
Вопрос: Покойного похоронили на земле, принадлежащей другому человеку. Обязаны ли родственники покойного выкупить эту землю, если она продается по самой низкой цене на рынке?
Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха!
Покойные обладают неприкосновенностью и достоинством, что ясно из слов Всевышнего Аллаха:
وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ
«Мы оказали почет потомкам Адама»[1].
Часть почета заключена в том, чтобы их могилы не разрывали, а неприкосновенность не утрачивала силу. Не разрешается разрывать могилы или устранять их, пока в них содержатся кости покойных. Известно, что кости покойных истлевают лишь по истечении веков, как мы видим это в наших странах. Достоинство покойных подобно достоинству живых, исходя из слов нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
كَسْرُ عَظْمِ الْمَيِّتِ كَكَسْرِهِ حَيًّا
«Сломать кость покойного — это то же самое, что сломать кость живого»[2].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:
لَأَنْ يَجْلِسَ أَحَدُكُمْ عَلَى جَمْرَةٍ فَتُحْرِقَ ثِيَابَهُ فَتَخْلُصَ إِلَى جِلْدِهِ خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَجْلِسَ عَلَى قَبْر
«Любому из вас сесть на раскаленные угли, которые прожгут одежду и доберутся до кожи, лучше, чем сидеть на могиле»[3].
Все это указывает на достоинство покойных и на необходимость беречь их могилы от вреда.
Место, где похоронен человек, рассматривается как вакф для него, и не дозволяется продавать или как-то иначе распоряжаться этим местом, если погребение было с согласия владельца земли. Если погребение было осуществлено без согласия или без осведомления владельца земли, то необходимо перенести тело в другое место. Такая земля рассматривается как отнятая не по праву, и нет ни у покойного, ни у его родственников права на неё. Известно, что у захватчика чужого имущества нет неприкосновенности, а правам живого человека отдается предпочтение.
Шейх аль-Ислам, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
ولو دفن في أرض مغصوبة استحب لصاحبها تركه، فإن أبى فله إخراجه وإن تغير وتفتت وكان فيه هتك لحرمته؛ إذ لا حرمة للغاصب وليس لعرق ظالم حق، واتفق أصحابنا على هذا
«Если покойного похоронили на незаконно присвоенной земле, то владельцу этой земли желательно оставить его там. Если он будет против этого, то он вправе изъять тело, даже если оно изменилось и разложилось, и даже если это будет посягательством на его неприкосновенность, так как у захватчика чужого имущества нет неприкосновенности, а у притеснителя нет права. Наши учёные (шафииты) едины в этом»[4].
Итог:
Если покойного похоронили с согласия владельца земли, то он не в праве требовать перенести тело, а данное место погребения будет вакфом для покойного. Однако, если погребение было совершено без согласия или осведомления владельца земли, то он вправе требовать перенести тело, но ему будет лучше оставить тело на месте погребения. Если владелец откажется оставлять тело и будет требовать его изъять, то это его право, даже если тело изменилось и изъятие будет посягательством на неприкосновенность покойного, так как право живого важнее для соблюдения.
Нет запрета родственникам покойного на покупку земли, если владелец согласен на продажу. Но для них нет в этом принуждения и владелец не обязан продавать землю. А Всевышний Аллах знает лучше!
Источник: aliftaa.jo
[1] Коран, 7:70.
[2] Абу Давуд.
[3] Муслим.
[4] «Аль-Маджму» (299/5).