Истихара намаз

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

В повседневной жизни человек нередко сталкивается с ситуациями, в которых не знает, как поступить или какое решение принять, и ситуации могут быть разными – касающиеся женитьбы, приобретения дорогостоящей вещи, поиска работы или путешествий. Для таких случаев шариатом предусмотрен специальный намаз – аль-Истихара.

 

Достоинства намаза аль-Истихара

От Са’да ибн аби Ваккаса (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

من سعادة ابن آدم كثرة استخارته الله تعالى ورضاه بما قضى الله تعالى له ، ومن شقاوة ابن آدم تركه استخارة الله تعالى وسخطه بما قضى الله تعالى له

«Счастьем сына Адама является возможность часто просить о помощи (истихара) Всевышнего Аллаха. Счастьем сына Адама является довольство предопределением Аллаха. Несчастьем сына Адама является оставление истихары. Несчастьем сына Адама является гнев на предопределение Всевышнего Аллаха». (Ат-Тирмизи)

 

Дуа аль-Истихара

Сообщается, что Джабир ибн АбдиЛлах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обучал нас истихаре так же, как обучал суре из Корана, и говорил: “Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, пусть совершит дополнительную молитву в два рака’ата и потом скажет:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ، وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلاَ أَقْدِرُ وَتَعْلَمُ وَلاَ أَعْلَمُ وَأَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ، اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي فَاقْدُرْهُ لِي وَيَسِّرْهُ لِي ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ، وَإِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَاصْرِفْنِي عَنْهُ، وَاقْدُرْ لِي الْخَيْرَ حَيْثُ كَانَ ثُمَّ أَرْضِنِي

(Аллахумма, инни астахиру-ка би-‘ильми-ка ва астакдирука би-кудрати-ка ва асалю-ка мин фадли-ка-ль-‘азыми фа-инна-ка такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюби! Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи.)

«О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом, и я прошу тебя о Твоей Великой милости, ибо, поистине, Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты – Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии, моей жизни и для исхода моего дела (или: для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи мне, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, жизни и исхода моего дела (или: для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим»».

И добавил: «И пусть назовёт это своё дело». (аль-Бухари)

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773 – 852 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إن كنت تعلم فيه إشكال لأن المؤمن يعلم قطعا أن الله يعلم ذلك وأجيب بأنه تردد في عمله ذلك هل له اعتبار عند الله أم لا وكأنه قال إن كان عملي ذلك مقبولا فأجب دعائي

«В словах «Если Ты знаешь» неясность, ибо верующий однозначно знает, что Аллах ведает об этом деле. Поэтому было сказано, что эти слова подразумевают сомнение – было принято Аллахом совершённое дело или нет. Как будто он сказал: «Если дело моё было принято, ответь на мольбу мою»». («Фатх аль-Бари», 6/507)

 

Способ совершения

1. Намерение для намаза истихара: «Я намереваюсь совершить двухракаатный сунна-намаз истихара ради Аллаха».

2. Намаз состоит из двух ракаатов, и читается так же, как обычный добровольный намаз. В первом ракаате после чтения суры Аль-Фатиха желательно прочитать суру Аль-Кафирун, а во втором – суру Аль-Ихляс.

3. После окончания намаза следует поднять руки и сконцентрироваться на дуа.

4. Дуа следует начать с восхваления Всевышнего Аллаха, а после прочитать салават Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).

5. Затем следует прочитать вышеприведённое дуа.

6. Во время произнесения слов «…если Ты знаешь, что это дело…», нужно произнести то дело или ту цель, которую преследует просящий.

7. В конце прочитать салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), как и до этого.

 

Что делать после этого?

Человеку следует уповать на Аллаха и устремиться к тому, к чему стремится его сердце.

Шейх уль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631 – 676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

قال العلماء: تستحبّ الاستخارة بالصلاة والدعاء المذكور، وتكون الصلاة ركعتين من النافلة، والظاهر أنها تحصل بركعتين من السنن الرواتب، وبتحية المسجد وغيرها من النوافل؛ ويقرأ في الأولى بعد الفاتحة: قل يا أيّها الكافرون، وفي الثانية: قل هو الله أحد؛ ولو تعذرت عليه الصلاة استخار بالدعاء. ويستحبّ افتتاح الدعاء المذكور وختمه بالحمد لله والصلاة والتسليم على رسول الله صلى الله عليه وسلم؛ ثم إن الاستخارة مستحبّة في جميع الأمور كما صرَّح به نصُّ هذا الحديث الصحيح، وإذا استخار مضى بعدها لما ينشرحُ له صدره. والله أعلم

«Учёные сказали, что истихару желательно совершать выполнением намаза и обращением к Аллаху с вышеупомянутом дуа. В данном случае имеется в виду любой из добровольных намазов в два ракаата, совершаемых в соответствии с сунной, например, намаз в знак приветствия мечети.

Во время первого ракаата после Аль-Фатихи читается сура Аль-Кафирун, а во время второго − сура Аль-Ихляс.

В том случае, когда человек не имеет возможности совершить намаз, ему следует просто испросить благословения, произнося слова вышеупомянутого дуа. Желательно начинать и завершать эту мольбу словами восхваления Аллаха и мольбой за Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Истихара желательна перед совершением любого дела, на что ясно указывается в этом хадисе, и если человек поступит так, это принесёт ему радость, а Аллах знает об этом лучше». («Аль-Азкар», стр. 213)

 

Что лучше вначале – посоветоваться или совершить истихару?

Прежде чем приступить к какому-либо делу, желательно сначала обратиться за советом к богобоязненным, праведным людям, а потом сделать истихару.

Далее имам ан-Навави пишет (стр. 518):

واعلم أنه يُستحبّ لمن همّ بأمر أن يُشاور فيه مَن يَثقُ بدينه وخبرته وحذقه ونصيحته ووَرَعه وشفقته‏.‏ ويُستحبّ أن يُشاور جماعة بالصفة المذكورة ويستكثر منهم، ويعرّفهم مقصودَه من ذلك الأمر، ويُبيِّن لهم ما فيه من مصلحة ومفسدة إن علم شيئاً من ذلك

«Знай, что тому, кто захотел совершить какое-либо дело, желательно посоветоваться в этом вопросе с человеком, в религиозности, опыте, мудрости, искренности, набожности и сострадании которого он уверен. Желательно советоваться с группой людей, обладающих этими добродетелями, рассказать им о своём интересе к этому делу, разъяснить им его пользу и вред, если он что-то знает об этом».

Также имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وإذا شاور وظهر أنه مصلحة استخار الله سبحانه وتعالى في ذلك

«И если после получения совета станет ясно, что в этом деле есть благо, пусть обратится к истихаре».

Комментируя его слова, выдающийся учёный Ибн ’Аллян ас-Сыддики (996 – 1057 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

ظاهر كلامه بل صريحه تقديم الاستشارة قبل الاستخارة قال ابن حجر الهيتمي وليس ببعيد حتى عند التعارض لأن الطمأنينة إلى قول المستشار أقوى منها إلى النفس لغلبة حظوظها وفساد خواطرها قيل ومن ثم لو اطمأنت نفسه وارتاضت وغلب صدق أرادنها قدم الاستخارة كما بحث وهو واضح

«Из этих слов понятно, что советоваться предпочтительнее, чем делать истихару. Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Это решение не является маловероятным даже в том случае, когда между результатами совета и истихары есть противоречие, так как доверие к словам советчика сильнее, чем к тому, к чему склоняется сердце (после истихары) из-за преобладания страстей над человеком и порочности его мыслей. Также сказано, что если его душа совершенна, сердце духовно натренировано и чистота его желаний превалирует, то предпочтение отдаётся истихаре, и это мнение является более аргументированным»». («Аль-Футухат ур-Раббания», 5/95)

 

Сколько раз совершается истихара?

Перед важным делом достаточно совершить его один раз, но если после первого совершения истихары не видно каких-либо знаков, человек волен совершить намаз истихара ещё раз. Намаз истихара можно совершать до семи раз, если сердце не склоняется к какому-либо решению.

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (4/124) говорится:

قال الحنفية ، والمالكية ، والشافعية : ينبغي أن يكرر المستخير الاستخارة بالصلاة والدعاء سبع مرات ؛ لما روى ابن السني عن أنس . قال : « قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : يا أنس إذا هممت بأمر فاستخر ربك فيه سبع مرات ، ثم انظر إلى الذي يسبق إلى قلبك فإن الخير فيه » . ويؤخذ من أقوال الفقهاء أن تكرار الاستخارة يكون عند عدم ظهور شيء للمستخير ، فإذا ظهر له ما ينشرح به صدره لم يكن هناك ما يدعو إلى التكرار . وصرح الشافعية بأنه إذا لم يظهر له شيء بعد السابعة استخار أكثر من ذلك . أما الحنابلة فلم نجد لهم رأيا في تكرار الاستخارة في كتبهم التي تحت أيدينا رغم كثرتها

«Ханафиты, маликиты и шафииты сказали, что следует повторить намаз истихара и дуа семь раз, согласно хадису, который приводит Ибн ас-Сунни со слов Анаса: “(Однажды) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: «О Анас, если захочешь сделать что-либо, семь раз испроси у Аллаха благословения, а потом посмотри, что придётся тебе по сердцу, ибо в этом и будет благо»”[1], и из слов факихов понимается, что повтор истихары нужен в том случае, когда совершающему истихару ничего не представляется.

А если ему даётся [какой-либо знак], и душа склонилась к указанному делу, то к повторению не прибегают. Шафииты сказали, что если после седьмого раза человеку не стало что-либо ясно, то совершают истихару больше семи раз. Что касается ханбалитов, то мы не нашли у них мнения относительно повторения истихары в книгах, которые у нас имеются под рукой, несмотря на их большое количество».

 

Итог истихары

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (4/124-125) говорится:

أ — علامات القبول :

اتفق فقهاء المذاهب الأربعة على أن علامات القبول في الاستخارة انشراح الصدر ، لقول الرسول صلى الله عليه وسلم في الحديث المتقدم: « ثم انظر إلى الذي سبق إلى قلبك فإن الخير فيه » أي فيمضي إلى ما انشرح به صدره ، وشرح الصدر : عبارة عن ميل الإنسان وحبه للشيء من غير هوى للنفس ، أو ميل مصحوب بغرض ، على ما قرره العدوي . قال الزملكاني من الشافعية : لا يشترط شرح الصدر . فإذا استخار الإنسان ربه في شيء فليفعل ما بدا له ، سواء انشرح له صدره أم لا ، فإن فيه الخير ، وليس في الحديث انشراح الصدر .

ب — علامات عدم القبول :

وأما علامات عدم القبول فهو : أن يصرف الإنسان عن الشيء ، لنص الحديث ، ولم يخالف في هذا أحد من العلماء ، وعلامات الصرف : ألا يبقى قلبه بعد صرف الأمر عنه معلقا به ، وهذا هو الذي نص عليه الحديث : « فاصرفه عني واصرفني عنه ، واقدر لي الخير حيث كان ، ثم رضني به »

«1. Признаки принятия (истихары).

Учёные четырёх мазхабов единодушно согласны с тем, что признаком принятия (истихары) является склонность души к указанному делу, согласно словам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из хадиса, который упоминался ранее: «А потом смотри, что придётся тебе по сердцу, ибо в этом и будет благо». Человек склоняется к тому, к чему склоняется его душа. Склонность души – это склонность и любовь человека к чему-либо без какой-либо страсти своего эго или склонности, сопутствующей какой-либо цели, как сказал аль-Адави.

Шафиитский учёный Аз-Замалькани[2] сказал: «Склонность души к этому делу не является условием принятия истихары. Если человек совершил истихару для своего дела, то пусть затем следует ему, независимо от того, склонилась его душа к нему или нет. И если есть в нём благо, оно будет успешно, даже если его душа не склонилась к этому. А в хадисе [от Джабира, переданном имамом аль-Бухари], не говорится о склонности души [по результату истихары]».

2. Признаки непринятия.

Что касается признака непринятия, то он таков: человек отдаляется от указанного дела, согласно хадису. И никто из учёных не имел иного мнения на этот счёт. Признак отдаления таков: сердце человека после отдаления уже не привязано к делу. Это упоминается в хадисе: «То отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим»».

И теперь, узнав об этой великой Сунне, мы можем исполнять её и обучать ей других людей. Именно так поступали сподвижники нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и праведные предшественники.
Пусть Аллах даст нам тауфик следовать за ними. Амин.

 

[1] Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал:

وهذا لو ثبت لكان هو المعتمد لكن سنده واه جدا

«Если бы данный хадис был подтверждённым, то его можно было привести в качестве доказательства, однако его иснад очень слабый». («Фатхуль-Бари», 11/187)

[2] Имам Мухаммад ибн Али ибн Абдул-Вахид аль-Ансари, известный как Камалуддин ибн аз-Замалякани (667–727 гг. х.) – шафиитский факих из Дамаска.

Похожие материалы