Футувваты: между суфийскими братствами, рыцарскими орденами и профессиональными гильдиями

Футувва (араб. فتوة, «юность») – концепция нравственного поведения, вокруг которой развивалось множество институтов средневековых исламских братств. Обладая характеристиками, сходными с рыцарским кодексом, эти ремесленные исламские ассоциации мужчин приобрели значительное влияние в качестве стабильных социальных единиц, оказывающих религиозное, военное и политическое влияние в большей части исламского мира.

В самом буквальном смысле футувва означает «качество молодости». Только в VIII веке по милади это слово стало означать что-то вроде морального кодекса. Эволюция этого понятия от прилагательного к моральной структуре была обусловлена слиянием и исламизацией персидской и арабской традиции. Распространение Ислама сопровождалось распространением определения идеального мусульманина, или «фаты». Даже в доисламскую эпоху эта тема представляла собой популярную тему в поэзии, вращавшуюся вокруг личности Хатима ат-Таи, прославленного арабского поэта эпохи джахилии, известного своей щедростью. Ат-Таи вновь появляется в ранней литературе футувва как доисламский предок рыцарского морального кодекса, который позже найдёт олицетворение в подобных исламских образах, а именно Али ибн Абу Талибе (да будет доволен им Аллах). Со временем эта поэзия станет использовать эпитет, используемый в Коране для прославления праведности таких фигур, как Юсуф и Ибрахим (мир им), приобретая более глубокое нравственное значение. На развитие арабского представления об идеальном человеке в дальнейшем повлияли персидские концепции Джаванмарди (персидский вариант слова «юношество»), подобная система идеалов, тесно связанная с суфийскими орденами.

Среди первых попыток кристаллизовать концепцию футувва в литературной форме был трактат 9 века Абу аль-Фатика. Ассоциации молодых людей, упомянутые в кодексе аль-Фатика, были предшественниками более формализованных братств более поздних веков и впервые описаны в Китаб аль-Агани, антологии стихов и песен арабского мира девятого века. Хотя в стихотворении явно не упоминается футувва, он описывает новый класс молодых людей в Сирии, которые регулярно собирались вместе, чтобы весело провести время, и критиковал их склонность к пренебрежению законами местного амира. Эта явная стандартизация раньше туманной концепции моральной праведности задала тон более обширным кодексам футувва, которые начали разрабатываться между 11 и 14 веками по милади.

Влияние халифа Ахмада ан-Наси́ра

К XII веку концепция футувва и организации, основанные на её принципах, распространились по всему исламскому миру. Свидетельством быстрого роста их влияния в регионе является одобрение и поддержка футувватов аббасидским халифом Ан-НасируДином динилАхом. В 1182 году ан-Насир был введён в ряды футувва старейшиной одного из багдадских братств, ордена Раххасиййа, надел их облачения и пил солёную воду во имя своего главного шейха.

Вскоре после этого ан-Насир запретил все другие футувва, а затем провозгласил себя главой нового ордена. Со временем халиф находчиво воспользуется футувватами как средством утверждения власти через религиозную иерархию, а не региональную власть.

Он был особенно известен тем, что раздавал облачения футувва региональным лидерам в подтверждение своего более высокого ранга. Хотя первоначальный текст реформ халифа 1207 года был утерян, в репродукциях описывается попытка реструктуризации и институционализации футувва способом, выгодным для власти халифа. В 1203 году в Дамаске айюбид аль-Адиль был облачён в посланные халифом почётные одежды и шаровары – символ принадлежности к новой футувва. Одна из миссий 1221 года в Анатолии, например, стремилась распространить эту реформу до границ Ислама. Она включала такие меры, как усиление важности распределения шаровар футувва халифом (отличительная одежда членов братства) и утверждение ответственности халифа за защиту зданий футувватов.

По поручению ан-Насира Шихабудин Сухраварди отправился в Конью для принятия в халифскую футувва султана Кей-Кавуса. По всей видимости, именно он был автором первого трактата. В конце концов, вступление халифа в футувва привело к расцвету литературы об этом учреждении. Однако вместо того чтобы превратить братства в монолитные единицы под контролем халифа, меры по реформе породили беспрецедентное разнообразие взглядов на организации, и появилось множество новых инноваций и интерпретаций. Это продолжалось некоторое время после смерти его основателя. Хотя ан-Насир пытался реструктурировать институт таким образом, чтобы укрепить его контроль над исламским обществом.

Футувва в Анатолии

Ахизм – термин, используемый исследователями, чтобы отличить организации футувва Анатолии от других ассоциаций футувва на Ближнем Востоке. Ко времени путешествия Ибн Баттуты через Малую Азию в начале 14 века Ахият аль-Фитьян, или Братство молодёжи, существовало в каждом крупном городе Анатолии. Эти братства ахиев приобрели известность в 13 веке после падения Великой империи сельджуков. В отсутствие мощной центральной власти эти братства будут обеспечивать стабилизирующее религиозное, политическое, экономическое и военное присутствие в Анатолии.

Когда ибн Баттута путешествовал по Анатолии, он регулярно останавливался в ложах ахиев и восхищался гостеприимством хозяев. Лидер каждого братства создавал завию, где в конце рабочего дня члены скидывались для приобретения вскладчину еды и питья. Когда путешественники, такие как ибн Баттута, были в городе, они развлекали их изысканными банкетами, религиозными дебатами и песнопениями. Хотя членство в этих организациях в конечном итоге сильно переместилось в сторону купеческого сословия, многие горожане по-прежнему могли похвастаться членством в различных братствах. Вероятнее всего, среди преимущественно аграрного населения Анатолии большинство братств не смогли бы состоять из представителей только одной профессии.

Во многих отношениях религиозная сеть ахии была усилена значительным распространением суфийских дервишей по всей Анатолии, одновременно с упадком византийского контроля и ростом политического влияния ахии, которые были суфийскими по своей природе. Богословы ахии были интегрированы в верхние слои Османской империи при Орхане Гази, втором бее Оттоманского Бейлика и правнуке полулегендарного Эртогрула Гази. В начале Османской династии на их территории проживало много христиан. Орхан направлял эрудитов ахии на публичные дебаты с христианскими теологами в надежде склонить местное население на сторону Ислама.

После политического упадка Ахият аль-Фитьян многие из их членов присоединились к таким дервишским орденам, как Мевлеви, Халвати и Бекташи.

Отношение Ахият аль-Фитьян к войне широко варьировалось в зависимости от местной обстановки. Внутри городов братства проявляли яростную преданность своим городам и часто вставали на их защиту от агрессоров. В то время как одни братства мирно объединялись вокруг торговли или суфизма, другие были тесно связаны с воинами, которые вели газават, совершая набеги и собирая значительную добычу. Эти союзы обогатили ахии приемлемыми по законам шариата действиями.

Хотя турецкая экспансия в Западную Анатолию произошла быстро после краха византийского контроля в 13 веке н. э., политика децентрализации сельджуков и монголов позволила братствам ахии оказывать значительное влияние. Поддержание этой системы требовало обширной сети покровительства сельджуков, обеспечивающей лояльность отдалённых групп за счёт строительства общественных работ, завий ахиев и дервишей и зияратов. В городах братства стремились сохранить порядок и стабильность, в некоторых случаях работая дипломатами, с иностранными лидерами и центральным государством для поддержания мира.

Необходимость турецких ремесленных союзов конкурировать с византийскими мастерами в Малой Азии внесла большой вклад в создание братств, объединённых общими ремёслами. Заметное влияние Братств Ахии  на Османскую империю можно увидеть в интеграции традиции футувва в систему османских гильдий. Хотя Братство Ахии изначально было открыто для людей разных профессий, когда османы укрепили свое правление в Анатолии, организация была преобразована в гильдии ремесленников и торговцев.

Во время правления Османской империи правительство не обучало людей профессии. Профессиональное обучение проводилось гильдиями, и «трактаты футувва использовались как конституции гильдий Османской империи».

На момент образования Османского государства в 14 веке Братство Ахии было очень влиятельной организацией с отделениями по всей Анатолии. Однако имперская власть понимала потенциал братств как независимых локальных единиц влияния и видела в них угрозу, считая потенциальными рассадниками революционных настроений и религиозной ереси. Обвиняемые в заговоре против государства, многие братства оказались поглощены агрессивно экспансионистским государством Османской империи, однако при Мураде I и его преемнике Байзиде I недовольство и негодование ахии по поводу попыток империи установить контроль в конечном итоге привели к открытому восстанию. По мере роста имперского влияния эти восстания подавлялись всё легче и легче, и Ахият аль-Фитьян растворились, присоединившись к гильдиям и суфийским орденам.

Похожие материалы