Никаких объективных доводов об искаженности книг шейха Абдуль-Кадира аль-Джиляни (куддиса сирруху) нет.
***
Шейх Абдуль-Азиз ибн Абдусс-Салям аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«До нас дошли таватуром караматы только шейха Абдуль-Кадира».
Его спросили: «И это не смотря на его убеждения? Как такое может быть?», на что он ответил: «Вытекающее из мазхаба не является мазхабом».
Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах), комментируя эти слова, сказал: «Имеется в виду, что шейх Абдуль-Кадир верил в возвышение Аллаха (аль-улюв) и подобные вещи, и мазхаб ханбалитов известен в этом вопросе. Они в этом следовали за своим имамом (да смилуется над ним Аллах), за исключением редких случаев»[1].
***
Шейх Такиюддин ибн Таймийя (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Третий вид ширка — это ширк многих последователей калама и философии, но также это ширк некоторых изучающих фикх, суфиев, некоторых правителей и судий. Он заключается в:
— Принятии суждения того, за кем они следуют в вопросах вероучения;
— Следовании им в их мнениях об истинности или ложности какого-то суждения;
— Следовании им в похвале или порицании какого-то суждения или исповедующих это суждение,
И все это — без довода от Аллаха»[2].
Получается, если человек делает таклид в акыде за ошибочным мнением, то, по мнению ибн Таймийи, такой человек совершает ширк?
***
Передается, что хафиз Абдуль-Гани аль-Макдиси (да смилуется над ним Аллах) читал хадисы по книге, хотя знал из наизусть, боясь самодовольства[3].
***
Передается, что Таджуддин аль-Кинди (да смилуется над ним Аллах) был ханбалитом, а затем стал ханафитом[4], однако акыда у него осталась ханбалитская[5]: ханафит в фикхе, но ханбалит в акыде.
[1] «Сияр алям ан-нубаля» (20/445).
[2] «Аль-Фатава» (1/71).
[3] «Сияр алям ан-нубаля» (21/449).
[4] «Сияр алям ан-нубаля» (22/35).
[5] Там же (22/38-39).