О ложных хадисах в книгах суфиев

Шейх Абдул-Хай аль-Лякнави аль-Ханафи (1264-1304 гг. по хиджре) пишет в предисловии к своей книге «Аль-Асару аль-марфу’а фи аль-ахбари ль мауду’а»:

وَهِي أَنه قد سَأَلَني بعض النَّاس عَن صَلَاة يَوْم عَاشُورَاء وكميتها وكيفيتها، وَمَا يَتَرَتَّب عَلَيْهَا من ثَوَابهَا، فأجبت بِأَنَّهُ لم ترد فِي رِوَايَة مُعْتَبرَة صَلَاة مُعينَة كَمَا وكيفاً فِي هَذَا الْيَوْم وَغَيره من أَيَّام السّنة المتبركة، وكل مَا ذَكرُوهُ فِيهِ مَصْنُوع وموضوع لَا يحل الْعَمَل بِهِ مَعَ اعْتِقَاد ثُبُوته وَلَا الِاعْتِمَاد عَلَيْهِ مَعَ اعْتِقَاد ترَتّب أجره الْمَخْصُوص عَلَيْهِ. فعارضني بعض الأعزة قَائِلا: قد ذكر صلوَات يَوْم عَاشُورَاء وَلَيْلَته وَغَيرهمَا من أَيَّام السّنة ولياليها جمع المشائخ الصُّوفِيَّة فِي دفاترهم الْعلية وَذكروا فِيهَا أَخْبَارًا مروية، فَكيف لَا يعْمل بهَا وَيحكم بِكَوْنِهَا مُخْتَلفَة.

«Меня спросили о намазе в день Ашура, сколько в нем ракаатов, его форма и какая награда за него полагается.

Я ответил, что в Сунне не пришло ничего по поводу определенного намаза, его формы и количестве ракаатов, а все, что упомянуто на эту тему выдумано и не разрешается действовать в соответствии с этим, а также верить в его достоверность надеясь на особую награду за такой намаз.

Мне возразили: «Но ведь молитвы дня и ночи перед Ашура, а также других (почитаемых) дней года приведены в книгах суфийских шейхов, которые упомянули там же и предания (на эту тему) и как же нам не поступать соответственно им и считать, что в этом есть разногласие?»

فَقلت: لَا عِبْرَة بذكرهم فَإِنَّهُم لَيْسُوا مِنَ الْمُحَدِّثِينَ وَلا أَسْنَدُوا الْحَدِيثَ إِلَي أَحَدٍ مِنَ الْمُخَرِّجِينَ. فَقَالَ لي: مَا تَقول تفكر فِيمَا فِيهِ تجول إِذا لم يعْتَبر بِنَقْل هَؤُلَاءِ الأكابر فَمن هُوَ يعْتَبر بنقله وَذكره. فَقلت: لَا عجب، فَإِن الله تَعَالَى جعل لكل مقَام مقَالا وَخلق لكل فن رجَالًا، فكم من فَقِيه غائص فِي بحار الْعُلُوم القاسية عَاد عَن تنقيد الْأَدِلَّة الْأَصْلِيَّة، وَكم من مُحدث نقاد عَاد عَن تَفْرِيع الْفُرُوع الْفِقْهِيَّة وتأصيلها على الْقَوَاعِد الْأَصْلِيَّة، وَكم من مُفَسّر خائض فِي الْقُرْآن لَا تَمْيِيز لَهُ فِي معرفَة الْأَحَادِيث الصَّحِيحَة والسقيمة، وَلَا امتياز لَهُ بَين الْمَشْهُورَة وَبَين المصنوعة، وَكم من صوفي سابح فِي بحار الْعُلُوم اللدنية عَاجز عَن دَرك مَا يتَعَلَّق بالعلوم الظَّاهِرِيَّة، وَكم من عَالم متبحر جَامع للعلوم الظَّاهِرَة لَا مذاق لَهُ فِي اللطائف الْبَاطِنَة، فَإِذن الْوَاجِب أَن ننزل النَّاس مَنَازِلهمْ ونوفيهم حظهم ونعرف مرتبتهم وقدرهم، فَلَا نعرج الْأَدْنَى إِلَى رُتْبَة الْأَعْلَى، وَلَا ننزل الْأَعْلَى إِلَى مرتبَة الْأَدْنَى وتعرف مَا يتَعَلَّق بِكُل فن من أهل ذَلِك الْفَنّ لَا من مهرَة غير ذَلِك الْفَنّ، فَإِن صَاحب الْبَيْت أدرى بِمَا فِيهِ، والماهر فِي شَيْء أعلم من غَيره بِمَا يتَعَلَّق بِهِ، وَقد نَص المحدثون على أَن أَحَادِيث أَمْثَال هَذِه الصَّلَوَات مَوْضُوعَة وَإِن ذكرهَا جمع من الصُّوفِيَّة.

Я ответил: Не принимается все это в расчет так как эти шейхи не являются хадисоведами и не ссылаются на кого-либо из ученых хадиса».

Тогда спросили: «А чье же еще мнение брать в расчет, если не этих больших шейхов?».

Я сказал: Не удивительно, поистине, Аллах создал для каждой науки людей которые углубились в этой области знаний. Сколько было факихов погруженных в сухую науку не способных на критический анализ основных доводов, сколько было хадисоведов не разбиравшихся в фикхе, и не сумевших сопоставить положения фикха с его основными правилами, сколько было толкователей Корана, которые не были сильны в познании достоверных и слабых хадисов, в различении между известными и выдуманными, и сколько суфиев, которые погрузились в изучение наук, связанных с внутренним миром (аль-ильм ал-ладуни), но при этом были слабы в науках прикладных, и сколько ученых вобравших в себя прикладные науки не познали сладости тайных. Поэтому нам необходимо относиться к людям (учёным) в соответствии с их положением, отдавать им должное и учитывать их степень. Не следует возвышать малознающего, как и принижать знатока. И все, что связано с какой-либо наукой следует брать только у её ученых. Ибо хозяин дома лучше знает, что в нем находится, а профессионал, что связано с его ремеслом. Хадисоведы уже упомянули, что все, что связано с этими молитвами выдумано, даже если об этом говорит группа суфиев.

فَعَاد قَائِلا: إِن الْعجب كل الْعجب أَن أحدا من المشائخ الْعِظَام كَالْإِمَامِ الْغَزالِيّ مؤلف إحْيَاء الْعُلُوم وَغَيره من التصانيف النافعة، ومولانا عبد الْقَادِر الجيلاني قدس سره مؤلف غنية الطالبين، وفتوح الْغَيْب وَغَيرهَا من التآليف الرافعة، وَأبي طَالب الْمَكِّيّ مؤلف قوت الْقُلُوب وَغَيره من الدفاتر الموصلة إِلَى حسن الْمَطْلُوب وَغَيرهم مِمَّن تقدمهم أَو تأخرهم، وهم من الصُّوفِيَّة الْكِبَار معدودون فِي طَبَقَات الْأَوْلِيَاء حَملَة ألوية الْأَسْرَار يضع حَدِيثا على رَسُول الله مَعَ اشتهار أَن الْكَذِب على رَسُول الله لَا يحل لمُسلم فضلا عَن مثل هَذَا الْمُسلم. فَقلت: حاشاهم ثمَّ حاشاهم عَن أَن يضعوا حَدِيثا وَمن ينْسب الْوَضع إِلَى أَمْثَال هَؤُلَاءِ الأكابر عد شقيا وخبيثا قَدِيما كَانَ أَو حَدِيثا. فَقَالَ: فَإِذا لم ينْسب الْوَضع إِلَى هَؤُلَاءِ فَمن هُوَ واضعها؟ . فَقلت: قوم من جهلة الزهاد أَو قوم من أَرْبَاب الزندقة والإلحاد فَإِن الروَاة الَّذين وَقعت فِي رواياتهم المقلوبات والموضوعات والمختلفات والمكذوبات على مَا بَسطه ابْن الْجَوْزِيّ والسيوطي وَابْن الصّلاح والعراقي وَابْن حجر الْعَسْقَلَانِي وَعلي الْمَكِّيّ الْقَارِي وَغَيرهم من الْمُحدثين الْمُتَقَدِّمين والمتأخرين منقسمون على أَقسَام

Тогда он спросил: «Поразительно, как такие большие ученые, шейхи как имам аль-Газали составитель «Ихья», шейх Аблулкадир аль-Джиляни написавший «Гунья», а также Абу Талиба аль-Макки, автор «Кутуль Кулюб» и других сочинений ведущих к благому, и другие ученые, почитаемые и нет, являющиеся большими суфиями, достигшие степени праведников, несущие знамя тайных наук, как они выдумали хадисы, тогда как известно, что измышление лжи на Пророка, мир ему и благословение Аллаха, запрещено, а уж тем более таким людям.

Я сказал: Упаси Аллах выдумывать хадисы, а кто же обвинит ученых подобных им в столь мерзком поступке, то можете считать его обезображенным и лишенным счастья».

Тогда он спросил: «Но если не они, то кто тогда их придумал?»

Я ответил: «Невежды из числа аскетов либо предводители еретиков и безбожников. Передатчики, в чьих риваятах есть хадисы маклюб (с изменением порядка слов), выдуманные, хадисы мухталаф и макзуб, о чем подробно писали ибн аль-Джаузи, Суюты, ибн ас-Салах, аль-Ираки, аль-Аскаляни, и Али аль-Макки аль-Кари и другие из поздних и ранних хадисоведов, делятся на следующие виды…».

Далее аль-Лякнави подробно описал семь категорий фальсификаторов.

Похожие материалы