Может ли ребенок быть имамом в намазе?

Вопрос: В последнее время мы замечаем распространение феномена молодых имамов с красивыми голосами, которые предводительствуют в молитвах. Существует ли определенный возраст для имама?

Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха!

Имам в коллективном намазе — это предводитель людей, ведущий их ко Всевышнему Аллаху через исполнение одного из важнейших обрядов Ислама — намаз. По этой причине имам имеет высокий статус в нашей религии. Первым, кто исполнял эту роль, был наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), затем за ним в этом последовали имамы, жившие после него.

Чтобы имамы могли справляться с этой важной миссией, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал дуа за имамов, чтобы Аллах (Свят Он и Велик) оказал им помощь в правильном исполнении своих обязанностей.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

الْإِمَامُ ضَامِنٌ، وَالْمُؤَذِّنُ مُؤْتَمَنٌ، اللَّهُمَّ أَرْشِدْ الْأَئِمَّةَ، وَاغْفِرْ لِلْمُؤَذِّنِينَ

«Имам — ответственное лицо, а муэдзин — доверенное. О Аллах, веди правильным путем имамов и прости муэдзинов!»[1] Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Имам — ответственное лицо», охватывают множество аспектов понятия ответственности, относительно которых едины ученые в разделах книг о коллективном намазе.

Предпочтительнее всего, чтобы намазом руководил самый знающий в вопросах намаза (афках), далее идет тот, кто лучше читает Коран, а затем — самый старший.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

يَؤُمُّ الْقَوْمَ أَقْرَؤُهُمْ لِكِتَابِ اللهِ، فَإِنْ كَانُوا فِي الْقِرَاءَةِ سَوَاءً، فَأَعْلَمُهُمْ بِالسُّنَّةِ، فَإِنْ كَانُوا فِي السُّنَّةِ سَوَاءً، فَأَقْدَمُهُمْ هِجْرَةً، فَإِنْ كَانُوا فِي الْهِجْرَةِ سَوَاءً، فَأَقْدَمُهُمْ سِلْمًا، وَلَا يَؤُمَّنَّ الرَّجُلُ الرَّجُلَ فِي سُلْطَانِهِ، وَلَا يَقْعُدْ فِي بَيْتِهِ عَلَى تَكْرِمَتِهِ إِلَّا بِإِذْنِهِ

«Пусть намазом руководит тот, кто лучше всех читает Книгу Аллаха. Если все равны в чтении, то тот, кто лучше всех знает Сунну. Если все в равной степени знают Сунну, то тот, кто раньше совершил хиджру. Если все одинаковы в хиджре, то старший по возрасту. И пусть никто ни в коем случае не руководит намазом в чужом доме и не садится на почетное место без разрешения хозяина»[2].

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

السنة أن يؤم القوم أقرؤهم وأفقههم؛ لما روى أبو مسعود البدري رضي الله عنه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: (يؤم القوم أقرؤهم لكتاب الله تعالى وأكثرهم قراءة، فإن كانت قراءتهم سواء فليؤمهم أقدمهم هجرة، فإن كانوا في الهجرة سواء فليؤمهم أكبرهم سنا) وكان أكثر الصحابة رضي الله عنهم قراءة أكثرهم فقهاً؛ لأنهم كانوا يقرؤن الآية ويتعلمون أحكامها، ولأن الصلاة تفتقر صحتها إلى القراءة والفقه فقدم أهلهما، فإن زاد أحدهما في القراءة أو الفقه قدم على الآخر، وإن زاد أحدهما في الفقه وزاد الآخر في القراءة فالأفقه أولى؛ لأنه ربما حدث في الصلاة حادثة يحتاج إلى الاجتهاد، فإن استويا في الفقه والقراءة ففيه قولان، قال في القديم: يقدم الأشرف، ثم الأقدم هجرة، ثم الأسن وهو الأصح.

«Желательно, чтобы намазом руководил тот, кто лучше всех читает Коран и сведущ в вопросах фикха, согласно хадису, который передается Абу Масудом аль-Бадри (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Пусть намазом руководит тот, кто лучше всех читает Книгу Всевышнего Аллаха и читает ее больше всех. Если в чтении все они будут равны, то пусть руководит тот, кто раньше совершил хиджру. Если в хиджре они будут равны, то пусть руководит старший по возрасту”»[3].

В большинстве случаев чтение Корана сподвижников (да будет доволен ими Аллах) было фикхом, по причине того, что они читали аяты, параллельно обучаясь их постановлениям. Так как действительность намаза зависит от правильности чтения и знания фикха, предпочтение отдается тем, кто в этом более сведущ. Если кто-то из них лучше владеет чтением или фикхом, то предпочтение отдается ему. Если кто-то владеет лучше чтением, а другой — фикхом, то предпочтение отдается второму, так как нередко в намазе происходят ситуации, которые нуждаются в иджтихаде. Если оба одинаково владеют как чтением, так и фикхом, то в такой ситуации есть два мнения. Согласно раннему (кадим) мнению (имама Аш-Шафии), предпочтение отдается более знатному, затем раньше другого совершившему хиджру, а после этого — старшему по возрасту, и это мнение наиболее достоверно (аль-асахх).

Лучше всего, согласно вышеупомянутой последовательности, чтобы намазом руководил совершеннолетний мужчина, хорошо владеющий чтением Корана и знающий постановления, связанные с намазом, даже если у него не будет красивый голос.

Предводительство в намазе ребенка-мумаййиза, который достиг возраста семи лет, действительно, если он хорошо владеет чтением благородного Корана и имеет знания о постановлениях намаза, даже если есть совершеннолетний, соответствующий условиям действительности намаза, однако ученые прямо указали на нежелательность подобного.

Имам Хатыб аш-Ширбини аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وتصح القدوة للكامل وهو البالغ الحر بالصبي المميز للاعتداد بصلاته؛ “ولأن عمرو بن سلمة بكسر اللام كان يؤم قومه على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم وهو ابن ست أو سبع”، رواه البخاري، ولكن البالغ أولى من الصبي وإن كان الصبي أقرأ أو أفقه للإجماع على صحة الاقتداء به بخلاف الصبي، وقد نص في البويطي على كراهة الاقتداء بالصبي

«Действителен намаз совершеннолетнего свободного мужчины, совершенный за ребенком-мумаййизом, так как намаз второго считается легитимным, а также по причине того, что Амр бин Саляма руководил намазом во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в возрасте 6-7 лет, как это передается у аль-Бухари. Однако совершеннолетний предпочтительнее ребенка, даже если последний лучше читает Коран и лучше знает фикх, так как ученые единогласны в вопросе действительности намаза за совершеннолетним, в отличие от намаза за ребенком. От аль-Бувайти передается, что намаз за ребенком нежелателен»[4].

Таким образом, предпочтительнее всего, чтобы намазом руководил совершеннолетний мужчина, который знает постановления намаза. Не следует предоставлять право руководства намазом ребенку при присутствии взрослого, способного выполнить роль имама надлежащим образом, однако намаз за первым будет действителен с нежелательностью (карахат). Необходимо позаботиться о том, чтобы выдвижение имама не послужило причиной разногласий и споров между молящимися в мечети. И Всевышнему Аллаху известно лучше!

Источник: https://aliftaa.jo

 

[1] Абу Давуд.

[2] Муслим.

[3] «Аль-Маджму шарх аль-мухаззаб» (4/279).

[4] «Мугни аль-мухтадж» (1/483).

Похожие материалы