Ибн Хазм как предшественник Албани

Рассказы о книгах

Ибн Хазм ан-Андалуси

Рисаля «Фи муфадаля бейна ас-сахаба»

Это небольшая работа о тафдыле (превосходстве) сподвижников относительно друг друга, то есть о том, что одни сподвижники выше степенью, чем другие.

У Ибн Хазма вообще очень странная позиция в этом вопросе. Он считает, что лучшим сподвижником является Айша, да будет Аллах ею доволен.

Ибн Хазм – это ученый, который порицал таклид во всём. В каждой науке он пытался развиваться, не опираясь на наследие. Приходишь, разрушаешь то, что было построено, и пытаешься сам построить на этом что-то своё — такой метод был у Ибн Хазма. Поэтому у него есть гараиб, непонятные мнения.

В акыде у него также встречаются какие-то совершенно непонятные воззрения, в каких-то вопросах доходящие до джахмизма и другие вообще странные суждения. Он не опирался на наследие, которые дошло от имамов прошлого, обучаясь, воспитываясь на этих книгах, потом что-то к ним добавляя, что-то убавляя, нет. Вот таков захиритский манхадж — всё разрушить и построить заново. По этой причине у него во многих вопросах очень странные взгляды.

Плюс, человек не может, даже в то время, в котором он жил, быть на одном уровне с имамами Абу Ханифой, аш-Шафии или Ахмадом, да помилует их Аллах. У этих людей был другой объём знаний, охват первоисточников, и по Ибн Хазму это видно. Он попытался ввести себя в отношении шариатских текстов (нусус) как саляф, то есть как имам Ахмад, имам Шафии, Абу Ханифа, имам Абу Юсуф, но спектр его знаний, его кругозор  уже другие. Это еще одна причина того, что у него немало гараиб, странных мнений, которые он высказывает в некоторых книгах по разным наукам: его мнения нередко расходятся с мнением большинства и в фикхе, и в усуле, и в акыде и вообще во всём.

Удивительно, что в наше время вот этот манхадж, якобы салафитский, распространяет школа Насыра Албани – это и есть на самом деле манхадж Ибн Хазма, чуть-чуть модернизированный, с добавлением некоторых оттенков недждийского ваххабизма, но это манхадж Ибн Хазма по большому счёту.

Он оказал невероятное влияние на них, особенно его книги по усулю. Многие ученики Албани, как вот этот мухакык Салман Машур, издают Ибн Хазма. Они рассматривают себя как захириты, поэтому у них столько много мнений, противоречащих иджме, например, у Албани. У него вообще какой-то непонятный фикх, он давал фетву, что с торгового имущества не платится закят или женщинам нельзя носить золотые кольца и браслеты, и высказывал прочие странные мнения. Это во многом произошло из-за влияния на него усуля Ибн Хазма, и отказа от усуль аль-фикха основных мазхабов есть.

Он оказал большое влияние на эту албанитскую школу, вот поэтому у них такой фикх. Волосы встают дыбом от этого, эта школа полностью уничтожает фикх. Даже если взять Ибн Хазма, всё-таки его кругозор, его знание источников не сравнится с современником, который три или четыре года учил арабский по «Арабийя бейна ядейк», потом ещё что-то там прочитал, «Булюг аль-марам» с комментарием, и всё. И вот он уже на основе Корана и Сунны выносить самостоятельные решения — это же безумие.

И источник этого безумия, характерного для нашего времени – Ибн Хазм. Шейх Мухаммад Аввама, хафизахуЛлах, в книге «Адаб аль-ихтиляф» очень много об этом пишет. Эта книга есть на русском языке, опубликована на сайте azan.ru, и стоит ее прочитать, обращая внимание на эти моменты.

Шейх обращает внимание на неэтичное поведение Ибн Хазма по отношению к другим ученым, другим точкам зрения, его поспешность в решениях. Он выносил собственные решения даже в том, в чем не был до конца осведомлён.

Тем не менее он оставил после себя большое наследие, и с его трудами интересно ознакомиться.

Похожие материалы