От Али передается, что он приравнивал игру в шахматы к азартным играм (майсир), запрещенным в Коране:
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ ۖ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَا أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا ۗ وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ ۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّـهُ لَكُمُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَتَفَكَّرُونَ ﴿٢١٩﴾ (سورة البقرة)
Они [люди] спрашивают тебя (о Пророк) об опьяняющем [вине] [можно ли употреблять, продавать и покупать] и азартной игре. Скажи: В них обоих – великий грех (и вред для веры, разума и имущества человека) и некая польза [получение выгоды] для людей, но грех их – больше пользы (так как они отвлекают человека от поминания Аллаха и молитвы, вносят вражду и озлобленность, и расточают имущество). И они спрашивают тебя: что им расходовать (из их имущества в качестве милостыни)? Скажи (им): Остаток [то, что переходит за ваши потребности]. Вот так разъясняет Аллах вам знамения (и положения Своего Закона), чтобы вы размышляли (о том, что приносит вам пользу) (сура “Аль-Бакара”, аят 219).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴿٩٠﴾ (سورة المائدة)
О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющие [все, что затмевает разум], азартные игры, жертвенники [камни, где многобожники совершают жертвоприношение] и стрелы [принятие решения по стрелам] (являются) мерзостью [скверной] из деяния сатаны [грехом, который он украсил]. Сторонитесь же этого, чтобы вы оказались счастливыми! (сура “Аль-Маида”, аят 90)
(ас-Сабуни, Раваи’, 1/280)
Алюси также причислял шахматы к азартным играм (Алюси 4/114).
Что касается ханбалитского и маликитского мазхабов, то у них шахматы, подобно иным азартным играм, запретны (харам) (Даудоглу, 5/34; Джазири, Аль-Фикх аляль-мазахиб, 4/51). В маликитской книге Шарх аль-Мукаддимат аль-Иззия (с. 169) говорится: “Нельзя давать салям играющим в шахматы”.
Самыми мягкие в вопросе шахмат шафииты. Часть их считает это мубахом, но при соблюдении некоторых условий: чтобы игра не велась на деньги, чтобы не сквернословили и чтобы игра не способствовала откладыванию намаза и иных поклонений на потом… (Алюси, 6/114). Иными словами, если эти три условия не соблюдаются, то и у шафиитов эта игра будет запретной (харам). Имам Навави же утверждает, что в шафиитском мазхабе шахматы – макрух (Навави; Фатава 261).
Среди ханафитов шахматы считаются запретными (харам) или близкими к запретному (макрух тахрим) (Даудоглу, 5/33; Ибн Абидин, 6/394; аль-Джазири, 4/52).
Имам Маргинани в книге “Хидая” приводит хадис от Посланника Аллаха :
من لعب بالشطرنج ، والنردشير، فكأنما غمس يده في دم خنزير
Играющий в шахматы и нарды подобен вымазавшему свои руки в крови свиньи.
Конечно, нельзя отрицать тот факт, что имам Абу Юсуф считал шахматы мубахом, если соблюдены некоторые условия: 1) не должно быть азарта; 2) игра не ведется постоянно; 3) и не наносится вред религиозным обязанностям (Ибн Абидин, 6/394).
Но в данном вопросе (в ханафитском мазхабе) мнение Абу Юсуфа не берется. Кроме того, что большинство ханафитских ученых причислили данную игру к запретному, были и те, кто причислял игру в шахматы к большим грехам, поскольку приравнивание шахмат к мубаху несет смысл помощи шайтану в борьбе против верующих. Даже приветствие (салям) играющему в шахматы – макрух (Фатава аль-Хиндия, 5/326).
Али увидев группу играющую в шахматы, высказал им порицание и добавил, что они не были созданы для этого (Навави, Фатава 262; Хашия, Ианатут Талибин 4/280).
Абдуллах бин Умар считал шахматы еще более мерзкой игрой чем нарды (Камиль Мирас, Таджрид 11/96; более подробно в Куртуби 6/291-292).
А в книге “Кашфуз зунун” мы узнаем, что даже есть отдельная книга о запретности шахмат “Тахрим аш-шатрандж, Мухаммад бин Али” (1/959).