Имам Абу Шуджа аль-Асбахани

Абу Шуджа` аль-Асбахани – кади, имам, великий учёный, захид, большой факих, праведник и скромный правитель (визирь).
 
Так описывают его в биографиях его современники и те, кто писал о нём через много веков, в таких трудах, как «Табакат аш-Шафиийя» кади Ибн Шухбы, «Табакат» имама ас-Субки, и во многих других шархах на его известный труд «Гаят ат-такриб».
 
Его называют Абу Шуджа`, а также Абу Таййиб. Полное его имя – Шихабуддин Ахмад ибн аль-Хусейн [в каких-то работах – аль-Хасан] ибн Ахмад аль-Асбахани.
 
Аль-Хафиз Абу Тахир ас-Силафи в «Му’джам ас-Сафр» передал от него хадис, восходящий к халифу Усману ибн ‘Аффану, разыАллаху анху, который передал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто бы ни построил мечеть ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах построит что-то подобное для него в Раю».
 
Абу Тахир ас-Силафи (ум. в 576-м году по хиджре.), пересказав этот хадис, сказал: «Кади Абу Шуджа` – один из самых безупречных людей нашего времени! Он 40 лет изучал шафиитский мазхаб в Басре и обучал там ему. Он пересказал мне этот хадис приблизительно в 500-м году по хиджре, и он прожил невероятно долгую жизнь. Я спросил его, в каком году он родился, и он ответил, что родился в 434-м году по хиджре в Басре. Ещё он сказал, что его отец родился в местечке Абадан, а его дед был из Асбахана».
 
Его биографы отмечают, что, когда он был визирем (правитель какой-либо местности, назначенный халифом), то был справедлив и заботился о справедливости для всех. Когда он занимал эту должность, он не выходил из дома, не помолившись и не прочитав значительную часть Корана. После ухода с этой должности он отправился в Медину, где посвятил свою жизнь полностью поклонению. Он стал хранителем Мечети Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Он убирался в ней и наводил порядок до самой своей смерти.
 
Имам аль-Байджури в «Хашия» пишет, что имам Абу Шуджа` умер в 488-м году по хиджре и что его могила находится на кладбище аль-Баки рядом с могилой Ибрахима – сына Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Эту дату смерти имама подтверждает также Ибн аль-Асир. Однако эта дата спорна из-за свидетельства Абу Тахира ас-Силафи [о том, что кади Абу Шуджа` пересказал ему тот хадис в 500-м году по хиджре].
 
Сиди Омар Куреши на уроках по матну Абу Шуджа` высказал мнение, что имам умер в 593-м году по хиджре, и это значит, что он прожил 160 лет! Сиди Омар придерживается этого мнения, хотя и говорит, что некоторые биографы называют датой смерти имама 488-й год по хиджре. Университет Аль-Азхар также считает датой смерти имама 593-й год по хиджре. Аллах знает об этом лучше.
 
Его работы:
 
Самая известная  книга Абу Шуджа` – это его мухтасар по шафиитскому фикху «Гаят аль- Ихтисар», известный также как «Гаят ат-Такриб» (он же матн Аби Шуджа`). Эта книга является одной из лучших начальных книг по шафиитскому мазхабу вплоть до наших дней. На эту книгу было написано множество комментариев, о которых мы поговорим чуть ниже. Так же одна из известных его работ – это примечания к «Аль-Икна`» имама аль-Маварди. 
 
Матн  «Гаят ат-Такриб» и примечания к этой книге.
 
Существует рифмованный  вариант этого матна, который был сделан для облегчения его  заучивания. Шарафуддин  Ихья аль-Амрити (ум. 989) перевёл этот матн в стихотворный вариант, который состоит из 1225 строк и называется «Нихаят ат-тадриб фи назм Гаят ат-Такриб». 
 
Авторы менее популярных переложений в стихотворную форму:
 
Ахмад аль-Ибши (ум. 883);
Абдуль-Кадир ибн аль-Музаффар (ум. 892);
Ад-Дураси (ум. 931):
Ахмад ибн Абд ас-Саллам (931). 
 
На стихотворное переложение существует комментарий «Тухфат аль-Хабиб» шейха аль-Фахсани. 
 
Комментарии и примечания к комментариям к «Гаят ат-Такриб» Абу Шуджа`: 
 
«Аль-Икна`» Ахмада ибн Мухаммада (ум. 931);
Также существуют примечания к его комментарию «Ташниф аль-Асма би халли алфаз Аби Шуджа`» шейха Ахмада ибн Мухаммада (ум. 931); 
«Шарх Мухтасар Аби Шуджа`» шейха Ахмада аль-Ахсаси (ум. 889); 
«Тухфат аль-Хабиб» Ибн Дакик аль-Ид (ум. 702); 
«Кифаят аль-Ахьяр» шейха Такиюддина аль-Хисни (829); 
«Ан-Нихая фи шарх аль-Гаят» шейха Валиюддина аль-Басыра (ум. 972);
«Аль-Икна` фи халл альфаз Аби Шуджа`» шейха Мухаммада аль-Хатыба аш-Ширбини (ум. 977). 
Это толкование имеет ряд примечаний:
      – «Такрират» шейха аль-Баджури и шейха Ивад;
      – Аль-Бужайрми (ум. 1221);
      – Аль-Мудабаги (ум. 1170);
      – Аль-Аджхури (ум. 1190);
      – Ан-Набрави (ум. 1190).
«Фатх аль-Кариб  аль-Муджиб» шейха Ибн Касима аль-Газзи (ум. 918). Это толкование также имеет ряд примечаний:
      – Аль-Азизи;
      – Аль-Калуйби (ум. 1069);
      – Аль-Бармави (ум. 1106);
      – Аль-Баджури (ум. 1227).
«Кут аль-Хабиб аль-Гариб» аль-Джави.
 
Мы просим Аллаха благословит книги кади Аби Шуджа` и чтобы Аллах сделал их светом истинного пути до наступления Судного дня. Амин.
Похожие материалы