама аль-Куртуби, которое он озвучил перед теми своими словами (7/219), которые процитировал брат, задавший вопрос:

والأكثر من المتقدمين والمتأخرين أنه إذا وجب تنزيه الباري سبحانه عن الجهة والتحيز فمن ضرورة ذلك ولواحقه اللازمة عليه عند عامة العلماء المتقدمين وقادتهم من المتأخرين تنزيهه تبارك وتعالى عن الجهة، فليس بجهة فوق عندهم، لأنه يلزم من ذلك عندهم متى اختص بجهة أن يكون في مكان أو حيز، ويلزم على المكان والحيز الحركة والسكون للمتحيز، والتغير والحدوث. هذا قول المتكلمين

«Большинство ранних и поздних учёных придерживались мнения, что если отрицание стороны и места в отношении Преславного Творца является обязательным, то, по мнению всех ранних учёных и предводителей поздних учёных, необходимо также опровергать в отношении Него и верхнюю сторону, потому что из наличия даже одной стороны следует, что Он находится в некотором месте и занимает пространство, а отсюда вытекает допустимость движения и покоя того, кто занимает пространство, его изменение и сотворённость. Это мнение мутакаллимов».

Здесь ты видишь, что он относит «отрицание стороны» к большинству ранних и поздних, и ко всем ранним ученым и лидерам поздних.

2) его выражение после тех слов, что были приведены (7/220):

قلت: فعلوا الله تعالى وارتفاعه عبارة عن علو مجده وصفاته وملكوته. أي ليس فوقه فيما يجب له من معاني الجلال أحد، ولا معه من يكون العلو مشتركا بينه وبينه، لكنه العلي بالإطلاق سبحانه

«Я говорю, что возвышенность Всевышнего Аллаха и Его возвышение означают возвышение Его величия, качеств и власти. То есть нет никого выше Него в смысле величия, который необходимо исповедовать в отношении Него. И нет никого, чья возвышенность имела бы общий смысл с Его возвышенностью, однако Он Высочайший!».

Здесь он истолковал возвышенность и то, что он назвал стороной до этого, как возвышенностью Его величия, качеств и властвования, а не как высокое положение в пространстве;

3) имам аль-Куртуби сказал в своей книге «Ат-Тазкар фи афдалиль-азкар» (стр. 22):

وقوله صلى الله عليه وسلم للجارية “أين الله” قالت: “في السماء” ولم ينكر عليها، وما كان مثله ليس على ظاهره، بل هو مؤول تأويلات صحيحة، قد أبداها كثير من أهل العلم في كتبهم، وقد بسطنا القول في هذا بكتاب “الأسنى في شرح أسماء الله الحسنى وصفاته العلى” عند قوله تعالى: الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى

«Когда он (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у рабыни: “Где Аллах?”, и она ответила: “На небе”, он не осудил её. Все предания, подобные этому, не понимаются в буквальном смысле, однако у них есть правильные толкования, которые многие учёные указали в своих книгах. Мы более подробно изложили наше мнение об этом в книге “Аль-Асна фи шархи асмаилЛяхи аль-хусна ва сыфатихи аль-уля” в том месте, где приведены слова Аллаха: “Милостивый над Троном истава”»;

4) также имам аль-Куртуби сказал в тафсире слов Аллаха: «Он – Одолевающий над Своими рабами» (Коран, 6:18) (6/399):

فوقية الاستعلاء بالقهر والغلبة عليهم، أي هم تحت تسخيره لا فوقية مكان

«Под Его верховенством понимается его превосходство над Своими рабами, потому что Он повелевает им и господствует над ними, то есть они под Его подчинением, но не имеется в виду высокое положение в пространстве»;

5) в своём тафсире аята аль-Курси «Он – Высочайший, Великий» (3/278) он говорит:

يراد به علو القدر والمنزلة لا علو المكان، لأن الله منزه عن التحيز. وحكى الطبري عن قوم أنهم قالوا: هو العلي عن خلقه بارتفاع مكانه عن أماكن خلقه. قال ابن عطية: وهذا قول جهلة مجسمين، وكان الوجه ألا يحكى

«Имеется в виду высокое положение и статус, а не высокое место, ведь Аллаху не подобает занимать пространство. Ат-Табари передал от некоторого числа людей, что они сказали, будто Аллах возвышен Своим местоположением над местоположением Своих творений. Ибн Атыйа сказал, что это слова невежд из числа антропоморфистов, и было бы лучше не передавать их слова».

Если имам аль-Куртуби считал, что сторона, о которой говорит Коран, посланники, предшественники и последующими за ними поколения – это сторона в пространстве, то стал бы он отрицать её наличие? Более того, он называет того, кто признаёт наличие стороны и места, «невеждами из числа антропоморфистов»; эти слова он передал от ибн Атыйи.

После этого не останется и малейшей неясности в словах имама аль-Куртуби для тех, кто хочет их понять. Для тех же, чьи устремления – это упрямство и споры, нет исцеления. И один лишь Аллах оказывает помощь.

Похожие материалы