Хаватыр ва навадир (30)

хаватыр ва навадир

Бишр аль-Хафи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Аллаха не боится тот, кто любит славу[1]».

***

Абу Убайд аль-Касим ибн Саллям (да смилуется над ним Аллах) в науке грамматики был на мазхабе куфийцев[2].

***

Передается, что Яхья ибн Яхья ан-Найсабури (да смилуется над ним Аллах) послал свою одежду имаму Ахмаду (да смилуется над ним Аллах), и тот оставил одно одеяние себе для благодати, а остальное отправил обратно, потому что одежда отличалась от одежды местности[3].

Также передается, что сын имама Ахмада — Салих (да смилуется над ними Аллах), хранил одежду своего отца для снискания благодати и специально совершал намаз в этой одежде[4].

Эту историю передал имам аз-Захаби. Поэтому для ваххабитов он должен быть джахмитом и кубуритом. Однако если ты хвалишь ибн Таймию и ругаешь калям, то тебе многое прощается.

***

Абу Муса Иса ибн Сабих — один из крупных мутазилитов, считал неверующими всех, кто утверждал, что Коран предвечен (кадим)[5].

***

Сам факт того, что саляфы называли хадисы об атрибутах хадисами об атрибутах, а не об органах, говорит о том, что они отрицали телесность: рука у человека — это орган, а не атрибут.

***

Кутейба (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если ты видишь, что человек любит Ахмада ибн Ханбаля, то знай, что он — суннит[6]».

***

Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал, что ему было приказано написать три фразы, после чего его отпустят.

— Какие? — спросил имам.

— Запиши: «Аллах предвечен и неизменен!» — сказали ему.

— Записал.

— Пиши: «Все помимо Аллаха сотворено».

—  Записал.

— Запиши: «Аллах — Господь Корана».

— Это я уже писать не буду. — сказал имама Ахмад, а затем отбросил перо.

Бишр аль-Харис сказал: «Если бы он записал это, то он бы дал им то, чего они хотят»[7].

Это означает, что они требовали от имама Ахмада того, чтобы он признал, что Коран подчинен Аллаху — то есть не является Его атрибутом, являясь чем-то начальным.

***

Имам Ахмад сказал: «Некоторые во время испытаний говорили о Коране даже больше того, что от них требовали, например, что Коран — сделанный (маджууль) и начальный (мухдас)»[8].

Поэтому если бы ибн Таймийя оказался перед ибн Аби Дуадом, который проверял и пытал имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах), и сказал бы ему: «Коран — мухдас», то его бы отпустили без всяких проблем, а если бы перед ним оказался, например, имам аль-Иджи (да смилуется над ним Аллах) и сказал бы: «Коран предвечен», то его бы пытали так же, как и имама Ахмада.

 

[1] «Сияр» (10/476).

[2] Там же (10/492).

[3] Там же (10/517).

[4] Там же (11/230).

[5] Там же (10/548).

[6] Там же (11/195).

[7] Сияр (11/258).

[8] Там же (11/239).

Похожие материалы