Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали

ибн Раджаб

Ибн Раджаб аль-Ханбали — выдающийся ученый своего времени, имам, факих, мухаддис и шейх аль-Ислам. Он внес значительный вклад в развитие ханбалитского мазхаба. За свою жизнь ибн Раджаб написал множество трудов на различные темы, включая исламскую этику, духовность и тафсир. Наиболее известна его работа «Фатх аль-Бари», в которой имам продемонстрировал свое научное мастерство в различных областях знаний. Его острый ум и глубокое понимание шариатских наук сделали его очень уважаемой фигурой среди ученых. Его называли «Зайнуддин» — прозвищем, которое состоит из двух частей: зайн — «красота» и дин — «вера», «религия». Он был выражением красоты исламской религии, ее украшением.

Ибн Раджаб жил в сложную эпоху как с политической, так и с социальной точек зрения. Он был свидетелем множества проблем, но, несмотря на это, посвятил свою жизнь знаниям и работе во благо Ислама. Незадолго до рождения ибн Раджаба в исламском мире произошли ужасные события, которые привели к падению исламского государства. В предместья Багдада вторглись татары, пришедшие из северного Китая. Они принесли с собой разрушения и убийства ученых и простых мусульман. В 656 году по хиджре Багдад пал от рук татар. До 690 года продолжались крестовые походы, в результате которых погибло множество мусульман. Историк ибн Асир называл эту эпоху самым трудным периодом, с подобным которому не сталкивался ни один другой народ.

Татары продолжали свои набеги на исламские страны, неся с собой страх и разорение. Историк ибн Касир пишет, что татары безжалостно убивали мужчин, женщин, стариков и детей — всех, кто попадался им на пути. Люди прятались как могли: кто-то в колодцах, кто-то в постоялых дворах, а кто-то находил убежище на возвышенностях[1].

Однако в 658 году мамлюкский правитель Музаффар Кутуз сразился с татарами и победил их в битве при Айн-Джалуте. Он стал править Египтом и Шамом и снова поднял знамя Ислама. Нет сомнений в том, что эти события, хотя и происходили до рождения ибн Раджаба, тем не менее оказали на него большое влияние. Ибн Раджаб жил в восьмом веке хиджры при правлении мамлюков. Государство мамлюков было основано на руинах государства Айюбидов и было одним из величайших центров силы в исламском мире, поскольку оно остановило разрушительное наступление татар, уничтоживших исламский халифат в Багдаде. Период правления мамлюков начинается в 648 году хиджры и заканчивается в 923 году хиджры.

Несмотря на политическую мощь мамлюков в эпоху ибн Раджаба и вклад в борьбу против монголо-татарских завоевателей и крестоносцев, период их правления был отмечен и различными социальными проблемами. Страну не обошли стороной ни эпидемии, ни голод, ни смертельные заболевания, подобные чуме, которая в 746 году по хиджре унесла тысячи жизней. Болезни и несчастья распространялись по всей стране, и едва люди успевали оправиться от одной беды, как их настигала другая. Ибн Раджаб, заставший многие трудности, с честью преодолевал их и ни на мгновение не отклонился от своей главной цели — получения знаний. Он не стремился получить расположение правителей и не искал возможности оказаться у них на пороге.

Его имя и происхождение

Его имя: Абу аль-Фарадж, Абдур-Рахман ибн Шихабуддин Ахмад ибн Абдур-Рахман ибн Хасан ибн Мухаммад ибн Абиль-Баракат ас-Салями аль-Багдади, более известный как ибн Раджаб аль-Ханбали.

Его известными прозвищами были Зайнуддин и ибн Раджаб. Ибн Имад аль-Ханбали называл его Зайнуддином и Джамалуддином[2]. Прозвище «ибн Раджаб» происходит от прозвища его деда Абдур-Рахмана: того прозвали Раджаб, поскольку он родился в месяц раджаб, и это прозвище затем передалось его внуку. Среди ученых были те, кого звали ибн Раджаб, однако когда в обществе ученых и студентов говорят «ибн Раджаб», то имеют в виду имама ибн Раджаба аль-Ханбали. Таким образом Аллах возвысил его имя и прославил среди остальных. Что касается нисбы «ас-Салями», то это род, восходящий к Бани Саляман, а нисба «аль-Багдади» указывает на город, в котором он родился и вырос. Родился имам ибн Раджаб в Багдаде в 736 году хиджры.

Его дед, Абу Ахмад Раджаб Абдур-Рахман ибн Хасан, был большим ученым Багдада. Ибн Имад говорил про него: «Шейх, имам, мухаддис»[3]. Ибн Раджаб видел своего деда и даже присутствовал на его собраниях. По цепочке, доставшейся от деда, ибн Раджаб передавал некоторые хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые восходят до самого «Сахиха» аль-Бухари.

Его отец, Ахмад ибн Раджаб, также был религиозным деятелем. Он родился и вырос в Багдаде и составлял полезные труды. Ибн Хаджар аль-Аскаляни говорил о нем: «Он родился и вырос в Багдаде, учился у шейхов этого города и был глубоко религиозен»[4].

Несомненно, первыми учителями ибн Раджаба были его близкие родственники. Он начал учиться у своего отца, который был уважаемым шейхом и стремился передать сыну знания по различным научным дисциплинам. Отец сопровождал ибн Раджаба в его научных путешествиях: так, уже в восьмилетнем возрасте они вместе посетили Дамаск, где ибн Раджаб учился у шейхов этого города. Под наблюдением и заботой отца он также изучал хадисы. Кроме того, ибн Раджаб получал знания у своего деда, который был специалистом в науке хадиса. Таким образом, в семье ибн Раджаба царила научная и религиозная атмосфера, что неудивительно, учитывая то, каких высот ибн Раджаб достиг в науке под ее руководством.

На формирование его как выдающегося ученого повлияло множество факторов. Среди них его религиозная семья и передача знаний от отца к сыну. Кроме того, важно отметить, что город Багдад, в котором он родился, был столицей исламского халифата и центром науки и культуры того времени. В этом городе жило большое количество ученых, специализирующихся в разных  областях науки, благодаря чему жители этого города получали определенное преимущество, пока пребывали в своей местности. Ибн Раджаб, безусловно, получал огромную пользу от различных ученых Багдада.

В биографии своего шейха Абу Бакра аз-Зарирати, ибн Раджаб пишет: «Он преподавал в Багдаде, однако я был маленьким и не понимал (то, что слышал) должным образом»[5]. По некоторым сведениям, он начал учиться, когда ему еще не было и пяти лет.

Получив образование у ученых Багдада, он отправился в путешествие в Дамаск вместе с отцом. Ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет: «Он прибыл в Дамаск вместе со своим отцом и слушал вместе с ним (хадисы) от таких ученых, как Мухаммад ибн Исмаиль аль-Хаббаз, Ибрахим аль-Аттар и других»[6]. Затем вместе с отцом они отправились в Египет. Отучившись у лучших ученых Египта, они отправились в Наблус, а затем в Иерусалим. Ибн Раджаб вспоминал свое обучение в Иерусалиме, говоря: «Я слушал (хадисы) от нашего шейха Абу Саида аль-Аляи в священной мечети»[7].

Затем они вернулись в Дамаск, и ибн Раджаб присоединился к урокам ибн Кайима аль-Джаузийи, посещая его собрания больше года, пока ибн Кайим не ушел из жизни. Затем он снова отправился в путешествие, и после всех научных странствий остановился в Дамаске. После переезда в Дамаск он не прекратил обучение, а наоборот продолжил учиться у местных ученых, читал проповеди и организовывал научные собрания. Вокруг него собиралось много студентов, которые получали пользу от его глубоких познаний.

Ибн Раджаб был преподавателем в известных ханбалитских университетах. Он занимал руководящие должности в учебных заведениях, и многие ханбалиты посещали его занятия. Он был набожным и аскетичным человеком, искусно овладевшим многими науками. Ибн Кади Шухба писал: «Ибн Раджаб запомнил многие высказывания праведных предшественников»[8]. С раннего детства он воспитывался в соблюдении морали и благочестии. Жизнь много раз преподносила ему свои соблазны и искушения, но он отвергал их, довольствуясь тем, что у него есть. Он не пребывал в обществе правителей, не смешивался с людьми, не принимал от них ни даров, ни подарков. Несомненно, все эти качества свидетельствовали о том, что он действительно был имамом и хафизом, а прозвища, которыми его описывали, были вполне заслуженными.

Ибн Кади Шухба говорил: «Он был отреченным от людей, не смешивался с ними и не посещал никого из обладателей власти. Он не знал ничего из дел этого мира, и не было у него другого занятия, кроме озабоченности вопросами знаний»[9].

Он был приятного характера, а также человеком поклонения и набожности. Ибн Насируддин говорил: «Ибн Раджаб — один из ученых аскетизма и поклонения»[10]. Таким же образом описал его ибн Хаджар аль-Аскаляни, сказав: «Был человеком поклонения, совершающим множество тахаджуд намазов»[11]. Он любил проводить время в одиночестве и размышлениях, особенно в последние дни своей жизни. Ибн аль-Хаджи говорил о нем: «Он ни с кем не общался и ни с кем не виделся»[12]. Только научные собрания имели для него смысл.

Его лекции и наставления растапливали сердца людей и в целом несли огромную пользу для общества. Ибн аль-Имад говорил: «Его научные собрания были согревающими сердце»[13]. Ибн Раджаб жил в ханбалитском университете ас-Суккария и уделял много времени поклонению. Эти качества характеризуют ибн Раджаба как человека высокой морали, аскетичного, благочестивого и очень знающего. Он был выдающимся знатоком хадисов, примером для подражания. Его знания воплотились в различных трудах по хадисам, истории, фикху, тафсиру и другим наукам. Эти работы удостоились высокой оценки ученых.

Слова ученых о нем

Многие ученые хвалили ибн Раджаба (да смилуется над ним Аллах), отмечая его высокий статус как ученого. Они свидетельствовали о его хорошей памяти, широте его знаний, о его удивительной набожности и отреченности от мирских соблазнов.

Один из его учеников, Аляуддин ибн аль-Ляххам, говорил о нем: «Наш шейх, имам, неповторимый хафиз, шейх аль-Ислам, решающий сложные вопросы и проясняющий неясные»[14].

Ибн аль-Хаджи говорил о нем: «Искусно овладевший наукой, был известным ученым своего времени. Он ни с кем не общался и ни с кем не виделся. У него обучалось большинство ханбалитов Дамаска»[15].

Ибн Фахд аль-Макки говорил о нем: «Имам, довод, хафиз, факих, один из ученых-аскетов, много поклоняющийся. Он был набожным и аскетичным, и сердца людей склонялись в любви к нему и перед ним объединялись группы. Его лекции были полезны, а наставления согревали сердца»[16].

Ибн Насируддин говорил о нем: «Один из аскетов, ученых, усердных в поклонении»[17].

Бурхануддин ибн Муфлих говорил о нем: «Шейх, ученый, хафиз, аскет, шейх ханбалитов»[18].

Имам ас-Суюти говорил о нем: «Имам, хафиз, мухаддис»[19].

Ученики и учителя

Шейхов, оказавших влияние на интеллектуальное формирование и научное становление ибн Раджаба, было много.

Его известные учителя:

— Его отец — Шихабуддин Ахмад ибн Абдур-Рахман (ум. 774 г.х)

— Шихабуддин аль-Мардави (ум. 758 г.х)

— Ибн Кади аль-Джабаль (ум. 771 г.х)

— Шихабуддин Ахмад аш-Ширази (ум. 771 г.х)

— Джамалуддин аль-Аттар (ум. 752 г.х)

— Ибн Кайим аль-Джаузийя (ум. 753 г.х)

— Мухаммад ибн Исмаиль ибн Хаббаз (ум. 756 г.х)

— Абу Саид аль-Аляи (ум. 761 г.х).

Что касается его учеников, то их было очень много. Они приезжали к нему, слушали его проповеди и посещали его собрания. Студенты стекались к нему отовсюду.

Его известные ученики:

— Абу Аббас аль-Хамави (ум. 844 г.х)

— Дауд ибн Сулейман аль-Маусыли (ум. 844 г.х)

— Зайнуддин ибн Ияш (ум. 853 г.х)

— Ахмад ибн Рассам (ум. 842 г.х)

— Аляуддин ибн Ляххам (ум. 803 г.х)

— Ибн Саид аль-Ханбали (ум. 855 г.х).

Его труды

Он оставил после себя немало работ по разным наукам, начиная от хадиса, тафсира и фикха и заканчивая историей и биографиями. Ученые единогласны в том, что его труды ценны и полезны. Ибн Фахд говорил: «У него хорошие и полезные труды»[20]. Насчитывается более семидесяти его работ.

Назовем наиболее известные из них:

«Фатх аль-Бари би-шарх сахих аль-Бухари» — толкование «Сахиха» аль-Бухари, который ибн Раджаб не успел завершить, написав до «Книги похорон».

«Шарх сунан ат-Тирмизи» — многотомный труд с полным объяснением сборника имама ат-Тирмизи.

«Джами аль-улюм ва аль-хикам» — это большое толкование пятидесяти хадисов, среди которых первые сорок два — это «Арбаин» ан-Навави, а остальные восемь — дополнение от ибн Раджаба.

«Аль-Каваид аль-фикхия» — книга о правилах ханбалитского фикха.

«Зейль табакат аль-ханабиля» — книга, посвященная биографиям ученых ханбалитского мазхаба.

«Тафсир ибн Раджаб» — сборник различных трактатов, написанных имамом ибн Раджабом в области толкования Корана.

«Ар-Радд аля ман иттаба’а гайри аль-мазахиб аль-арба’а» — книга-опровержение тех, кто выходит за рамки четырех мазхабов.

«Фадлю аль-ильм ас-саляф аля аль-халяф» — книга, в которой ибн Раджаб рассказывает о научном превосходстве праведных предшественников над учеными поздних поколений.

«Лятаиф аль-ма’ариф» — книга, ставшая основным первоисточником в вопросе сезонов и времен поклонения.

Имам ибн Раджаб и вопросы исламского права (фикх)

Ибн Раджаб оставил после себя книги по фикху, которые свидетельствуют о его высоком статусе в этой дисциплине, о его знаниях и глубине мышления. Его научные труды в области фикха считаются одними из его самых плодотворных произведений. Одна из важнейших работ ибн Раджаба по фикху — это книга «Аль-Каваид аль-фикхия», в которой он подробно разъяснил сложные правила фикха. В этой области он также написал такие труды, как «Аль-Истихрадж фи ахкам аль-харадж», «Ахкам аль-хаватим ва ма ята’аляку биха», «Рисаля фи талик ат-таляк» и другие.

Кроме того, он написал книгу «Радд аля ман иттаба’а гайри аль-мазахиб аль-арба’а» («Опровержение тем, кто выходит за рамки четырех мазхабов»). В ней ибн Раджаб затрагивает ряд существенных вопросов, в которых многие невежественные люди отклонились от правильного пути, посчитав, что человеку необязательно следовать мазхабам. Салафиты (таймиты) были одними из тех, кто не принял позицию имама в вопросах фикха. Один из примеров этому можно найти в истории, которую рассказал хафиз ибн Хаджар. Он указывает, что ибн Раджаба упрекали в том, что он давал фетву согласно позициям ибн Таймийи. Затем он открыто отказался от этого, и таймиты возненавидели его. Таким образом, он не относился ни к той группе, ни к другой. В итоге, рассказывается, что он оставил издание фетв[21]. Неприятие мнений ибн Раджаба дошло до того, что некоторые ученики Насыруддина аль-Альбани написали книгу «Радд аля ибн Раджаб фи вуджуби иттиба’а аля мазахиб аль-арба’а» (Опровержение ибн Раджабу в том, что обязательно следовать четырем мазхабам). Труд с таким наименованием принадлежит салафитскому шейху Валиду Сайфу ан-Насру. Мы убеждены, что эта книга не стоит никакого научного внимания. Но даже само название ярко демонстрирует конфликт между ибн Раджабом и салафитами в вопросах фикха. Этот конфликт продолжается с тех пор, как ибн Раджаб перестал исследовать правовые вопросы с точки зрения ибн Таймийи и опираясь на его высказывания.

Имам Ибн Раджаб принял решение не выдавать фетвы с опорой на ибн Таймийю, поскольку не хотел быть вовлеченным в какие-либо конфликты и разногласия своего времени. С другой стороны, можно предположить, что ибн Раджаб выдавал фетвы согласно его высказываниям, поскольку первое время находился под влиянием своего отца, который хорошо относился к ибн Таймийи. Также он был под влиянием ученика ибн Таймийи — ибн Кайима аль-Джаузийи — и обучался у него больше года, сопровождая его в Дамаске. Возможно, это оказало влияние на научную жизнь ибн Раджаба, и он оставил этот путь после того, как достиг более глубокого понимания фикха.

Отход от фетв ибн Таймийи ознаменовал начало нового пути и формирования новых правил и методов. Ибн Раджаб стал опираться преимущественно на тексты Шариата и слова праведных предшественников в каждом излагаемом им вопросе, ограничиваясь при этом рамками четырех мазхабов, за которые ибн Таймийя иногда выходил.

Исследователи отмечают, что ибн Раджаб опирался на тексты Корана и Сунны, на слова сподвижников, праведных предшественников, на слова муджтахидов и известных факихов. Он старался приводить мнения различных имамов по какому-либо вопросу и определять среди них сильное мнение, исследуя каждое доказательство. Это можно заметить практически в каждом вопросе, за исследование которого берется ибн Раджаб, в особенности в его книге «Фатх аль-Бари». В ней он подробно рассматривает обсуждаемые вопросы, упоминая разногласия, стараясь объяснить уровень каждого довода, разъясняя его сильные и слабые стороны. Руководствуясь этим подходом, он рассмотрел многие вопросы фикха, например, вопрос обязательности пятничной молитвы[22] Иногда же он ограничивался кратким упоминанием вопроса. Ибн Раджаб не просто хорошо знал мазхаб имама Ахмада, а предельно глубоко изучил его. Он учился у великих шейхов-ханбалитов своего времени с раннего детства. В то же время он был далек от мазхабного фанатизма. Он ценил ученых и в особенности любил факихов, которые прикладывали все усилия, чтобы найти истину, даже если кто-то из них мог допустить ошибку. Он отдавал ученым должное, стараясь оправдать их ошибки. Вклад ибн Раджаба в ханбалитский фикх несоизмерим. Он провел сравнительные исследования, рассмотрев мнения ученых и их доказательства, и каждый ученый, который сталкивался с его научными изысканиями, признавал их превосходство. Несмотря на свое хорошее знание всех мазхабов, ибн Раджаб оставался верным мазхабу ханбалитов, и зачастую склонялся к тому, к чему склонялся имам Ахмад, исследуя вопросы на основе его правил и принципов.

Ибн Раджаб аль-Ханбали и тасаввуф

Сложно сказать однозначно, был ли имам ибн Раджаб одним из ученых тасаввуфа, однако его отношение к ученым суфизма предельно ясно. В своей книге «Зейль табакат аль-ханабиля» он приводит биографии ханбалитов-суфиев и высказывается о них с похвалой. Например, в биографии суфия Юсуфа ибн Али ибн аль-Баккаля он описывает его как праведного, аскетичного и набожного ученого[23]. Он также хорошо отзывается о суфие Абдул-Кадире аль-Джиляни. Его похвала в адрес суфиев была столь открыта, что салафитский доктор аль-Гуфейли, изучавший связь ибн Раджаба аль-Ханбали с суфизмом, был вынужден признать, что имам ибн Раджаб находился под определенным влиянием тасаввуфа.

Абдуллах ибн Сулейман аль-Гуфейли пишет:

ومع ذلك فهو ليس بمعصوم فقد يوجد في بعض كلامه أو بعض ما ينقله ما لا يسلم من الهفوات والأخطاء التي وقع فيها أولئك القوم

«Вместе с тем он не является безгрешным, поскольку в некоторых его словах и передачах можно найти ошибки, в которые впали эти люди (суфии)»[24].

Мы убеждены, что имам ибн Раджаб не имел отношения к суфизму заблудших. Мы также не считаем ошибочными его знания, полученные от суфиев, и их влияние на его взгляды в том, что касается аскетизма, любви и упования на Всевышнего. Суфизм оказал значительное влияние на жизнь ибн Раджаба. Отголоски суфизма можно заметить в его книгах, манере речи и образе мысли. Его жизнь была полна аскетизма, и он неукоснительно следовал Корану и Сунне. Это было воплощением настоящего и неподдельного тасаввуфа — пути, которому следовали великие суфийские шейхи и наставники.

Некоторые убеждения ибн Раджаба аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах)

Личность имама ибн Раджаба аль-Ханбали вызывает восхищение и признание у многих мусульман. Его заслуги и научные достижения неоспоримы. По этой причине разные течения ислама пытаются утверждать, что убеждения ибн Раджаба аль-Ханбали соответствуют их убеждениям. Может показаться, что методология имама запутанна и не имеет ясности, но при детальном рассмотрении его убеждений становится понятно, что имам ибн Раджаб согласен с ашаритами по многим принципиальным вопросам.

Не секрет, что среди ханбалитов имелись разногласия в убеждениях. Некоторые из них склонились к антропоморфизму. Другие же ханбалиты стремились найти золотую середину между двумя крайностями, сохранив методологию имама Ахмада в ее первозданном виде. Несомненно, одним из самых ярких представителей ханбалитов золотой середины и был ибн Раджаб аль-Ханбали. Он не только избегал крайностей в религии, но и активно противостоял различным недостоверным позициям внутри мазхаба. Он провел большую работу по защите пути имама Ахмада, в особенности в вопросах имен и атрибутов. Он исследовал различные точки зрения и пришел к выводу, что многие мнения, которые приписывали имаму Ахмаду, недостоверны, даже если их разделяли некоторые из его учеников. Ибн Раджаб старался быть объективным, несмотря на то что среди ранних последователей ханбалитского мазхаба встречались ученые, которые были слишком фанатичны в следовании определенным ошибочным воззрениям.

Ибн Раджаб аль-Ханбали проводил различие между убеждениями имама Ахмада и убеждениями некоторых его последователей. Подобная работа не по силам ученому, который находится во власти пристрастий и фанатизма. Напротив, ученый должен придерживаться справедливости и научной объективности, чтобы открыто противостоять искажениям мазхаба. Имам ибн Раджаб аль-Ханбали — один из ярких представителей такого рода ученых.

В своих трудах он отвергал буквальное понимание божественных атрибутов и любые антропоморфистские трактовки. Он также подчеркивал, что нельзя приписывать Аллаху свойства творений, что отличает его взгляды от взглядов современных салафитских шейхов. С другой стороны, ибн Раджаб мог критиковать поздних ашаритских ученых и высказывал мнения, которые шли вразрез с их позициями.

Необходимо разъяснить различия в их взглядах, чтобы салафиты не пытались выдавать свои воззрения за воззрения ибн Раджаба, обманывая простых мусульман и представляя убеждения отдельных ханбалитов как точку зрения великих ученых ханбалитского мазхаба. При этом будет неправильно считать ибн Раджаба ашаритом, даже если мы согласимся с тем, что его взгляды совпадают с основами и методами ашаритов.

Чтобы лучше разобраться в методологии ибн Раджаба и выяснить, чем его взгляды отличались от взглядов других ученых, необходимо классифицировать ханбалитов согласно их воззрениям по вопросу имен и атрибутов Аллаха. Это позволит лучше понять сущность разногласия внутри ханбалитского мазхаба и определить роль, которую сыграл в нем имам ибн Раджаб. Как мы уже сказали, некоторые ханбалитские ученые в своих взглядах по вопросу имен и атрибутов порой доходили до крайностей.

Одним из тех, кто говорил об этом, был имам аз-Захаби[25]. Одна из причин распространения чрезмерности среди ханбалитов заключается в том, что имам Ахмад из-за своей глубокой религиозности не разрешал записывать свои слова, а потому оставил после себя мало книг[26]. Отсутствие прямых источников, на основании которых можно было бы точно определить убеждения имама Ахмада, послужило причиной того, что к нему стали относить крайние мнения, которые он никогда не высказывал. Чрезмерность в убеждениях некоторых представителей ханбалитского мазхаба признает и салафитский доктор Юсуф аль-Гафис.

Он пишет:

طائفة من الفقهاء انتحلوا علم الكلام وبعض طرق أهل البدع، وطائفة أخرى في المقابل من أصحاب الأئمة -ولا سيما من الحنابلة- كان عندهم قدر من المبالغة في الإثبات لم تُعرف عن الأئمة رحمهم الله

«Группа факихов следовала учению каляма и в некоторой степени разделяла взгляды приверженцев нововведений. С другой стороны, некоторые ученые из последователей четырех имамов, в частности ханбалиты, были склонны к чрезмерному утверждению атрибутов (и последовали тому) что не передается от четырех имамов (да смилуется над ними Аллах)»[27].

В трудах ибн Раджаба аль-Ханбали мы встречаем критику в адрес разных крайних взглядов. Среди них можно обнаружить и некоторые позиции ашаритов, однако подобная критика не вызывает удивления, учитывая принадлежность имама ибн Раджаба к мазхабу ханбалитов и устоявшуюся вражду между поздними ханбалитами и ашаритами. Ибн Раджаб резко критиковал убеждения, противоречащие убеждениям имама Ахмада. Между тем, эта критика затрагивала не только взгляды ашаритов, но и убеждения некоторых ханбалитов, допускавшие в своих высказываниях антропоморфизм.

Критика ибн Раджабом некоторых ашаритов и мутакаллимов

Ибн Раджаб допускал критику в адрес мутакаллимов-философов. В этом он опирался на мнение выдающихся ученых первые поколений, которые также высказывались против запретного каляма.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

وروى — أيضا – بأسانيده ذم الكلام وأهله عن مالك، وأبي حنيفة، وأبي يوسف، ومحمد، وابن مهدي، وأبي عبيد، والشافعي، والمزني، وابن خزيمة وذكر ابن خزيمة النهي عنه عن مالك والثوري والأوزاعي والشافعي وأبي حنيفة وصاحبيه وأحمد وإسحاق وابن المبارك ويحيى بن يحيى ومحمد بن يحيى الذهلي وروى —أيضا — السلمي النهي عن الكلام وذمه عن الجنيد وإبراهيم الخواص فتبين بذلك أن النهي عن الكلام إجماع من جميع أئمة الدين من المتقدمين من الفقهاء وأهل الحديث والصوفية، وأنه قول أبي حنيفة ومالك والشافعي وأحمد وإسحاق وأبي عبيد وغيرهم من أئمة المسلمين

«Он также передал через свою цепочку передатчиков порицание каляма и его приверженцев от следующих ученых: имама Малика, Абу Ханифы, Абу Юсуфа, Мухаммада, ибн Махди, Абу Убайды, аш-Шафии, аль-Музани и ибн Хузаймы. Ибн Хузайма, в свою очередь, упомянул запрет на это от Малика, ас-Саври, аль-Авзаи, аш-Шафии, Абу Ханифы и двух его учеников, Ахмада, Исхака, ибн Мубарака, Яхьи ибн Яхьи, аз-Зухли. Ас-Сулями передал запрет каляма и его порицание от Джунайда и Ибрахима аль-Хавваса. Отсюда становится понятно, что ученые вне зависимости от их специализации — факихи, ученые хадиса или суфии — единогласны в запретности каляма. Это мнение разделяли Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад, Исхак, Абу Убайда и другие ученые мусульман»[28].

В своем труде «Фадль аль-ильм ас-саляф аля ильм аль-халяф» имам ибн Раджаб подчеркивает, что праведные предшественники не вступали в споры и не занимались калямом, и поступали так не из-за недостатка знаний, а, напротив, из-за своих обширных познаний и глубокой богобоязненности.

Он пишет:

وانظر إلى أكابر الصحابة وعلمائهم كأبي بكر، وعمر، وعلي، ومعاذ، وابن مسعود، زيد بن ثابت كيف كانوا … وكذلك كلام التابعين أكثر من كلام الصحابة، والصحابة أعلم منهم، فليس العلم بكثرة الرواية ولا بكثرة المقال، ولكنه نور يقذف في القلب يفهم به العبد الحق، ويميز به بينه وبين الباطل

«Взгляни на великих сподвижников Пророка (да будет доволен ими Аллах) и их ученых: Абу Бакра, Умара, Али, Муаза, ибн Масуда, Зейда ибн Сабита и других. Заметь, что табиины говорили о религии больше, чем сподвижники, хотя сподвижники превосходили тех в знаниях. Знание не измеряется количеством преданий или произнесенных речей. Знание — это свет, который Аллах вселяет в сердце, чтобы раб мог познать истину и отличить ее от лжи»[29].

Здесь стоит отметить, что ибн Раджаб не критиковал всех мутакаллимов и не считал запретным использование рациональных аргументов. На это указывает доктор Абдуллах ибн Сулейман аль-Гуфейли в своей работе «Ибн Раджаб аль-Ханбали ва асаруху фи тавдих акидату ас-саляф», которую он посвятил разбору его убеждений.

Абдуллах аль-Гуфейли пишет, после того как привел высказывания ибн Раджаба аль-Ханбали о запретности науки ильм аль-калям:

ولا يفهم من موقف السلف من علم الكلام أنهم ينهون عن الأدلة العقلية فلا يعطونها أي وزن أو قيمة: بل إن من طالع كتبهم ونظر في أقوالهم، تبين له أنهم لم ينكروا الاستدلال بالأدلة العقلية على المطالب الآلهية إذا كانت صحيحة، وإنما نهوا وذموا ما خالف الكتاب والسنة

«Из позиции праведных предшественников о запретности науки ильм аль-калям не понимается, что они запрещали рациональные доводы  и что они не придавали им никакого значения. Напротив, кто ознакомится с их книгами и обратится к их высказываниям, тот поймет, что они не отрицали (законность) аргументации рациональными доводами, если они достоверны. Однако они запрещали и порицали (рациональную аргументацию) противоречащую Корану и Сунне»[30].

Иными словами, ибн Раджаб аль-Ханбали критиковал тех мутакаллимов, которые отошли от Корана и Сунны. Этих же мутакаллимов порицал и Абу аль-Хасан аль-Ашари. Оба они подразумевали заблудших мутакаллимов-философов.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

وقد ذكر الأشعري في بعض كتبه أن طريقة المتكلمين في الاستدلال على قدم الصانع وحدوث العالم بالجواهر والأجسام والأعراض محرمة عند علماء المسلمين

«В некоторых своих трудах Абу аль-Хасан аль-Ашари упоминал, что путь мутакаллимов, которые доказывают извечность Творца и возникновение мира через рассуждения о частицах, телах и акциденциях, среди ученых мусульман считается запретным»[31].

Так что вопрос порицания каляма философов не является вопросом разногласия между ашаритами и ибн Раджабом. Будучи ученым, сформировавшимся под влиянием ханбалитского мазхаба, ибн Раджаб не мог оставаться абсолютно нейтральным, в то время как взаимная ненависть между некоторыми ханбалитами и ашаритами порой доходила до взаимных обвинений в неверии. Поэтому мы можем заметить, что иногда ибн Раджаб поддерживал некоторых ханбалитских имамов, подвергавшихся критике со стороны ашаритских ученых по ряду вопросов. Кроме того, он приводил определенные критические замечания в адрес ашаритов, высказанные некоторыми ханбалитами. Например, ибн Раджаб встал на сторону имама Абдульгани аль-Макдиси в его дискуссии с ашаритами. Также он приводил критику ашаритов со стороны Абу Музаффара ибн Хубайры.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

وقرأت بخط الإمام الحافظ الذهبى – ردا على من نقل الإجماع على تكفيره – أما قوله «أجمعوا» فما أجمعوا، بل أفتى بذلك بعض أئمة الأشاعرة ممن كفروه، وكفرهم هو، ولم يبد من الرجل أكثر مما يقوله خلق من العلماء الحنابلة والمحدثين: من أن الصفات الثابتة محمولة على الحقيقة، لا على المجاز، أعنى أنها تجرى على مواردها، لا يعبر عنها بعبارات أخرى، كما فعلته المعتزلة، أو المتأخرون من الأشعرية هذا مع أن صفاته تعالى لا يماثلها شئ

«Я прочитал слова имама хафиза аз-Захаби, написанные его рукой, где он опровергал тех, кто утверждал, что ученые единогласно признали Абдульгани аль-Макдиси неверным. Имам аз-Захаби писал: “Что касается их слов “сошлись единогласно”, то не было никакого единогласия. Напротив, некоторые имамы ашаритов посчитали его неверным. Они посчитали неверным его, а он посчитал неверными их. Но этот человек не добавил ничего к словам большинства ученых ханбалитов и ученых хадиса, сказав: “Утвержденные атрибуты Аллаха понимаются буквально[32], а не аллегорически”. То есть они передаются как есть, без пересказа другими словами, как это делают му’тазилиты или поздние ашариты. Но в то же время нет ничего подобного Его атрибутам”»[33].

Вышеприведенные слова принадлежат имаму аз-Захаби, а не ибн Раджабу. Тем не менее ибн Раджаб считал, что Абдульгани был близок к истине в вопросах, которые являлись причиной его тяжбы с ашаритами. Например, ибн Раджаб утверждал, что Абдульгани придерживался идей большинства ханбалитов, в частности в вопросе утверждения Аллаху голоса[34]. Также он приводил критику ашаритов со стороны Абу Музаффара ибн Хубайры.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

قال: وسمعته يقول: والله ما نترك أمير المؤمنين على بن أبى طالب مع الرافضة؛ نحن أحق به منهم، لأنه منا ونحن منه، ولا نترك الشافعى مع الأشعرية؛ فإنا أحق به منهم.

«Ибн аль-Джаузи сказал: “Я слышал, как он (Абу Музаффар ибн Хубайра) говорил: “Клянусь Аллахом, мы не оставим правителя правоверных вместе с рафидитами, мы имеем на него больше прав, ибо он от нас, а мы от него. И мы не оставим имама аш-Шафии вместе с ашаритами, поистине, мы больше имеем на него больше прав””»[35].

Абу Музаффар ибн Хубайра, чьи убеждения были близки к убеждениям ашаритов, как мы увидим далее, имел некоторые претензии к ашаритам. И причина этого заключалась в том, что, как мы упоминали, в пятом столетии ханбалиты имели тяжбу с ашаритами по ряду вопросов. Напряженность порой достигала предела, а потому неудивительно, что ханбалиты высказывались против ашаритов, а ашариты — против ханбалитов.

Ибн Раджаб также приводил некоторые высказывания ханбалитов против ашаритов. Однако здесь стоит иметь в виду два момента.

Во-первых, в своих трудах ибн Раджаб не приводил высказываний крайних ханбалитов в адрес ашаритов или Абу аль-Хасана аль-Ашари, в то время как некоторые представители ханбалитской школы в своей критике доходили до того, что обвиняли ашаритских ученых в ереси и неверии, а также распространяли ложные сведения об имаме Абу аль-Хасане аль-Ашари. Однако в трудах ибн Раджаба мы не находим всего этого. Это говорит о том, что ибн Раджаб, критикуя ашаритов, старался делать это взвешенно и умеренно. Его целью было лишь подчеркнуть исторически сложившиеся различия и разногласия между этими школами.

Во-вторых, сам ибн Раджаб практически не критиковал ашаритов и не обвинял их в заблуждениях. Он лишь ограничивался цитатами других ученых. Есть веские основания полагать, что имам ибн Раджаб не считал ашаритов заблудшими. Более того, от него передается похвала в адрес книги «Аль-Ибана» имама Абу аль-Хасана аль-Ашари.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

أبو الحسن الأشعري في كتابه المسمى بـ « الإبانة » ، وهو من أجل كتبه ، وعليه يعتمد العلماء وينقلون منه كالبيهقي وأبي عثمان الصابوني وأبي القاسم ابن عساكر وغيرهم

«… а также Абу аль-Хасан аль-Ашари в своей книге “Аль-Ибана”, и это почетная книга, на которую опирались и которую передавали такие ученые, как Абу Бакр аль-Байхаки, Абу Усман ас-Сабуни, Абу аль-Касим ибн Асакир и другие»[36].

Также ибн Раджаб часто ссылается в своих трудах на высказывания ашаритского имама Абу Сулеймана аль-Хаттаби. Это свидетельствует о том, что даже если ибн Раджаб не был согласен с некоторыми ашаритами по ряду вопросов, он все же разделял взгляды, изложенные в «Аль-Ибана» и исповедуемые учеными, которые на нее опирались. Таким образом, критика, которую ибн Раджаб приводил в адрес ашаритов, была направлена не на ашаризм в целом, а лишь на некоторые, по его мнению, чрезмерные аспекты их убеждений.

Критика ибн Раджабом мукатилизма и чрезмерствующих ханбалитов

Помимо мутакаллимов и ашаритов, ибн Раджаб также критиковал тех, кто чрезмерствовал в утверждении атрибутов. Например, он критиковал Мукатиля ибн Сулеймана и поддержал обвинения тех, кто обвинял его в таджсиме. Он также высказывался о слабости некоторых убеждений, которые ученики имама Ахмада относили к своему учителю.

Многие салафиты полагают, что убеждения Мукатиля ибн Сулеймана не содержат в себе никаких проблем, в чем они расходятся с имамом ибн Раджабом. В вопросе критики Мукатиля он также разошелся во взглядах с шейхом ибн Таймией. Мы уже говорили ранее, что ибн Раджаб перестал издавать фетвы на основе мнений ибн Таймийи. Однако их разногласия были более глубокими и затрагивали как убеждения, так и оценку обвиняемых личностей.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

والثاني من رام إثبات ذلك بأدلة العقول التي لم يرد بها الأثر ورد على أولئك مقالتهم كما هي طريقة مقاتل بن سليمان ومن تابعه كنوح بن أبي مريم وتابعهم طائفة من المحدثين قديماً وحديثاً. وهو أيضاً مسلك الكرامية فمنهم من أثبت لإثبات هذه الصفات الجسم إما لفظا وإما معنى. ومنهم من أثبت للَّه صفات لم يأت بها الكتاب والسنة كالحركة وغير ذلك مما هي عنده لازم الصفات الثابتة. وقد أنكر السلف على مقاتل قوله في رده على جهم بأدلة العقل وبالغوا في الطعن عليه. ومنهم من استحل قتله، منهم مكي بن إبراهيم شيخ البخاري وغيره.

«Второе. Те, кто при помощи доводов разума доказывали наличие атрибутов, относительно которых не передано никаких преданий (асар). И они были опровегнуты. Это путь Мукатиля и тех, кто последовал за ним, — таких, как Нух ибн Аби Марьям. Также за ними последовали некоторые ранние и поздние мухаддисы. Этого пути также придерживались каррамиты. Среди них были те, кто, чтобы доказать наличие этих атрибутов, стал утверждать, что Аллаху присуща телесность, говоря об этом либо прямо, либо подразумевая этот смысл. А некоторые из них говорили о наличии у Аллаха атрибутов, о которых не говорится ни в Коране, ни в Сунне, — таких как движение и другие, и они, по их мнению, обязательно вытекают из установленных (Шариатом) атрибутов. Саляфы осуждали Мукатиля из-за мнения, которое он высказал, опровергая Джахма. А опровергал он его доводами разума. Саляфы сильно дискредитировали его (Мукатиля). Кто-то из них даже дозволил пролитие его крови: например, шейх имама аль-Бухари Макки ибн Ибрахим и другие»[37].

Ибн Раджаб пишет, что некоторые имамы и мухаддисы как раннего, так и позднего периодов приписывали Аллаху телесность — либо прямо (используя слова «тело»), либо по смыслу (не используя слово, но соглашаясь со смыслом, на которое оно указывает). Они говорили о том, что Аллах обладает движением и другими вытекающими из установленных Шариатом атрибутов свойствами, о которых не сказано в Коране и Сунне. Эти имамы следовали пути Мукатиля ибн Сулеймана, подвергшегося критике со стороны праведных предшественников.

Современный салафизм в действительности является продолжением учения Мукатиля ибн Сулеймана, поскольку именно в нем мы находим утверждения Аллаху движения, перемещения и телесности. В этом салафиты следуют группе крайних ученых ханбалитского мазхаба, которые пошли по пути Мукатиля. Например, ибн Мибрад в своей книге «Тухфату ль-вусуль иля ильми аль-усуль» утверждает, что тот, кто говорит, что Аллах — тело, не похожее на другие тела, прав с точки зрения смысла[38] Эти убеждения ибн Раджаб относит к мукатилитам и каррамитам, однако это как раз те убеждения, которые исповедуют многие салафиты нашего времени.

Для салафитов ибн Мибрад — это великий шейх, за которым можно следовать в убеждениях, а сам Мукатиль — выдающийся ученый. Утверждение ибн Раджаба о том, что за мукатилитами последовали мухаддисы раннего и позднего поколений, безусловно, включает в себя и ибн Мибрада, и многих современных салафитов.

Что касается «движения», то это слово в отношении Аллаха используется многими современными салафитами. Из ранних мухаддисов к утверждению Аллаху движения склонялась небольшая группа, включающая Усмана ад-Дарими, Харба аль-Кирмани, Абу Абдуллаха ибн Хамида и других. Следует указать, несмотря на их статус ученых, что это одно из убеждений последователей Мукатиля ибн Сулеймана, нашедшее отражение в их собственных взглядах. Подобно Мукатилю ибн Сулейману, в своих опровержениях джахмитов они впали в крайность, чрезмерствуя в утверждении атрибутов. Современные салафиты последовали за ними, считая их яркими примерами для подражания и утверждая, что именно их учение является учением имама Ахмада. Их привлекло то, что некоторые из них были учениками имама Ахмада, а ученики якобы не могут исповедовать убеждения, отличные от убеждений своего имама. Этим они вводят в заблуждение и простых мусульман. В действительности же от учеников четырех имамов передается множество высказываний, которые не передаются от самих имамов: например, толкование атрибутов (та’виль) передается от ученика имама Ахмада, Ханбаля ибн Исхака, а также от писаря имама Малика, Хабиба ибн Аби Хабиба[39]. Однако салафиты не согласны с тем, что имамы четырех мазхабов допускали толкование атрибутов, хотя их близкие ученики и прибегали к этому методу. В то же время они утверждают, что крайние убеждения некоторых учеников имамов отражают взгляды их учителей.

Ибн Раджаб не согласен с этим. Он отмечает, что убеждения мукатилитов не имеют никакого отношения к имаму Ахмаду.

Он пишет:

ورأيت لأبى البقاء العكبرى مصنفا فى الرد عليه فى إثبات الحركة لله، وأنه نسب ذلك إلى أحمد، ولكن الروايات عن أحمد بذلك ضعيفة

«Я видел у Абу Бака аль-Укбари труд, написанный в опровержение ему (Абдуллаху ибн Мухаммаду, одному из ученых ханбалитов) относительно утверждения Аллаху движения. Он приписал это имаму Ахмаду, однако все передачи от имама Ахмада об этом слабые»[40].

Ибн Раджаб аль-Ханбали также пишет:

وقد صنف بعض المحدثين المتأخرين من أصحابنا مصنفاً في إثبات ذلك ورواه عن الامام أحمد من وجوه كلها ضعيفة لا يثبت عنه منها شيء

«Некоторые мухаддисы из числа наших соратников (ханбалитов) написали книги в подтверждение этого (движения) и передавали это от имама Ахмада через разные цепочки передатчиков, однако все они слабые, и не удостоверено от него ничего из этого»[41].

Ибн Раджаб, несомненно, имеет в виду и тех, о ком мы говорили ранее — ханбалитах, близких к эпохе имама Ахмада. Они утверждали Аллаху движение и передавали это от имама Ахмада через недостоверные цепочки передатчиков. На самом деле они являются последователями взглядов Мукатиля ибн Сулеймана и тех, кто находился под влиянием его мазхаба. Идеи мукатилизма можно проследить и в высказываниях современных салафитских шейхов, которые считают себя последователями имама Ахмада, но на самом деле разделяют взгляды группы ханбалитов, отделившихся от имама Ахмада.

Салафитский шейх ибн Усаймин пишет:

وهذه النصوص في إثبات الفعل، والمجيء، والاستواء، والنزول إلى السماء الدنيا إن كانت تستلزم الحركة لله فالحركة له حق ثابت بمقتضى هذه النصوص ولازمها

«Если из ясных текстов, утверждающих (Аллаху) действия, приход, истива и нисхождение на небеса этого мира, вытекает движение Всевышнего, то движение в отношении Него является утвержденной истиной согласно этим текстам и вытекающему из них»[42].

Другие салафитские шейхи также утверждали Аллаху движение[43] Однако, согласно взглядам имама ибн Раджаба, это убеждения мукатилитов, следовать которым недозволено.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

والصواب ما عليه السلف الصالح من إمرار آيات الصفات وأحاديثها كما جاءت من غير تفسير لها ولا تكييف ولا تمثيل: ولا يصح من أحد منهم خلاف ذلك البتة خصوصاً الإمام أحمد ولا خوض في معانيها ولا ضرب مثل من الأمثال لها : وإن كان بعض من كان قريباً من زمن الإمام أحمد فيهم من فعل شيئاً من ذلك اتباعاً لطريقة مقاتل فلا يقتدى به في ذلك إنما الإقتداء بأئمة الإسلام كابن المبارك. ومالك. والثوري والأوزاعي. والشافعي. وأحمد. واسحق. وأبي عبيد. ونحوهم

«Верной же является методология, которой придерживались праведные предшественники. Они оставляли аяты и хадисы об атрибутах так, как они пришли, не разъясняя это, не придавая образ и не уподобляя. Абсолютно неправильно считать, что кто-то из них, а особенно имам Ахмад, исповедовал нечто противоречащее этому. Они не углублялись в их смысл и не приводили в отношении них никаких примеров. Если даже среди живших ближе ко времени имама Ахмада, были те, кто поступал противоположным образом, руководствуясь в этом путем Мукатиля, то следовать этому нельзя. Следовать нужно только имамам Ислама: ибн аль-Мубараку, Малику, ас-Саври, аль-Аузаи, аш-Шафии, Ахмаду, Исхаку, Абу Убайду и другим»[44].

Имамы мусульман не разделяли убеждений Мукатиля ибн Сулеймана относительно утверждения следственно вытекающих качеств. Напротив, Мукатиля порицал сам имам Ахмад. Человеку необходимо внимательно относиться к вопросам убеждений. Если он стремится следовать за праведными предшественниками, то такие имамы, как аш-Шафии, Ахмад, Малик, Абу Ханифа более достойны этого.

Правильный подход к атрибутам согласно ибн Раджабу аль-Ханбали

Имам занимал умеренную позицию, описанную в книге «Аль-Ибана» Абу аль-Хасана аль-Ашари. Он не принимал антропоморфистские трактовки, отрицал от Аллаха свойства творений, отрицал аллегорические толкования и критиковал утверждение атрибутов с добавлением каких-либо выражений, которых нет  в Коране и Сунне.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

وأما طريقة أئمة أهل الحديث وسلف إقرار النصوص، وإمرارها كما جاءت، ونفي الكيفية عنها والتمثيل وقد قال الخطابي في “الأعلام”: مذهب السلف في أحاديث الصفات الإيمان، وإجراؤها على ظاهرها، ونفي الكيفية عنها

«Ученые хадиса и праведные предшественники сторонились обеих крайностей (споров и аллегорического толкования). Они утверждали то, что содержится в текстах, и оставляли их (то есть атрибуты) так, как они пришли, без уподобления и отрицая от них образ. (Абу Сулейман) аль-Хаттаби сказал  в книге «Аль-Алям»: “Путь праведных предшественников относительно хадисов об атрибутах заключается в вере в них, оставлении упомянутой (в тексте) формулировки вместе с отрицанием от них образа”»[45].

Обратите внимание на слова «Отрицая от них образ». Эти слова противоречат позиции салафитов, которые считают, что Аллах имеет образ, неизвестный для нас. Ахлю-Сунна убеждены в том, что Аллах — это не тело, а атрибуты, которыми Он описан, не имеют образ. Также Ахлю-Сунна отрицают буквальные антропоморфистские трактовки.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

وقد سئل عنه حماد بن زيد، فقال هو في مكانه يقرب من خلقه كما يشاء ومراده أن نزوله ليس هو انتقال من مكان إلى مكان كنزول المخلوقين

«Об этом спросили Хаммада ибн Зейда, и он сказал: “Он в Своем месте и приближается к Своим творениям как пожелает”. Это означает, что Его нисхождение не является перемещением из одного места в другое место, подобно тому как это происходит при нисхождении творений»[46].

Вопрос о перемещении — это вопрос, аналогичный вопросу о движении, который мы уже обсудили. В нем ибн Раджаб также разошелся с современными салафитами и некоторыми проявившими крайность учеными ханбалитской школы. Так, например, Абу Абдуллах ибн Хамид, один из ранних ученых ханбалитского мазхаба, утверждал, что нисхождение Аллаха — это перемещение. Ибн Кайим аль-Джаузийя также утверждал, что перемещение — это буквальное значение атрибута нисхождение.

Он пишет:

أما قول ابن حامد أنه نزول انتقال فهو موافق لقول من يقول يخلو منه العرش، والذي حمله على هذا إثبات النزول حقيقة، وأن حقيقته لا تثبت إلا بالانتقال

«Сказанное ибн Хамидом, что нисхождение (Аллаха) — это перемещение, согласуется со словами тех, кто утверждал, что Трон освобождается от Него. К этим словам его побудило утверждение буквального нисхождения, поскольку реально и буквальное нисхождение нельзя утвердить, кроме как через утверждение перемещения»[47].

Отсюда мы понимаем, что ибн Раджаб аль-Ханбали не только выступал против антропоморфистских трактовок в рамках своего мазхаба, но делал это в русле критики буквального понимания атрибутов.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

أهل الحديث في النـزول على ثلاث فرق فرقة منهم تجعل النـزول من الأفعال الاختيارية التي يفعلها الله بمشيئته وقدرته وهو المروي عن ابن المبارك ونعيم بن حماد وإسحاق بن راهويه وعثمان الدارمي وهو قول طائفة من أصحابنا ومنهم : من يصرح بلوازم ذلك من إثبات الحركة وقد صنف بعض المحدثين المتأخرين من أصحابنا مصنفاً في إثبات ذلك ورواه عن الامام أحمد من وجوه كلها ضعيفة لا يثبت عنه منها شيء منهم من يقول: ينزل بذاته، كابن حامد من أصحابنا وقد كان الحافظ إسماعيل من التميمي الأصبهاني الشافعي يقول بذلك، وجرى بينه وبين طائفة من أهل الحديث بسببه فتنة وخصام

«Относительно атрибута ан-нузуль (нисхождение) ученые хадиса разделились на три группы. Первая из них посчитала нисхождение одним из действий волеизъявления, которое Аллах совершает по Своей Воле и Своей Мощью. Это передается от ибн аль-Мубарака, Нуайма ибн Хаммада, Исхака ибн Рахавейха и Усмана ад-Дарими. Этого мнения также придерживалась группа наших соратников (ханбалитов). Среди них были те, кто открыто заявил о наличии следствий у нисхождения, таких как движение. Некоторые мухаддисы из числа наших соратников написали книги в подтверждение этого (движения) и передавали это от имама Ахмада через разные цепочки передатчиков, однако все они слабые, и не удостоверено от него ничего из этого. Среди них были и те, кто говорил: “Нисходит Своей Сущностью”, например, Абу Абдуллах ибн Хамид. Хафиз Исмаиль ат-Тайми аль-Асбахани аш-Шафии говорил так же, и по этой причине между ним и одной из групп ахлю аль-хадис разгорелись споры и возникла смута»[48].

والفرقة الثانية: تقول: إن النزول إنما هو نزول الرحمة ومنهم من يقول: هو إقبال الله على عباده، وإفاضة الرحمة والإحسان عليهم ولكن؛ يرد ذلك: تخصيصه بالسماء الدنيا، وهذا نوع من التأويل لأحاديث الصفات وقد مال إليه في حديث النزول خاصة طائفة من أهل الحديث، منهم: ابن قتيبة والخطابي وابن عبد البر وقد تقدم عن مالك، وفي صحته عنه نظر..

«Вторая группа посчитала нисхождение нисхождением (Его) милости. Из них есть те, кто сказал, что это обращение Аллаха и распространение блага и милости среди Его рабов. Однако данное мнение опровергает то, что нисхождение обособлено небом этого мира, и это вид толкования атрибута (та’виль). К этому мнению склонилась группа ученых хадиса, в числе которых ибн Кутайба, аль-Хаттаби, ибн Абдиль Барр. Это (та’виль) также передается от Малика, но достоверность этой передачи подлежит рассмотрению».

والفرقة الثالثة: أطلقت النزول كما ورد، ولم تتعد ما ورد، ونفت الكيفية عنه، وعلموا أن نزول الله تعالى ليس كنزول المخلوق وهذا قول أئمة السلف: حماد بن زيد، وأحمد؛ فإن حماد بن زيد سئل عن النزول، فقال: هو في مكانه، يقرب من خلقه كيف شاء إلى أن قال وقال حنبل: قلت لأبي عبد الله: ينزل الله تعالى إلى السماء الدنيا؟ قال نعم. قلت: نزوله بعلمه، أو بماذا؟ قال لي: اسكت عن هذا، مالك ولهذا؟ ! أمض الحديث على ما روي، بلا كيف ولا حد

Третья группа утверждала атрибут нисхождение так, как он упомянут в текстах, не говоря сверх этого, отрицая образ и исповедуя, что нисхождение Аллаха не подобно нисхождению творений. Эту позицию разделяли такие ученые-саляфы, как Хаммад ибн Зейд, Ахмад и другие. У Хаммада ибн Зейда спросили о нисхождении, и он ответил: “Он в Своем месте и приближается к Своим творениям как пожелает”. Аль-Ханбаль сказал: “Я спросил имама Ахмада: “Аллах нисходит на нижнее небо?” Он ответил: “Да”. Я спросил: “Нисходит знанием или чем-то иным?” И он сказал мне: “Молчи об этом. Какое тебе до этого дело? Оставь хадис так, как он дошел, без придания образа и границ””»[49].

Здесь прежде всего следует отметить, что ибн Раджаб выделяет три подхода к пониманию нисхождения Аллаха среди ученых хадиса. Салафиты же все вопросы, связанные с основами, рассматривают исключительно в одной плоскости. Для них люди, приводящие какие-либо разногласия в вопросах основ и методов, например, те, кто прибегает к толкованию атрибутов (та’виль), — заблудшие.

Однако те мнения, которые салафиты отвергают, считая заблуждением, высказывали великие ученые Ислама и хадисоведы. Так, мы находим, что многие из них прибегали к методу та’виль, включая тех, о ком упомянул ибн Раджаб. Когда одни ученые Ахлю-Сунна не согласны с методами других ученых, они выражают свое несогласие деликатно, с пониманием того, что позиций, высказываемых противоположной стороной, также придерживались многие большие ученых Ахлю-Сунна, а потому прибегать к обвинениям в заблуждении ни в коем случае нельзя. Эти качества мы можем обнаружить и в ибн Раджабе аль-Ханбали.

Кроме того, обратите внимание на то, что ибн Раджаб различает между мнением крайних шейхов, которые считают, что Аллах перемещается, и убеждениями праведных предшественников, включая имама Ахмада, отрицающих от Него перемещение.

Разве слова Хаммада ибн Зейда «Он в Своем месте» не являются уподоблением?

Слова Хаммада ибн Зейда «Он в Своем месте» не следует понимать как занимание определенного пространства или границ. Они указывают на отделенность. В контексте обсуждения нисхождения эти слова означают, что Аллах не перемещается, а существует там, где нет ни пространства, ни границ, ни перемещения (поскольку это пространственное понятие). Это толкование словам Хаммада ибн Зейда приводит ибн Раджаб аль-Ханбали.

Он пишет:

النزول إلى سماء الدنيا فإنه من نوع قرب الرب من داعيه وسائليه ومستغفريه وقد سئل عنه حماد بن زيد فقال: هو في مكانه يقرب من خلقه كما يشاء ومراده أن نزوله ليس هو انتقال من مكان إلى مكان كنزول المخلوقين وقال حنبل: سألت أبا عبد الله: ينزل الله إلى سماء الدنيا؟ قال: نعم. قلت: نزوله بعلمه أو بماذا؟ قال: اسكت عن هذا، مالك ولهذا؟ أمض الحديث على ما روي بلا كيف ولا حد، إلا بما جاءت به الآثار، وجاء به الكتاب، قال الله: {فلا تضربوا لله الأمثال} [النحل:٧٤] ينزل كيف يشاء، بعلمه وقدرته وعظمته، أحاط بكل شيء علما ومراده: أن نزوله تعالى ليس كنزول المخلوقين، بل هو نزول يليق بقدرته وعظمته وعلمه المحيط بكل شيء، والمخلوقون لا يحيطون به علما، وإنما ينتهون إلى ما أخبرهم به عن نفسه، أو أخبر به عنه رسوله فلهذا اتفق السلف الصالح على إمرار هذه النصوص كما جاءت من غير زيادة ولا نقص، وما أشكل فهمه منها، وقصر العقل عن إدراكه وكل إلى عالمه

«Нисхождение на нижнее небо является видом приближения Аллаха Всевышнего к тому, кто взывает к Нему, просит Его и молит о прощении. Об этом спросили Хаммада ибн Зейда, и он сказал: “Он в Своем месте и приближается к Своим творениям как пожелает”. Это означает, что Его нисхождение не является перемещением из одного места в другое место, подобно тому как это происходит при нисхождении творений.

Аль-Ханбаль сказал: “Я спросил имама Ахмада: “Аллах нисходит на нижнее небо?” Он ответил: “Да”. Я спросил: “Нисходит знанием или чем-то иным?” И он сказал мне: “Молчи об этом. Какое тебе до этого дело? Оставь хадис так, как он дошел, без придания образа и границ”. В пользу этого свидетельствуют и Писание, и предания. Аллах (Всемогущ Он и Велик) сказал: “Не приводите для Аллаха примеров”[50]. Он нисходит как пожелает, Знанием, Могуществом и Величием. И Он объял все Своим Знанием”.

Имам Ахмад имел в виду, что Его нисхождение не является подобным нисхождению сотворенного. Напротив, это нисхождение, которое подобает Его Могуществу и Величию, и Его Знанию, которое объемлет все. Творения же не объемлют Его своим знанием, и их знание ограничивается тем, что Он Сам рассказал о Себе или рассказал о Нем Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует). По этой причине праведные предшественники были единогласны в оставлении этих текстов так, как есть, без добавлений и убавлений. А трудное для понимания или то, что разум не способен постичь, следует вверять Знающему (Аллаху)»[51].

Обратите внимание, как имам ибн Раджаб излагает позицию имама Ахмада по вопросу о нисхождении. Он утверждает, что имам Ахмад верил в нисхождение, но отрицал его подобие, которое заключается в утверждении перемещения из одного места в другое. Ранее мы сказали, что отрицание перемещения — это отрицание буквальной трактовки атрибута. Ибн Раджаб считает, что имам Ахмад верил в этот атрибут именно таким образом.

Также примечательно, что ибн Раджаб говорит о том, что атрибуты, сложные для понимания, следует вверять Аллаху. Если человеку трудно принять какой-либо атрибут в рамках очищения Аллаха от недостатков и свойств творений, то ему достаточно вверить знание о нем Аллаху Всевышнему.

В другом месте ибн Раджаб утверждает, что аяты об атрибутах относятся к категории муташабихат. Салафиты весьма критично относятся к подобным утверждениям.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

وأما وصف النبي — صلى اللّٰه عليه وسلم — لربه — عز وجل — بما وصفه به فكلُّ ما وصف النبي — صلى اللّٰه عليه وسلم — [به] ربه عز وجل — فهو حقٌ وصدقٌ يجب الإيمان والتصديقُ به كما وصف اللّٰه — عز وجل — به نفسه مع نفي التمثيل عنه، ومن أشكل عليه فهمُ شيءٍ من ذلك واشتبه عليه فليقل كما مدح اللّٰه تعالى به الراسخين في العلم وأخبر عنهم أنه يقولون عند المتشابه: آمنَّا به كُلٌّ من عند ربِّنا

«Что касается того, чем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) описал своего Господа, и того, чем Аллах описал Самого Себя, то все эти атрибуты истинны и правдивы. Вера в них и их подтверждение являются обязательными наряду с отрицанием их подобия. Тот, кто испытывает трудности с пониманием каких-либо атрибута или находит его неясным, должен сказать: “Мы уверовали в него. Все (это) — от нашего Господа”[52], как сказали те, кого Аллах похвалил за то, что они прочно укрепились в знании, и сообщил им, что они говорят относительно неясного (муташабихат)»[53].

В другой своей книге ибн Раджаб приводит похожие слова от другого большого ученого ханбалитского мазхаба Абу Музаффара ибн Хубайры (ум. 560).

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

ومن كلامه في السنة: قال أَبُو الفرج بن الجوزي: سمعت الوزير يقول: تأويل الصفات أقرب إلى الحظ من إثباتها على وجه التشبيه فإن ذلك كفر. وهذا غايته البدعة. قال وسمعته ينشد لنفسه: لا قول عند آية المتشابه … للراسخين غير ” آمنا به قال: وسمعته يقول: تفكرت في أخبار الصفات، فرأيت الصحابة والتابعين سكتوا عن تفسيرها، مع قوة علمهم، فنظرت السبب في سكوتهم، فإذا هو قوة الهيبة للموصوف، ولأن تفسيرها لا يتأتى إلا بضرب الأمثال لله، وقد قال عز وجل: ” تَضْرِبُوا لِلَّهِ الأَمْثَالَ ” النحل: 74، قَالَ: وَكان يقول: لا يفسر على الحقيقة ولا على المجاز لأن حملها على الحقيقة تشبيه، وعلى المجاز بدعة

«Из его слов о Сунне (о вероубеждении). Сказал Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи: “Я слышал, как Вазир (ибн Хубайра) говорил: “Та’виль (толкование) атрибутов более близок к истине, чем утверждение их с уподоблением, поскольку (уподобление) — это неверие, а (толкование) в крайнем случае является новшеством””.

Ибн аль-Джаузи сказал: “Я слышал, как он воспевал: “Нет речи о неясных (муташабих) аятах у утвердившихся в религии, кроме слов «Мы уверовали»””.

Ибн аль-Джаузи сказал: “Я слышал, как ибн Хубайрат говорил: “Я размышлял над преданиями об атрибутах и заметил, что сподвижники и табиины молчали об их толковании, несмотря на глубину их знаний. Затем я поразмышлял над причиной их молчания (и понял, что она заключается) в величии описываемого и невозможности истолкования их, кроме как придавая Аллаху подобие. Поистине, Всевышний сказал: «Не сравнивайте с Аллахом никого»””.

Ибн аль-Джаузи сказал: “Он также говорил: “Не толкуют их ни буквально (хакыка), ни в переносном смысле (маджаз), поскольку понимать их буквально — уподобление, а в переносном  смысле — новшество””»[54].

Хотя ибн Хубайр и высказывался с критикой в адрес ашаритов, в этих вопросах он не противоречил им. Абу Музаффар ибн Хубайра был уважаемым человеком среди последователей Сунны. Ученые разных мазхабов со всего исламского мира приезжали послушать его книги. Ибн Раджаб писал, что ибн Хубайра был строгим в следовании Сунне и благодаря его усилиям Ахлю-Сунна достигла высоких уровней.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет:

ولما ولى الوزير أبو المظفر رحمه الله الوزارة بالغ فى تقريب خيار الناس من الفقهاء والمحدثين والصالحين، واجتهد فى إكرامهم وإيصال النفع إليهم، وارتفع أهل السنة به غاية الارتفاع

«Когда Абу Музаффар ибн Хубайра (да смилуется над ним Аллах) стал визирем, он приложил все усилия, чтобы сблизить лучших людей из числа мухаддисов, праведников и факихов. Он старался оказать им почет и принести им пользу. Благодаря ему, Ахлю-Сунна очень сильно возвысилась»[55].

Так же, как и ибн Хубайра, ибн Раджаб отрицал как буквальные трактовки (хакыка) атрибутов муташабихат, так и их аллегорические толкования (та’виль). Если бы в их убеждениях были существенные расхождения, ибн Раджаб не стал бы хвалить его и обязательно указал бы на его ошибки. Однако мы видим, что ибн Раджаб передавал его убеждения как высказывания «о Сунне». Отсюда становится понятно, что убеждения ибн Хубайры есть убеждения Ахлю-Сунны. А что касается убеждений салафитов, то они существенно отличаются от убеждений двух вышеперечисленных имамов (да смилуется над ними Аллах), в том числе в вопросе атрибутов муташабихат.

Салафитский шейх Абу Абдуллах аль-Хазими пишет:

لا، ليست من قبيل المتشابهات وإنما هي من المحكمات

«Нет, (эти) атрибуты не из категории муташабихат, они из категории ясных (мухкамат)»[56].

Аналогично высказывается салафитский доктор аль-Хакави в книге «Тавдых ар-рашид»[57].

Это еще раз доказывает, что салафиты не разделяют убеждений ибн Раджаба аль-Ханбали и большинства других умеренных ханбалитских ученых. Ибн Раджаб также отмечает, что праведные предшественники не толковали атрибуты.

Он пишет:

وكلمة السلف وأئمة أهل الحديث متفقة على أن آيات الصفات وأحاديثها الصحيحة كلها تمر كما جاءت، من غير تشبيه ولا تمثيل، ولا تحريف ولا تعطيل قال أبو هلال: سأل رجل الحسن عن شيء من صفة الرب عز وجل فقال: أمروها بلا مثال وقال وكيع: أدركت إسماعيل بن أبي خالد وسفيان ومسعرا، يحدثونن بهذه الأحاديث، ولا يفسرون شيئا وقال الأوزاعي: سئل مكحول والزهري عن تفسير هذه الأحاديث، فقال أمرها على ما جاءت وقال الوليد بن مسلم: سألت الأوزاعي ومالكا وسفيان وليثا عن هذه الأحاديث التي فيها الصفة والقرآن، فقالوا: أمروها بلا كيف وقال ابن عيينة: ما وصف الله به نفسه فقراءته تفسيره، ليس لأحد أن يفسره إلا الله عز وجل.

«Слова праведных предшественников и ученых хадиса сходятся в том, что аяты и достоверные хадисы об атрибутах надлежит оставлять так, как они пришли, без уподобления, без искажения, без опустошения. Сказал Абу Хиляль: “Один человек спросил Хасана о чем-то касающемся атрибутов, и тот ответил: “Оставляем без примеров”. Сказал аль-Ваки: “Исмаиль ибн Халид, Суфьян и Мис’ар передавали эти хадисы и не толковали ничего из этого”. Сказал аль-Авзаи: “Я спросил Макхуля и аз-Зухри о толковании этих хадисов, и они сказали: “Оставляем их так, как есть””. Сказал аль-Валид ибн Муслим: “Я спросил аль-Авзаи, Малика, Суфьяна и Лейса о хадисах, в которых упоминаются атрибуты, и они сказали: “Оставляем их без придания образа””. Сказал ибн Уейна: “Толкование всего того, чем Аллах описал Себя в Своей книге, — это Его чтение, ибо никто не может растолковать это, кроме Аллаха”»[58].

Эти убеждения имам ибн Раджаб относит к имаму Ахмаду.

Он пишет:

والصواب ما عليه السلف الصالح من إمرار آيات الصفات وأحاديثها كما جاءت من غير تفسير لها ولا تكييف ولا تمثيل: ولا يصح من أحد منهم خلاف ذلك البتة خصوصاً الإمام أحمد ولا خوض في معانيها

«Правильным мнением в вопросе убеждений праведных предшественников является оставление аятов и хадисов об атрибутах так, как они пришли, без истолкования, без придания образа и без уподобления. Достоверно не передается, чтобы кто-либо из них, а особенно имам Ахмад, противоречил этому и углублялся (стараясь понять) их смыслы»[59].

Ибн Раджаб не углублялся в предания об атрибутах Аллаха. Он считал, что обсуждать их не только не обязательно, но и неправильно. Ибн Раджаб полагал, что праведные предшественники, включая имама Ахмада, не стремились разъяснять смысл этих атрибутов.

Ибн Раджаб высоко оценивал книгу «Аль-Ибана» имама аль-Ашари и считал ее одной из лучших работ. Он также утверждал, что убеждения таджсима, которые были присущи секте мукалититов, а затем были переняты некоторыми крайними ханбалитами, не могут быть приписаны имаму Ахмаду. Согласно ибн Раджабу, этим мнениям нельзя следовать. Хотя ибн Раджаб иногда выражал мнения, противоречащие позициям некоторых ашаритов, он вместе с тем оставался согласным с убеждениями аль-Ашари, изложенными в его книге «Аль-Ибана».

Ибн Раджаб аль-Ханбали был ученым Ахлю-Сунна. Он известен своими умеренными взглядами, беспристрастными исследованиями и борьбой с антропоморфизмом,  в том числе внутри ханбалитского мазхаба. Он не имел отношения к современному салафизму, представители которого в большинстве своем переняли убеждения мукатилитов и группы крайних ханбалитов.

Некоторые его высказывания

У верующего должно быть немного терпения, чтобы посредством него он смог достичь длительного отдыха и покоя (в Раю).

Страшащийся Аллаха — это не тот, кто плачет, а тот, кто оставляет желаемое им запретное, когда может его получить.

Слушание Корана порождает веру в сердце так же, как вода дает рост траве, и так же слушание песен порождает лицемерие[60].

Знание и вера (иман) — это основы жизни сердца. Они подобны воде и свету: когда сердце лишается их, оно умирает[61].

Сколь же много тех, кто в один день отправился на поиск мирского, а на следующий стал обитателем могилы[62].

Смерть

Ибн Раджаб, посвятивший свою жизнь служению Аллаху, ушел из жизни в 795 году по хиджре. Историки разошлись во мнениях относительно месяца его смерти. Одни сказали, что он скончался в рамадан, а другие — что в раджаб. Умер он в арендованном им саду и был похоронен на следующий день на кладбище Баб ас-сагир рядом с могилой шейха, факиха и аскета Абу аль-Фараджа Абдуль-Вахида аш-Ширази.

Человек, который копал ибн Раджабу могилу, рассказывал, что тот пришел к нему за несколько дней до своей смерти и сказал: «Выкопай для меня могилу вот здесь», а затем указал на место, где позже и был похоронен. Когда человек выкопал для него могилу, ибн Раджаб спустился в нее, лег и, найдя ее приятной, сказал: «Хорошее место». Рассказчик этой истории признавался: «Клянусь Аллахом, не прошло и нескольких дней, как его принесли мертвым на носилках. Я положил его в эту могилу и похоронил»[63]. Все мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение.

 

 

[1] Аль-Бидая ва ан-нихая, 13/191.

[2] Шазарат аз-захаб, 6/339.

[3] Там же.

[4] Инба аль-гумар, 1/42.

[5] Зейль табакат аль-ханабиля, 2/436.

[6] Дурару аль-камина, 2/429.

[7] Зейль табакат аль-ханабиля, 2/365.

[8] Тарих, 1/140.

[9] Там же.

[10] Рад аль-вафир, с. 106.

[11] Инба аль-гумар, 3/176.

[12] Там же.

[13] Шазарат аз-захаб, 6/340.

[14] Джавхар аль-мунаддад, с. 49.

[15] Инба аль-гумар, 3/176.

[16] Шазарат аз-захаб, 6/340.

[17] Радд аль-вафир, с. 106.

[18] Аль-Максад, 2/81.

[19] Табакат аль-хуффаз, с. 540.

[20] Ад-Дарис фи тарих аль-мадарис, 2/77.

[21] Инба аль гумар, 1/460.

[22] «Фатх аль-Бари» ибн Раджаба. Раздел «Обязательность пятничной молитвы».

[23] Зейль табакат аль-ханабиля, 4/101.

[24] Ибн Раджаб ва асаруху фи тавдих ас-саляф, с. 72.

[25] Сияр а’лям ан-нубаля, 20/44.

[26] Там же, 11/327.

[27] Шарх люмат аль-итикад, 2/12.

[28] «Фатх аль-Бари» ибн Раджаба, 7/235.

[29] «Фадль аль-ильм ас-саляф аля ильм аль-халяф» ибн Раджаба, с. 143.

[30] Ибн Раджаб аль-Ханбали ва асаруху фи тавдих акидату ас-саляф, с. 289.

[31] «Фатх аль-Бари» ибн Раджаба, 7/236.

[32] То есть передаются так, как они пришли в текстах, без пересказа другими словами.

[33] Зейль табакат аль-ханабиля, 2/24.

[34] Там же.

[35] Там же, 1/273.

[36] Тафсир ибн Раджаб, 2/580.

[37] «Фадль аль-ильм ас-саляф аля ильм аль-халяф» ибн Раджаба, с. 19.

[38] «Тухфату аль-вусуль иля ильми усуль» ибн Мибрада, с. 39.

[39] Сияр а’лям ан-нубаля, 8/105.

[40] Зейль табакат аль-ханабиля, 2/233.

[41] «Фатх аль-Бари» ибн Раджаба, 6/533.

[42] «Маджму аль-фатава ва расаиль» ибн Усаймина, 3/49.

[43] «Танбих завиль альбаб» Сулеймана ибн Сахмана, 1/56; «Сифату-Ллах аль-варида фи Китаб ва Сунна» ибн Абдуль-Кадира ас-Саккафа, 1/130.

[44] «Фадль аль-ильм ас-саляф аля ильм аль-халяф» ибн Раджаба, с. 19.

[45] Тафсир ибн Раджаба, 2/577; «Фатх аль-Бари» ибн Раджаба, 5/95.

[46] Тафсир ибн Раджаба, 1/141.

[47] «Аль-Арш» аз-Захаби, с. 203.

[48] Отношение хафиза Абу аль-Касима аль-Асбахани к данному мнению мы обсудили в его биографии «Имам Абу аль-Касим аль-Асбахани — опора Сунны» на сайте darulfikr.ru

[49] «Фатх аль-Бари» ибн Раджаба, 6/533.

[50] Коран, 16:74.

[51] «Фатх аль-Бари» ибн Раджаба, 3/118; Тафсир ибн Раджаба, 1/141.

[52] Коран, 3:7.

[53] Тафсир ибн Раджаба, 2/151.

[54] Зейль табакат аль-ханабиля, 2/154.

[55] Там же, 1/254.

[56] Шарх усуль ас-саляса, 7/9.

[57] «Тавдых ар-рашид» аль-Хакави, 1/336.

[58] «Фатх аль-Бари» ибн Раджаба, 5/95.

[59] Фадлю аль-ильм ас-саляф аля аль-халяф, с. 4.

[60] Маджму ар-расаиль, 2/474.

[61] Тафсир ибн Раджаба, 1/580.

[62] Лятаиф аль-ма’ариф.

[63] Радд аль-вафир, с. 107.

Похожие материалы