Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам.
Одно из обвинений некоторых мутакаллимов в адрес мухаддисов заключается в том, что безбожники придумали ряд хадисов с явным таджсимом и распространили их от лица ранних имамов, а последующие мухаддисы не смогли отличить их от настоящей Сунны и включили в свои книги.
Подобное утверждение можно найти у имама ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) в «Таъсис». Также шейх аль-ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари (да смилуется над ним Аллах) многократно высказывался в подобном ключе.
На самом деле это крайне опасное утверждение, открывающее безбожникам и модернистам двери отвержения любого хадиса и любой Сунны: если так обстоит дело с хадисами по акыде — самой важной наукой для мусульман, — то как тогда можно исключить подобное же в отношении ахкамов Шариата? Если человек не смог отличить ташбих от танзиха, то как он сможет отличить Сунну от бид’а?
Ответ на эту шубху будет состоять из двух частей: общей и частной.
Общий ответ заключается в том, что мухаддисы определяют достоверность хадисов не только на основе достоверности передатчиков, но и на основе смысла хадиса. И отсутствие изъянов (илля) и противоречий (шузуз) относится как к иснаду хадиса, так и к его матну.
И поэтому принятие того или иного хадиса не основывается на лишь «на хорошем мнении» того или иного мухаддисам о передатчиках в иснаде.
Имамы хадисов выявляли неточности в передачах хадисов даже у таких гигантов, как имам Малик (да смилуется над ним Аллах)! Что уж говорить об остальных?
Имамы хадисов использовали сложную систему сравнений между версиями хадисов для выявления допущенных ошибок передатчиками, известную как отдельная ветвь наук о хадисе — «Илял аль-Хадис».
Частный же ответ заключается в следующем: а какой именно хадис в «Сахихах» аль-Бухари или Муслима (да смилуется над ними Аллах) выдумали безбожники, а эти два имама хадиса не смогли его отличить от Сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?
И тут мутакаллимы молчат; я не встречал, чтобы уточнялся, какой именно хадис был выдуман безбожниками.
Может быть это хадис о рабыне? Может быть имам Муслим (да смилуется над ним Аллах) не смог определить, что это безбожники выдумали его?
Но этот хадис именно в той же формулировке «Где Аллах?» передает также имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах)[1], имам Малик (да смилуется над ним Аллах)в «аль-Муватта»[2], от него же — имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) в «ар-Рисаля»[3], а также имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) в «Муснаде»[4].
Допустим, что имам Муслим (да смилуется над ним Аллах) не смог понять, что этот хадис выдумали безбожники и атеисты, но могли ли это также упустить ВСЕ 4 ИМАМА?!
Так какой же именно хадис выдумали безбожники, который не смогли определить мухаддисы?
Хадис о нузуле? Но этот хадис также передается практически всеми имамами хадиса и встречается во всех сборниках хадисов.
Другой важный аспект заключается в том, что все эти хадисы сифатов, которые мы находим в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима (да смилуется над ними Аллах), передают и мухаддисы-ашариты, которых никто из мутакаллимов не сможет обвинить в таджсиме или наивности.
Тот же хадис о рабыне можно найти в книге имама ат-Тахави (да смилуется над ним Аллах) «Шарх Мушкиль аль-Асар»[5].
В целом, весь корпус хадисов о сифатах, а именно их скорее всего и имеют в виду, можно также найти в книгах таких имамов, как ат-Тахави, ибн Хиббан, аль-Байхаки, ибн Асакир (да смилуется над ними всеми Аллах), а также в книгах других ашаритов-мухаддисов.
И никто из них не сказал, что какой-то хадис из «Сахихов» аль-Бухари и Муслима (да смилуется над ними Аллах) выдумали безбожники, а имам Муслим (да смилуется над ним Аллах), например, не смог это определить.
И какой смысл в этом крайне опасном тезисе, который открывает двери для заблуждений, но при этом для которого не существует хотя бы одного примера?
Ведь аяты муташабихат существуют в Коране, и в отношении них имамы-ашариты принимают и метод таъвиля, и метод тафвида, и метод исбата. В чем тогда проблема применить эти же методы к хадисам, в которых упоминаются текстологические атрибуты (сифат хабария)?
Любое сомнение в Сунне и ее сохранности является сомнением в сохранности Корана и нашей религии в целом.
[1] «Кашф аль-асар аш-шарифа», 1/183
[2] №2251
[3] стр. 33, хадис №9
[4] № 23762
[5] №4994,4990,4992,5332