Дозволено ли женщине путешествовать без махрама?

Вопрос:

Дозволено ли женщине путешествовать без махрама?

Ответ:
 
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.

В целом, женщине дозволено путешествовать на расстояние, не превышающее путь, который можно преодолеть за три дня (что приблизительно эквивалентно 80 км), без сопровождения махрама (близкого родственника, за которого нельзя выйти замуж) или мужа.

Существует множество хадисов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на данную тему.

1) Сайиддуна Абу Саид аль-Кудри передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не позволяйте женщине отправляться в путь, который превышает три дня, если её не сопровождает муж или махрам»[1].

2) Сайиддуна Абдулла ибн Умар передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщине нельзя отправляться в трёхдневный путь, кроме как с махрамом»[2].

3) Сайиддуна Абу Хурейра передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Запрещено женщине, которая верует в Аллаха и Судный день, путешествовать на расстояние, равное расстоянию, которое проходят за один день и одну ночь, без сопровождения махрама»[3].

4) Сайиддуна Ибн Аббас передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщине нельзя путешествовать, кроме как в сопровождении махрама, и мужчине нельзя входить к женщине, если с ней нет махрама»[4].

Имам ан-Навави в своём комментарии к «Сахих» имама Муслима говорит:

«Существует множество хадисов, в которых утверждается запретность путешествия женщины без махрама. Эти хадисы отличаются друг от друга по форме. Передача от Ибн Аббаса в «Сахих» аль-Бухари содержит запрет на путешествие женщины без махрама, но больше ничего там не упомянуто. Тем не менее, в других передачах, в «Сахих» аль-Бухари и не только, содержатся упоминания о продолжительности путешествия, для которого необходимо сопровождение махрама: в некоторых хадисах упоминаются три дня, в некоторых – два, а в некоторых – и того меньше».

Имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах, говорит, что эти хадисы различаются в зависимости от того, кто задавал данный вопрос и в зависимости от места, где эти люди получали ответ от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аль-Байхаки сказал: «Создаётся впечатление, будто бы у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о путешествии на три дня без махрама, и он ответил, что это запретно, затем последовал вопрос о двух днях, об одном дне и так далее, и каждый передатчик передал то, что он услышал»[5].

По иджтихаду учёных ханафитского мазхаба, расстояние, упомянутое в хадисе, – это путь, который преодолевают за три дня и три ночи, потому что достоверность хадисов, в которых упоминается именно о трёх днях, достигла высочайшей степени. Все сподвижники, которые передают хадисы об ином количестве дней, вместо трёх, передают также и хадисы, где упоминаются три дня и три ночи. Хадисы, где сказано об одном или двух днях, следует отнести к особым обстоятельствам, например, к случаям, когда больше страха фитны. Таким образом, они (ханафитская школа) считают хадисы о трёх днях и трёх ночах основой данного запрета»[6].

Необходимо уточнить, что речь идёт о расстоянии, которое обычно преодолевают за три дня и три ночи пешком либо верхом (с учётом перерывов на отдых и приём пищи). Следовательно, сопровождение махрама обязательно, если длина пути превышает описанный выше лимит в смысле дальности путешествия, при этом по времени путь может занимать меньше трёх дней.

Учёные разошлись во мнениях относительно того, какова длина данного пути. Многие учёные придерживаются мнения, что ограничение составляет 16 фарсак, что составляет примерно 80 км[7].

Таким образом, мы видим, что учёные ханафитского мазхаба ясно указали на то, что женщине нельзя путешествовать на расстояние, равное трёхдневному пути, без сопровождения махрама либо мужа.

Великий ханафитский шейх имам аль-Касани, да будет милостив к нему Аллах, говорит:

«Одним из условий дозволенности поездки в хадж для женщины является сопровождение мужа или махрама. Если никто (ни муж, ни махрам) не сопровождает её, хадж перестаёт быть обязательным.

Наш довод (ханафитского мазхаба) – это хадис, который передаёт Ибн Аббас, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, женщина должна ехать в хадж только в сопровождении махрама». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Женщине нельзя путешествовать, если её не сопровождает муж или махрам». Кроме того, женщине может угрожать опасность, если её не сопровождает муж или махрам, вот почему ей запрещено путешествовать в одиночку (подразумевается, что её не сопровождает посторонний человек), и страх (за её безопасность) увеличивается, когда она отправляется в путь в группе. Вот почему мужчине запрещено оставаться наедине (хальва) с женщиной, которая не относится к категории махрам, даже если её сопровождает другая женщина»[8].

В «Аль-Фатава аль-Хиндийя» сказано:

«Одно из условий, чтобы женщина могла поехать в хадж, – это сопровождение махрама в том случае, если путь от её дома до Мекки равен трём дням. Если расстояние меньше (чем расстояние, которое преодолевается за три дня), женщине дозволено совершить хадж без махрама»[9].

Имам аль-Хаскафи, да будет милостив к нему Аллах, приводит то же положение в своей известной работе «Дурр аль-Мухтар». Алляма Ибн Абидин, да будет милостив к нему Аллах, даёт следующий комментарий его словам:

«Женщине запрещено путешествовать на расстояние, которое преодолевается за три дня и три ночи. Тем не менее, на меньшее расстояние в случае необходимости ей дозволено отправиться без махрама. Передаётся от Абу Ханифы и Абу Юсуфа, да будет милостив к ним Аллах, что они считали порицаемым для женщины путешествие без махрама даже на расстояние, которое преодолевается за один день и одну ночь, и фетва должна строиться на этом мнении из-за распространившейся безнравственности. Данное мнение также подтверждается хадисом, который приводится в «Сахих» Бухари и «Сахих» Муслима: «Запрещено женщине, которая верует в Аллаха и Судный день, отправляться в путь на расстояние, преодолеваемое за один день и одну ночь, кроме как в сопровождении махрама». Тем не менее, в книге «Аль-Фатх» («Фатх аль-Кадыр» Ибн аль-Хумама) сказано: «Так как первое мнение (т. е. то, где упомянуто расстояние, преодолеваемое за три дня и три ночи) является достоверным, муж не имеет права запрещать жене совершать хадж, если между ней и Меккой менее трёх дней пути»[10].

Приведённые выше выдержки из авторитетных книг ханафитского мазхаба явно указывают на то, что женщине запрещено путешествовать без махрама или мужа. Запрещено настолько, что Ибн Абидин (один из самых авторитетных учёных) высказал мнение, что из-за распространившегося греха и безнравственности в его время женщину нельзя отпускать в путешествие даже на расстояние, которое преодолевается за один день и ночь (хотя, согласно фетве, три дня и три ночи, что составляет около 80 км). Если эти слова были сказаны о временах Ибн Абидина, так каким было бы решение в наше время?

Следует отметить, что основа для данного положения в Шариате – это не дурное мнение о женщине и её возможном поведении, как неуместно полагают некоторые, а стремление защитить её репутацию, достоинство и оградить от опасностей. Суть в том, чтобы защитить её от страстей людей, чьи сердца больны, от оскорблений, которые могут исходить от безнравственного человека, и грабителей.

Некоторые люди сегодня высказывают мнение, что путешествия в наше время существенно отличаются от того, какими они были во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Нам необходимо учитывать, что представляет собой путешествие в наше время. Сегодня путешествие – это не то, что было раньше. В нём уже нет того множества опасностей, как во время путешествий через пустыню, где нет воды, возможны встречи с разбойниками на дороге и так далее. Сегодня люди путешествуют различными видами транспорта и, как правило, при большом скоплении людей в транспортном средстве, например, на самолёте, машине, автобусе, корабле и так далее. Таким образом обеспечивается безопасность и надёжность, то есть можно не бояться за женщину, ведь она не будет оставаться одна во время путешествия, а в Шариате есть принцип: «Шариатские решения меняются в соответствии со временем». Кроме того, некоторые признанные учёные делали исключение из запрета на путешествие женщин без махрама, дозволяя путешествие женщин в группе или дозволяя путешествие без махрама, если нет риска или страха фитны.

Описанное выше понимание неверно по многим причинам. И на основе приведённых в нём оснований нельзя сделать вывод о дозволенности путешествия женщины без махрама.

Во-первых, приведённый выше принцип фикха без сомнения принимается учёными, но нужно правильно понимать, что он означает. Смысл правила «шариатские решения меняются» – не в том, что установления Шариата будут изменяться в соответствии с временем и эпохой, а в том, что правила, основанные на обычае или привычках (урф), или положения фикха, которые строятся на мнении (ра’и) или иджтихаде, часто формулировались в зависимости от того, какие обычаи преобладали на тот момент. Следовательно, дозволено отходить от них, если обычай, на котором они строились, изменился с течением времени. Положения Шариата, основанные на ясных доводах Корана и Сунны, никогда не могут измениться. Учёные в области усуль аль-фикх отмечают, что обычай или практика, которые противоречат текстам Корана и Сунны, относятся к неприемлемым обычаям (урф аль-фасид)[11].

Во-вторых, есть разница между мудростью закона и его причиной. Положение Шариата всегда основывается на причине (илля), а не на мудрости (хикма), которая за ним стоит.

Например, мудрость запрета на вино и алкоголь в целом в том, что употребление алкоголя способствует возникновению неприязни и ненависти людей друг к другу, а также отвлекает человека от поминания Аллаха. Причина запретности состоит в том, что вещество обладает опьяняющим действием. Представьте ситуацию, если бы человек сказал, что для него вино дозволено, потому что он закроется на замок после того, как выпьет его, и поэтому не сможет нанести никому вред. Любой разумный человек поймёт, что это утверждение неверно, потому что вино является харамом вне зависимости от того, нанесёт ли человека какой-то вред другим в состоянии опьянения или нет. Ведь причина запретности вина – в том, что оно опьяняет, и не имеет значения, реализуется мудрость запрета в данном конкретном случае или нет[12].

Легче понять суть данного правила на примере из повседневной жизни. По правилам дорожного движения водитель должен останавливаться на красный сигнал светофора. Мудрость данного правила заключается в том, что оно предотвращает автомобильные аварии. Тем не менее, причиной (илля) для данного установления является красный сигнал светофора. Теперь представим, что водитель, который ведёт машину глубокой ночью, видит, что сигнал светофора красный, но вокруг нет ни одной машины. Если бы правило основывалось на мудрости (предотвратить ДТП), ему было бы дозволено проехать на красный свет. Тем не менее, всем известно, что, несмотря на отсутствие какой-либо опасности возникновения аварии, он должен остановиться на красный свет, иначе его оштрафуют, если поймают, потому что запрет основан на причине, а не на мудрости.

То же касается путешествия женщины без махрама. Мудрость данного запрета, несомненно, заключается в том, чтобы оградить женщину от опасностей, которые могут настигнуть её во время путешествия. Тем не менее, законная причина у данного положения иная. Причина (илля) – это путешествие на расстояние, которое преодолевается за три дня и три ночи, поэтому не имеет значения, является ли это путешествие безопасным, отправится женщина на самолёте или пешком, всё равно оно остаётся запретным.

Уместно привести сравнение с правилом о сокращении молитв в пути (каср). Мудрость этого положения – в том, чтобы освободить путника от чрезмерной тяжести (машакка), но причина – не в этом. Причина – это путешествие на расстояние, которое преодолевается за три дня и три ночи. Поэтому учёные ханафитского мазхаба (прошлого и наших дней) сказали, что путнику необходимо сокращать обязательные молитвы, даже если его путешествие проходит в абсолютно комфортных условиях. И мы не увидим людей, которые станут утверждать, что молитвы не надо сокращать, раз в наше время существуют современные средства передвижения!

В-третьих, если посмотреть на те исключения, которые делали некоторые признанные учёные прошлого других мазхабов, дозволяя женщине отправиться в путь без махрама, окажется, что эти исключения касались только поездки в хадж. Причина данного разногласия в том, что Коране и Сунне очень много сказано об обязательности хаджа, поэтому оказалось, что есть два вида текстов с противоположным смыслом[13]. Тем не менее, это невозможно распространять на все путешествия в целом.

Например, имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах, в своём монументальном комментарии к «Сахих» Муслима говорит:

«Согласно единогласному мнению (иджма) уммы, женщина обязана совершить хадж, если у неё есть возможность для этого, что следует из общего смысла аята: «Паломничество к дому Аллаха – это обязанность для людей, у которых есть на это средства»[14], а также из хадиса о пяти столпах Ислама. Тем не менее, между учёными существует разногласие относительно того, является ли сопровождение махрама необходимым условием совершения хаджа женщиной или нет. Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, считает, что это является условием обязательности хаджа, кроме случая, когда расстояние между Меккой и местом, где живёт женщина, меньше трёх марахиль. То же мнение избрали для себя учёные из числа хадисоведов, людей мнения (ра’и), Хасан аль-Басри и Нахаи, да будет милостив к ним Аллах. Тем не менее, Ата, Са’ид ибн Джубейр, Ибн Сирин, Малик, аль-Аузаи, Шафии, да будет милостив к ним ко всем Аллах, сказали, что махрам не является условием для хаджа, а условием является безопасность пути. Некоторые из наших учёных (шафиитского мазхаба) сказали: «Безопасность достигается, если женщину сопровождает муж, махрам или группа благочестивых женщин, и хадж не является обязательным, если нет ни одного из трёх. Таким образом, если найдётся только одна благочестивая женщина, хадж не обязателен, но совершить его дозволено. И это верное мнение».

Учёные нашего (шафиитского) мазхаба высказали разные мнения относительно поездки в необязательный хадж, поездки к семье или друзьям, а также деловой поездки, потому что все эти виды путешествия не являются обязательными. Некоторые сказали: «Женщине дозволено в этих случаях путешествовать с группой благочестивых женщин, как и для обязательного хаджа». Хотя большинство учёных (джумхур) сказало, что путешествовать без мужа или махрама в данном случае запрещено, и это самое верное мнение, основанное на достоверных передачах. Кади Ияд (большой учёный маликитского мазхаба) сказал: «Все учёные сошлись на том, что женщине нельзя путешествовать без мужа или махрама, кроме как для совершения хаджа или умры, исключая переезд из даруль-харб, потому что в данном случае ей запрещено (харам) оставаться на территории кяфиров»[15].

Приведённый выше комментарий имама ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах, указывает на то, что суждения о дозволенности путешествия женщины в группе благочестивых женщин или в компании одной благочестивой женщины, распространяются только на совершение хаджа. Великий маликитский учёный Кади Ияд (которого процитировал имам ан-Навави) передаёт единогласное мнение учёных по данному вопросу.

Имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах, подтверждает вышесказанное в «Аль-Маджму»:

«Второе мнение (в мазхабе Шафии) заключается в том, что женщине нельзя отправляться в путь без махрама, кроме как в хадж, и это мнение является верным и ясно передаётся от самого имама Шафии в его книге «Аль-Умм». Причина в том, что путешествия, помимо хаджа, не являются обязательными». Далее он цитирует все хадисы на эту тему, которые передаются от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует[16].

В маликитском мазхабе решение по данному вопросу также предельно ясно. Мы уже привели мнение Кади Ияда, процитированное имамом ан-Навави. Приведём слова ещё одного авторитетного учёного этого мазхаба – имама Дасуки, да будет милостив к нему Аллах, который сказал:

«Если путешествие является обязательным[17], женщине дозволено отправиться в него в сопровождении мужа, махрама или группы благочестивых достойных доверия людей. Если путешествие желательно (мандуб, а не обязательно), женщине дозволено отправиться в него только в сопровождении мужа или махрама, путешествие с группой в данном случае не дозволено»[18].

Ханабалиты высказали по данному вопросу то же мнение, что и ханафиты, то есть, по их мнению, женщине не дозволено отправляться в путь без сопровождения махрама, даже если это хадж, в котором огромная польза. Имам аль-Бахути, да будет милостив к нему Аллах, сказал:

«Если женщина совершила хадж без махрама, это является запретным (харам) для неё, однако обязанность совершить хадж с неё снимается»[19].

Сказанное выше явно демонстрирует, что ни одна из четырёх крупных школ фикха не дозволяет женщине путешествовать без мужа или махрама. Исключением является только хадж. В шафиитском и маликитском мазхабах делается исключение для поездки в хадж в группе благочестивых достойных доверия женщин (согласно мнению некоторых учёных, одной женщины), тем самым подчёркивается важность и значение хаджа.

Следовательно, женщине запрещено путешествовать на расстояние более 80 км., если её цель – навестить родственников или друзей, получить знания и так далее. В ханафитском и ханабалитском мазхабах также строго запрещено ехать без махрама в хадж, а в шафиитском и маликитском мазхабах допускается поездка в хадж в группе благочестивых женщин.

Некоторые пытаются доказать дозволенность путешествия без махрама при помощи хадиса, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул, что женщина поедет и совершит таваф вокруг Каабы без сопровождения мужа[20]. Может показаться, что в этом хадисе содержится разрешение для женщины отправиться в путь одной, но следует более глубоко проанализировать его. В шафиитском мазхабе, например, данный хадис используется как довод для дозволенности путешествия в хадж без махрама, если путь туда безопасен. Однако учёные ханафитского мазхаба сказали на этот счёт, что в данном хадисе упоминается то, что будет происходить в будущем, и поэтому в нём не содержится одобрения или указания на дозволенность. В любом случае, очень сомнительно делать вывод, что женщине в целом дозволено путешествовать одной при условии, что это безопасно, из одного хадиса, особенно в свете множества доказательств обратного[21].

Стоит особо отметить, что в Шариате существует правило, согласно которому запрещённые вещи становятся дозволенными в случае крайней необходимости. Например, употребление свинины становится дозволенным, если есть страх умереть от голода. Современные учёные сделали в связи с этим исключение для попавшей в тяжёлую ситуацию женщины, у которой по какой-то причине нет махрама. Отправиться в путь одной в этом случае будет дозволено. Один из великих учёных нашего времени шейх муфтий Таки Усмани, да хранит его Аллах, говорит:

«В случае, если у женщины нет ни мужа, ни махрама, ни какого-либо другого родственника, который мог бы содержать её, и у неё не достаточно средств, чтобы обеспечить себя, ей дозволено покинуть дом, соблюдая при этом правильный хиджаб, чтобы заработать достаточное для жизни количество средств. Если этого легко добиться, оставаясь в своей стране или в своём городе, нет необходимости ехать в другую страну. Но, если у неё нет другого выхода, кроме как поехать в другой город, и нет махрама, то только в этом случае ей дозволено последовать мнению имама Шафии и имама Малика, так как они дозволили женщине путешествовать в группе благочестивых женщин (в таких ситуациях)»[22].

Здесь мне хотелось бы добавить, что в шафиитском и маликитском мазхабах исключение из общего запрета на путешествие женщины без махрама делается для совершения хаджа, то есть в основе данного исключения лежит идея необходимости.

В заключение следует напомнить, что махрамом для женщины является близкий родственник, за которого она никогда не сможет выйти замуж. Согласно мнению большинства учёных, не ставится условием, чтобы махрам был мусульманином.

В «Аль-Фатава аль-Хиндийя» сказано:

«К махрамам относится муж и те, кому навсегда запрещено жениться на данной женщине, будь то из-за кровного родства, взятия ребёнка на воспитание или брака[23]. Он должен быть достойным доверия, разумным и совершеннолетним (балиг). Не имеет значения, раб он или свободный, мусульманин или неверующий. Однако если он из числа огнепоклонников, которые считают брак с близкими родственниками дозволенным, женщине нельзя отправляться в путешествие с ним. Мальчик, который близок к достижению совершеннолетия, считается взрослым»[24].

А Аллах знает лучше.

 

[1] «Сахих» Муслим.

[2] «Сахих» аль-Бухари, № 1036 и «Сахих» Муслим.

[3] «Сахих» аль-Бухари, № 1038.

[4] «Сахих» аль-Бухари, № 1763.

[5] Комментарий имама ан-Навави к «Сахих» имама Муслима, 1015.

[6] Зафар Ахмад аль-Таханави, И’ля ас-Сунан, том 10, с. 11.

[7] Файз аль-Бари аля Сахих аль-Бухари, 2/397.

[8] Бада’и ас-Сана’и, 2/1230.

[9] Аль-Фатава аль-Хиндийя, 219.

[10] Радд аль-Мухтар аля аль-Дурр аль-Мухтар, 2/465.

[11] Ибн Абидин, Нашр аль-Урф фи бина ба’д аль-ахкям аля аль-урф, стр. 115.

[12] «Усуль аль-Ифтаа» и другие книги по усулю.

[13] То есть те, где подчёркивается обязательность хаджа, и те, где высказан запрет отправляться туда без махрама, – прим. пер.

[14] Сура «Али Имран», аят 97.

[15] Навави, аль-Минхадж шарх Муслим ибн аль-Хаджжаж, с. 1015, Дар ибн Хазм, Бейрут.

[16] Китаб аль-Маджму Шарх аль-Мухаззаб, 7/460.

[17] Как хадж.

[18] Хашия ад-Дасуки аля Шарх аль-Кабир, 2/14.

[19] Кашаф аль-Кина аля матн аль-Икна, 2/213; Ибн Кудама, аль-Мугни, 3/236-237.

[20] «Сахих» аль-Бухари.

[21] «Фатх аль-Бари», «Умдат аль-Кари» и «И’ля ас-Сунан».

[22] Бухут фи казая фикхийя аль-му’асира, стр. 338.

[23] Отец мужа, например, является для женщины махрамом.

[24] Аль-Фатава аль-Хиндийя, 1/219.

Похожие материалы