День рождения и смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)

Вопрос: Когда родился Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?

Ответ: Наиболее распространённым является мнение, что он родился двенадцатого числа месяца Раби уль-Авваль, к тому же Ибн Хишам не упомянул другие даты помимо двенадцатого числа, но, тем не менее, в этом вопросе у учёных есть разногласия.

Имам Абуль-Фатх ибн Сайид ан-Нас сказал в труде «Уюн аль-асар» (33/1): «Наш господин и пророк, Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) родился в понедельник двенадцатого числа ночью месяца Раби уль-Авваль в год слона. Некоторые сказали, что он родился на пятьдесят дней позже года слона. Аз-Зубейр сказал: “Мать понесла его (да благословит его Аллах и приветствует) в дни ташрика в доме Абу Талиба в ущелье (в котором проживало Бану Хашим), в середине дней ташрика. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) родился во владениях, которые относят к Мухаммаду ибн Юсуфу – брату Хаджаджа – в понедельник, в двенадцатую ночь месяца Рамадан, а некоторые сказали – в понедельник, во вторую ночь от начала месяца Раби уль-Авваль”».

Имам Ибн Касир писал в «Жизнеописании пророка»: «Большинство придерживаются мнения, что рождение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) произошло в месяц Раби уль-Авваль. Кто-то сказал, что это случилось по прошествии первых двух ночей этого месяца. Это сказал Ибн Абдуль-Барр в книге “Аль-Истиаб”, и передал аль-Вакыди от Абу Ма’шара Наджиха ибн Абдуррахмана аль-Мадани.

Некоторые сказали, что он родился через восемь дней с начала этого месяца, это передал Хумейди от ибн Хазма, а также Малик, Акыль, Юнус ибн Язид и другие – от аз-Зухри, а он – от Мухаммада ибн Джубайра ибн Мут’има. Ибн Абдуль-Барр передал, что историки удостоверили этот факт.

Это с уверенностью подтвердил крупный хафиз Мухаммад ибн Муса аль-Хаварезми. Хафиз Абуль-Хаттаб ибн Дихья в своей книге “Ат-Танвир фи маулид аль-башир ан-назир” также отдал предпочтение этой версии.

Некоторые сказали, что это случилось через десять дней от начала месяца, как писал Ибн Дихья в своей книге. Это также передал Ибн Асакир от Абу Джафара аль-Бакыра и Муджалид – от Ша’би, как уже было упомянуто.

Некоторые другие сказали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) родился по прошествии двенадцати дней от начала месяца. Об этом сказал Ибн Исхак. Ибн Аби Шейба в своём труде “Мусаннаф” передал от Аффана, а тот – от Саида ибн Мина, что Джабир и ибн Аббас сказали: “Посланник Аллах родился в год слона, в понедельник двенадцатого числа месяца Раби уль-Авваль. В этот же день он получил пророческое послание, в этот же день он был вознесён на небеса, в этот же день совершил переселение и в этот же день умер”. Это и есть распространённое среди большинства мнение, а Аллах знает лучше». (Конец слов Ибн Касира.)

 

Вопрос: Умер ли Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в двенадцатый день месяца Раби уль-Авваль?

Ответ: Это недостоверно. Имам, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни писал в труде «Фатхуль-Бари»: «Он бесспорно умер в понедельник месяца Раби уль-Авваль, и с этим согласны почти все.

1. Далее. Исхак и большинство учёных сказали, что это случилось в двенадцатый день этого месяца.

2. По мнению Мусы ибн Укба, аль-Лейса, аль-Хаварезмия и ибн Забра, это случилось в начале месяца Раби уль-Авваль.

3. По мнению Абу Михнафа и аль-Кальби, это произошло второго числа, а ас-Сухейли отдал предпочтение этому мнению.

С [первыми] двумя мнениями согласуется утверждение ар-Рафии, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) жил после паломничества еще 80 дней или, как сказали другие, 81 день. Согласно же мнению, на которое с уверенностью опираются в труде “Ар-Рауда”, он жил после паломничества 90-91 день.

Ас-Сухейли и те, кто последовал за ним, посчитали сомнительным, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) умер в понедельник двенадцатого числа Раби уль-Авваль. Это потому, что они все согласны с тем, что начало месяца Зуль-хиджа пришлось на четверг, поэтому при любых обстоятельствах – будь эти три месяца равными или неполными, или некоторые неполными – это не будет верным (то есть дата его смерти не придётся на двенадцатое Раби уль-Авваля), и это ясно любому, кто даст себе труд задуматься.

Аль-Баризи и ибн Касир ответили на данное возражение, что есть вероятность, что эти месяцы были полными, а жители Мекки и Медины имели разногласия относительно наблюдения месяца в Зуль-хиджа. Жители Мекки видели его в ночь четверга, а мединцы видели его в ночь пятницы. В расчёт было принято наблюдение мекканцев. Затем вернулись к мединцам и зафиксировали историю в соответствии с их наблюдением. Таким образом, месяц Зуль-хиджа начался в пятницу, а закончился в субботу, Мухаррам начался в воскресенье, а закончился в понедельник, Сафар начался во вторник, а закончился в среду, Раби уль-Авваль начался в четверг, а значит двенадцатый день его пришёлся на понедельник.

Но это недостоверно, потому что маловероятно, чтобы три месяца подряд были одинаково полными. Сулейман ат-Тейми – человек, стоящий доверия – решительно заявлял, что начало болезни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приходится на субботу двадцать второго числа месяца Сафар, а умер он в понедельник по прошествии двух ночей от начала Раби уль-Авваля.

В таком случае Сафар был неполноценным месяцем. Не может такого быть, чтобы начало Сафара пришлось на субботу, если только Зуль-хиджа и Мухаррам были неполными месяцами, и тогда все три месяца были неполноценными. А что касается мнения, что он умер в первый день месяца Раби уль-Авваль, то два предшествующих ему месяца были неполными, а третий – полным. Поэтому ас-Сухейли предпочёл это мнение.

В труде “Аль-Магази” за авторством Абу Ма’шара от Мухаммада ибн Кайса передаётся следующее: “Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) страдал от болезни в среду одиннадцатого числа месяца Сафар”; и эти слова согласуются с мнением Сулеймана ат-Тейми, который говорит о том, что начало Сафара пришлось на субботу.

Что касается слов, которые ибн Са’д передаёт от Умара ибн Али ибн Аби Талиба: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) страдал от болезни в среду одну ночь перед концом Сафара и двенадцать дней Раби уль-Авваля, и умер он на двенадцатый день этого месяца в понедельник”, то, согласно этому, всплывает старая проблема и появляется сомнение: как может начало Сафара прийтись на воскресенье, а двадцать девятый день его – на среду при условии, что Зуль-Хиджа начинается в четверг?

Если допустить, что месяцы Зуль-хиджа и Мухаррам полные, то начало Сафара должно прийтись на понедельник, а не на среду.

Поэтому основным является мнение Абу Михнафа (то есть Пророк умер второго числа месяца Раби уль-Авваль).

И как будто причиной ошибки остальных стало то, что они сказали: “Он умер второго числа месяца Раби уль-Авваль”, а затем эти слова исказили и дата сменилась на двенадцатое число месяца Раби уль-Авваль, таким образом, эта ошибка начала распространяться и переходить от одного к другому без чьей-либо попытки вникнуть в суть слов».

Это мнение высказал хафиз Ибн Хаджар и группа учёных, и оно является результатом исследования.

Похожие материалы