Управление фондовыми опционами служащих

Вопрос:

Не могли бы вы предложить какую-либо литературу относительно уместности предоставления фондовых опционов в компаниях мусульманским служащим? Могут ли мусульмане участвовать в системе фондовых опционов служащего? Каковы другие варианты?
 

Ответ:

Спасибо вам за вопрос. Этот вопрос — один из тех, над которым многие мусульмане ломают голову и с серьезным основанием. Для начала, термин «опцион» часто приводит к путанице, потому что, возможно, многие считают, что это имеет отношение к рынку опционов (ценных бумаг), покупка и продажа которых четко запрещена вследствие элемента неопределенности (или гарар) во время заключения контракта. (Для детального обсуждения вопроса «гарар» см.: Урок 2, «Риба и гарар», из курса, который я преподаю в университете Доу Джонса, «Принципы исламских инвестиций», доступного в Интернете, курс начался в марте 2000).

Во-вторых, у людей могут быть вопросы о способе, по которому работает типичный набор фондовых опционов. Ниже я обрисую в общих чертах основные идеи:
 

Чтобы вознаградить работу или побудить служащих работать усерднее, компания может предложить служащему опцион (предложение) на 100 акций фирмы по установленной цене (цене исполнения), которая обычно не равна (меньше) рыночной цене. Предложение будет действительным в течение определенного периода времени (период осуществления) — количества лет или количество дней со времени, когда сотрудник покидает компанию.
 

Служащий может (сделать с этим предложением — опционом) следующее:
 

1.    Не делать ничего — в этом случае служащий ничего не платит и ничего не получает.
2.    Реализовать опцион, купив часть акций и продав их по рыночной цене, получая разницу (за вычетом комиссии) в наличных деньгах.
3.    Купить все акции по цене исполнения и держать их в расчете на будущее.
4.    Продать достаточное количество акций по рыночной цене, придержав остальные на будущее.
 

При всех этих обстоятельствах, «опцион» фактически будет означать «предложение», потому что цена на него установлена. Слово «опцион» («выбор») относится к тому факту, что компания предоставляет своему служащему выбор: купить запас акций и придержать его, или продать его, или сделать и то и другое (комбинацию из двух предыдущих возможностей). При этих обстоятельствах нет ничего плохого в том, что служащий решит купить запас акций. Но только при условии, что эта компания соответствует условиям Шариата, или, другими словами, соответствует определенным финансовым критериям. Главным условием является то, что основной бизнес компании является халяльным (дозволенным Шариатом). Компании, чьим основным занятием является риба (ростовщичество, банковское дело), (а таковыми является большинство компаний в финансовом секторе), определенно выходят за границы дозволенных для мусульманских инвесторов.
 

То же самое будет верным для компаний, которые производят или продают алкоголь, табак, продукты из свинины, так называемые «развлечения для взрослых» и так далее. Так что мусульманские инвесторы должны быть осторожны относительно того, куда его/ее инвестиционные фонды (финансы) будут размещены. Есть также вторичные соображения: некоторые из которых касаются степени, до которой компания вовлечена в риба посредством корпоративного заимствования или не-рабочего (не относящегося к ее основной деятельности) дохода по процентам, некоторые из которых касаются дебиторской задолженности (должников компании). Они упоминаются, в качестве вторичных индикаторов Шариата, и шариатские наблюдательные советы (SSB) высказали свое мнение относительно этих показателей. Многие исламские фонды приняли критерии, установленные Наблюдательным советом, такие, как индекс Доу Джонса (Исламский индекс Доу Джонса определяет, насколько компания вовлечена в запретный бизнес (не занимается ли запретными вещами — это первая часть) и насколько она вообще может быть связана с запретным бизнесом (не вкладывает ли деньги в банки, какие-то запретные ценные бумаги, не дает ли в долг под проценты и прочее). Это нужно для исламских инвесторов — куда, в какой бизнес, можно кладывать деньги) для исламского рынка, потому что эти показатели самые строгие и также наиболее точно проверены.

Так что коротким ответом на вопрос о том, могут ли мусульмане осуществлять фондовые опционы, когда они предлагаются им компаниями, на которых они работают, будет утвердительный ответ. Причина в том, почему это будет дозволенным, состоит в том, что «опцион» фактически является предложением, так как тут присутствуют основные элементы любой продажи — предложение («иджаб») и его принятие («кабуль»).

В вашем вопросе есть еще две части. Одна имела отношение к литературе по этому предмету. Я могу порекомендовать книгу факиха (правоведа) Мухаммада Таки Усмани, которая называется «Исламские финансы». Последняя часть вопроса, относительно того, доступны ли другие варианты вместо участия в фондовых опционах служащего, мне не понятна. Очевидно, что существует множество вариантов, доступных для служащих и управляющих. Но что нужно конкретно (какой конкретно требуется вариант ответа), из вопроса мне не ясно.

Наконец, в этом, как в других вопросах, Аллах знает лучше.

 

Похожие материалы