Всевышний Аллах, описывая Рай, сказал:
لَا يَسْمَعُونَ فِيهَا لَغْوًا وَلَا كِذَّابًا
«Они не услышат там ни пустословия, ни лжи»[1].
Не стоит ожидать этого в этом мире.
***
Лучшее, чему можно обучить другого, после после обучения религии и медицине, — как зарабатывать дозволенным способом.
***
От Юсуфа аль-Хамадани (куддиса сирруху) — одного из шейхов из накшбандийской сильсили — передавал хафиз ибн Асакир (да смилуется над ним Аллах)[2].
***
Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) пишет о книгах хафиза Абуль-Касыма ат-Тейми (да смилуется над ним Аллах): «В его книгах есть выдуманные хадисы, как и в книгах других хафизов»[3].
***
Передается, что Кади Ийяд (да смилуется над ним Аллах Аллах) был убит ибн Тумартом за то, что отказался признать его безгрешность[4].
***
Передается, что у Абуль-Касыма ат-Тейми (да смилуется над ним Аллах) спросили: «Если у Аллаха границы (хадд)?»
Он ответил: «Это сложный вопрос, потому что неясно, что имеется в виду, так как разные группы по-разному определяют это понятие. Суть в том, что граница чего-либо — это отделенность этой вещи от всего прочего. Если человек говорит: “У Аллаха нет границ”, имея в виду, что люди охватывают Его своим знанием, то он прав; если он имеет в виду, что у Аллаха Самого нет знаний о Себе, то он — заблудший; если же он имеет в виду, что Аллах Своей Сущностью находится везде, то он также является заблудшим».
Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах), комментируя этот ответ, сказал: «Лучше же будет воздержаться от употреблений подобных выражений, потому что они не упоминаются в текстах Корана и Сунны. Однако даже если мы предположим, что смысл верен, то мы не можем употреблять все, что придет нам в голову, без разрешения на то Аллаха, потому что мы должны бояться, что какое-то новшество может попасть в наше сердце. О Аллах, сохрани нашу веру!»[5]
[1] Коран, 78:35.
[2] «Сияр алям ан-нубаля» (20/68).
[3] Там же (20/81).
[4] Там же (20/217).
[5] «Сияр алям ан-нубаля» (20/86).