Таклид имама Ахмада за имамом Шафии

Ахмад получил пользу от Аш-Шафии, но не следовал за ним как ученик, в том смысле, как нам может показаться, человек сидит и получает знания у своего шейха, берёт у него основы науки, тот даёт ему разъяснение некоторых выражений или нечто подобное – нет, не так.

Он получил пользу благодаря интеллекту имама Шафии, его способу исследования, его методу выведения решений. Между ними были уважительные отношения, каждый из них питал уважение к другому. Шафии говорил Ахмаду: «Вы лучше нас знаете хадис», и просил его рассказать ему хадис, откуда бы хадис ни был – из Египта, Йемена, Ирака, Хиджаза. Имам Ахмад любил ум имама Шафии, его метод вынесения шариатских заключений и считал его таким муджтахидом, которому можно вручить флаг иджтихада и за которым можно следовать в религии Аллаха.

Более того, у имама Ахмада есть цитата. У него есть ряд заключений об этом, но именно эта цитата очень ценна. Когда он не находил довода на какой-то вопрос, то ориентировался на мнение Шафии. То есть Ахмад являлся муджтахидом, но когда не находил шариатского текста по теме какого-то вопроса, как это бывает у учёных (у всех учёных бывают остановки в исследуемых вопросах) – в таких случаях, если и следовать за кем-то, то за кем? – он следовал за Шафии.

То есть когда он останавливался при работе над каким-то вопросом, не находя шариатского текста для вынесения решения, то суждение Шафии было самым достойным того, чтобы следовать за ним. Это и имеется в виду. Имам Ахмад знал фикх имама Малика, знал фикх имама Абу Ханифы и читал книги ахлю ра’и и познал их, и мы знаем, что он получил пользу от Кады Абу Юсуфа.

Но его сердце не находило успокоения в следовании за кем-либо кроме имама Шафии.  

Похожие материалы