Разрешено ли употреблять в пищу кошерное мясо?

Несколько раз меня спрашивали про кошерное мясо – можно ли его есть мусульманам? Когда я учился в «Даруль-Ифта», один из наших студентов получил этот вопрос, и мы связались с несколькими кошерными комитетами и подробно расспросили их, как происходит сертификация кошерного мяса. Все комитеты объяснили, что процесс забоя происходит так: приходит раввин, произносит имя Бога, и после этого животное закалывается. Например, если есть отара овец, раввин произносит над ней имя Аллаха на иврите, и после этого в отношении всех остальных животных, которых закалывают, имя Аллаха не произносится. То есть, имя Аллаха произносится лишь один раз, и после этого закалывается все стадо, предназначенное для забоя.      
Ханафитский мазхаб

Согласно ханафитскому мазхабу, есть такое мясо нельзя. У ханафитов есть три основных условия дозволенности мяса:     
  1. Чтобы забивающий был мусульманином, или человеком Писания.
  2. Чтобы произносилось имя Бога (неважно, на арабском или любом другом языке).  
  3. Чтобы животное было забито согласно требованиям Шариата.
Что касается собственно забоя, то у кошерных компаний все соответствует шариату, они очень щепетильны в этом вопросе. Но они не произносят имя Всевышнего Аллаха при забое каждого животного, поэтому, по ханафитскому мазхабу, такое мясо есть нельзя.       

Шафиитский мазхаб

У шафиитов основные требования следующие:
  1. Чтобы забивающий был мусульманином или человеком Писания.
  2. Чтобы животное было заколото согласно требованиям Шариата.
Произнесение Имени Всевышнего Аллаха – не является условием, это желательно (мустахабб).        

Казалось бы, согласно шафиитскому мазхабу, кошерное мясо должно быть дозволено. Но нет, проблема в том, кто такие Люди Писания по шафиитскому мазхабу. Имам ан-Навави пишет, что для того, чтобы каких-то людей считать Людьми Писания, есть два условия: предки этих людей, этой национальности, к которой они принадлежат, должны были принять иудаизм или христианство до того, как пришел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Второе условие: та форма христианства или иудаизма, которую они приняли, должна быть неискаженной на тот момент. И только при соблюдении этих двух условий люди будут считаться Людьми Писания. Такие условия имам ан-Навави приводит в «Минхадж».

Имам Рамли, и имам Ширбини пишут, что факт соблюдения этих условий невозможно установить в настоящее время. Поэтому, в реальности Людей Писания уже нет. Когда дело касается вопросов брака и вопросов мяса, следует помнить, что современные христиане не являются Людьми Писания. Что касается определения «люди Писания», то шафииты практикуют его по-разному, хоть и приведенное мнение является основополагающим (му`тамад). В свое время я слушал уроки шейха Рушди Калама, и когда он дошел до вопроса о Людях Писания, я понял, что шейх следует определению ханафитского мазхаба. То есть, некоторые шафииты считают, что современные христиане, живущие в Сирии, относятся к Людям Писания. Но на каком основании – шейх не вдавался в детали, я понял это косвенно, с его слов.         
Итог

В итоге, и по ханафитскому, и по шафиитскому мазхабу, кошерное мясо является недозволенным. Аллах знает лучше!
Похожие материалы