История с джиннами в дагестанском селе

Дагестанская рукопись 1666 г. о мирах джиннов и людей

Впервые с текстом указанного сочинения мы ознакомились по одному единственно известному к началу исследования списку, хранящемуся в фонде имени М.-С. Саидова Института ИАЭ (список Б) [1, с. 173-174]. В ходе дальнейших изысканий нам удалось выявить еще 3 списка, однако доступными для исследования оказались только 2 из них. К сожалению, один список произведения (услов. список В), хранящийся в личной коллекции известного ученого-просветителя Али Каяева (1878–1943), по ряду причин, хотя бы в цифровой копии, оказался нам недоступен. Нам удалось лишь поверхностно ознакомиться с рукописью, текст которой был переписан Али Каяевым в начале ХХ в. «с рукописи, принадлежавшей известному ученому ХVIII в. Абу-Бакару из сел. Аймаки» (1711–1791) [2, с. 390].

Позднее нам удалось обнаружить наиболее ранний список сочинения (список А), который, на наш взгляд, является автографом, поскольку имеется свидетельство о написании этого сочинения самим автором без указания об его переписке кем-либо. Этот список был обнаружен в сборной рукописи предположительно ХVII в., в личной библиотеке жителя Чародинского района Рахманил Исмаила (1908–2001). Именно данный список использовался при переводе текста. Помимо указанного сочинения про джиннов, рукопись состоит еще из трех арабоязычных сочинений различных жанров. В отличие от предыдущих двух списков, здесь текст начинается с названия сочинения «Это сочинение (повествование) о джиннах» (Хазихи рисала ал-джинн). В конце произведения имеется информативный колофон, в котором указан автор рассказа – Мухаммад б. ‘Умар ал-Дагистани, ал-‘Ири.

Другая копия (список Г) хранится в библиотеке покойного ныне жителя сел. Ириб Чародинского района Мухамадмирзал Ахмада (ум. 1995 г.), который на протяжении многих лет исполнял обязанности сельского имама (дибир). Последняя копия, видимо, переписана с списка А, поскольку Мухамадмирзал Ахмад и Рахманил Исмаил были близкими друзьями и коллегами, из чего логично предположить, что первый переписал данное сочинение с рукописи, хранившейся у своего друга. После колофона автора сочинения следует приписка, согласно которой «Мирзал Ахмад ал-‘Ири» переписал данное сочинение в месяце рамазан 1397 г/х (нач. 15.08.1977 г.).

Сличение текстов имеющихся списков каких-либо существенных разночтений или различий не выявило, за исключением вышеназванных, которые касались названия сочинения и колофона. Список Б отличается от списка А и Г только лишь названием и отсутствием колофона в списке Б. В последнем название определено содержанием сочинения: «Это рассказ об удивительном случае, который однажды произошел с джиннами в дагестанском селении Ириб в 1076 году (1665/66 гг.)».

Как мы уже указывали выше, автором сочинения является «Мухаммад б. ‘Умар ал-Дагистани, ал-‘Ири», т. е. житель сел. Ириб Чародинского района РД, в котором и происходили описываемые в нем события. Сам факт существования упомянутых в нем личностей и, прежде всего, Талхат-кади ал-Ири (ум. 1695), а также датировка указанных событий сомнения не вызывают, поскольку об этом говорят и другие заслуживающие доверия источники [3. с. 56–65]. Однако возникает необходимость более тщательного анализа той части сочинения, которая касается общения с джиннами. В данном случае стоит учесть цитату из предпоследнего, предваряющего колофон, абзаца сочинения, вносящую ясность в этот вопрос. Согласно нему, часть повествования о джиннах целиком основана на рассказах лиц, «преследуемых» ими.

В суфийских биографических сочинениях дагестанских шейхов есть, конечно, сообщения о караматах (чудесных деяниях) святых [4, с. 218–232], однако среди дагестанских арабоязычных сочинений мы не находим рассказов о джиннах и т. п. Это обстоятельство позволяет нам говорить об уникальности этого источника.

Начало рукописи

 

Перевод сочинения:

«Во имя Аллаха Всемилостивого ко всем на этом свете и к правоверным на том. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого и Прощающего, и что наш господин и пророк Мухаммад является Его посланником и избранником, да благословит Аллах его и приветствует, а также род его и сподвижников на все времена, пока ночь и день сменяют друг друга. Далее.

Это рассказ об удивительном случае, который однажды произошел с джиннами в дагестанском селении ‘Ириб в 1076 году (1665/66 г.). Так джинны время от времени повадились запугивать одного ученика (мута’аллим), а иногда они даже валили его на землю и наносили побои, наводя тем самым на него ужас. В том же селении жил один ученый, обладавший глубокими познаниями во всех областях науки. Узнав об этом, ученый сказал тому ученику: «В следующий раз, когда они заявятся к тебе, дай мне знать об этом». И вот когда в следующий раз джинны явились к нему, он отправил человека к тому ученому, чтобы сообщить ему об этом. Ученый явился к ним и начал с вопроса: «Вы из числа верующих джиннов или неверных?» Они ответили: «Мы верующие».

– Тогда ответьте мне, кто ваш пророк?

– Мухаммад.

– Кто являлся ему отцом?

– Аллах (пречист Всевышний от всех этих наговоров).

– А мать?

– Марьям, ангелы – братья наши, а гурии (хур ал-‘айн) – наши сестры.

– Да вы, проклятые, оказывается, из низменной общины христиан, именуемой «сабиун». Почему вы не оставляете в покое этого ученика?

– Дочь нашего короля полюбила его. Раньше она была красавицей, теперь же пожелтела и зачахла из-за своей страсти к нему. Мы не оставим его, пока он не женится на ней.

– Этот парень является учеником и он единственный сын в семье, оставьте его в покое.

И сказал [ученый] им в назидание много слов.

Джинны стали приближаться к нему. Тогда ученый брызнул в их сторону водой, читая при этом Коран. Те отбежали в сторону и встали поодаль. Тогда ученый вновь обратился к джиннам со словами: «О, проклятые, мы не страшимся вас, и вы не волнуете нас, ведь вы неверные и мы в состоянии сжечь вас».

Джинны ответили: «Делай что хочешь. Разве ты не помнишь, что мы сделали с твоей женой когда-то. И если ты утверждаешь, что владеешь такой силой, почему же ты не воспрепятствовал нам?»

«Вы проклятые, чем же ей смогли навредить?» – спросил ученый.

– Мы бы сделали с ней то-то и то-то. Не будь той обернутой вещи, висящей на ее шее, мы поступили бы с ней так-то и так-то. Тогда заговорил один человек по имени ‘Али сын Басри: «Эта нечисть всегда лжет в своих разговорах!» Джинны обратились к нему: «О тот, кто темнее нас, разве ты не помнишь то, что мы сделали с твоим сыном? И не будь той обернутой вещи, висящей на его шее, мы поступили бы с ним так-то и так-то».

Тогда люди обратились к сыну того человека с расспросами. Сын его начал рассказывать: «Однажды, давно, я ходил на мельницу, чтобы промолоть пшеницу. Дойдя до мельницы, я поначалу пошел посмотреть на водосток. Вернувшись обратно, увидел, что мешок мой кем-то опрокинут на землю около входа. Волосы на моей голове встали дыбом, и я бросился бежать. Дойдя до середины сельских пашен, столкнулся с огромной пятнистой змеей. Я еще больше испугался и помчался дальше, при этом мой рот наполнился пеной. После это случая я сильно заболел». Затем джинны снова обратились к ученому: «Ответь на наши вопросы, если ты так силен».

«Задавайте», – сказал он.

Тогда они спросили: «Оба родителя вашего пророка были мусульманами или неверными?»

Он ответил: «Они были верующими».

Джинны: «Нет! Вот когда снизойдет с небес на землю наш пророк ‘Иса, он отправится к их могилам и прикажет им принять ислам. Вот тогда они и станут мусульманами».

Ученый: «Это слабая версия, а наиболее достоверным считается, что они были еще раньше воскрешены, после чего добровольно приняли ислам и заново умерли».

Джинны начали смеяться над его ответом: «Ты красноречивый ученый, а мы всего-навсего простые джинны. Мы приведем против тебя ученого, подобного тебе, чтобы он вступил в диспут с тобой, и узнаем, как ты себя будешь чувствовать».

Ученый: «Приведите [кого пожелаете]».

В тот день джинны ушли, а на следующий день явились вместе со своим ученым. И заговорил ученый джиннов: «Дайте мне вашего красноречивого Талхата (имя того ученого). Все перешли в пятничную (главную) мечеть, где на одной половине устроились ученый людей (инс) со своими учениками, а с другой стороны – ученый джинн со своим народом.

Как только ученый зашел в мечеть, он начал совершать приветственную молитву (тахиййа) рядом с минбаром. Увидев его, ученый джиннов поднялся и продолжал стоять, пока ученый не завершил свою молитву. После этого ученый джиннов первым поприветствовал ученого и спросил у него: «Как у тебя дела? Мы узнали, что у тебя есть сын, да сделает его Всевышний ученым! Аминь». Ученый в ответ поприветствовал его и, в свою очередь, также осведомился о состоянии ученого и остальных мусульман-джиннов. После чего ученый джиннов спросил: «Ты ученый человек и кадий этого села. Почему бы тебе не оставить в покое джиннов и не перестать наносить им вред, сжигая, калеча и причиняя им боль? Разве не грешное это дело – причинять вред творению Аллаха?» Тогда ученый, прежде чем ответить ученому джиннов, начал с расспросов об его имени, его городе, о религии, которою он исповедует, о его пророке, о матери его пророка и месте, где родился и где похоронен, а также о мазхабе того ученого.

Ученый джиннов ответил ему: «Мое имя Хасан. Родился я в Шаме (Сирия). На три года поселился в селении Ругжаб (сел. Ругуджа Гунибского района) и сейчас хочу вернуться обратно на родину в Шам. Моя религия – ислам, мой пророк – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Его отцом является ‘Абдуллах, а матерью – Аминат. Родился он в Мекке и похоронен в Медине. Я придерживаюсь мазхаба имама аш-Шафи’и».

Ученый вновь спросил его: «До нас дошло, что имам ан-Навави никогда не прикасался к фруктам, выросшим в Дамаске, и не пил из его источников. По какой причине он так поступал?»

Ученый джиннов, помолчав некоторое время, ответил: «Я не жил в его эпоху, однако также встречал в наших книгах то, о чем ты поведал мне, но я не знаю этому причину».

Затем ученый, убедившись в праведности и искренности веры ученого джиннов и его знаниях и поняв его, ответил: «Мы сжигаем джиннов и наносим им вред лишь после того, как они сами совершили зло с нашими людьми. Они (джинны) не оставляют в покое одного ученика, который является единственным ребенком в семье и очень дорог своим родителям. Вчера они говорили мне, якобы дочь вашего короля одержима этим учеником и что они не оставят его в покое, пока тот не женится на ней». Также ученый поведал обо всем, что произошло между ним и джиннами в первый день.

Выслушав его, ученый джиннов пришел в ярость и сказал: «Я не знал всего этого. Они (джинны) пришли ко мне, взывая о помощи, говоря, что один ученый из людей причиняет им вред, сжигая их и не давая покоя. Они попросили меня пойти с ними и разузнать, в чем дело. И если бы я знал, как все обстоит на самом деле, ни за что не пришел бы сюда. А что касается утверждения джиннов, якобы влюбившаяся девушка приходится дочерью королю, то это ложь и клевета. На самом деле это дочь визиря, чье имя ‘Умарджан».

Тогда ученый воскликнул: «Хвала Аллаху, позволившему нам узнать друг о друге, ведь мы с тобой одной веры. Ты ученый джиннов и обязан призывать их к совершению благих деяний и предостерегать от совершения всего дурного. Потому прикажи им (джиннам) оставить этого мальчика, который так дорог его родителям, в покое и не трогать его с этих пор».

На это ученый джиннов ответил: «У нас есть король, которого зовут ‘Аликилич, и мы не имеем права совершать что-либо без его воли. И если бы я не был из числа ученых, то я не смог бы прийти сюда и предстать перед человеческим родом. И выполнить твою просьбу также может только он».

Тогда ученый спросил: «Кто же может его привести?». На это ученый джиннов ответил: «Он может прийти, только если я пойду к нему лично, так как правитель наш не выходит без серьезных на то оснований». «В таком случае ты должен непременно пойти к нему», – сказал ученый, с чем согласился ученый джиннов и ушел тотчас. Однако [он] вернулся через некоторое время и начал извиняться со словами: «Один из джиннов по имени ибн Канан увел моего коня». На это ученый жестко ответил: «Ты брось такие оправдания, раз ты из этого народа, и не уподобляйся толпе, что приходила вчера. Раз ты являешься ученым среди них, то должен суметь отобрать своего коня. Пойди и забери его обратно».

Джинн ушел, чтобы прийти с королем. Прошло некоторое время. Ученый джиннов опять появился в окошке мечети и обратился к тем, кто находился там, со словами: «Эй вы – ученый из людей и собравшийся здесь джама’ат! Сейчас к вам явится король. Встаньте, когда он зайдет сюда, и окажите ему соответствующий почет, сняв с голов ваших папахи, как это принято в Дагестане». Люди так и поступили, оказав почтение королю джиннов, и поприветствовали его, как принято. Тот, в свою очередь, зайдя в мечеть, сел, опустив свой взгляд на землю, и по нему видно было, что он явно рассержен. При этом он проговорил: «Сегодня последний день почтенного месяца ша’бан, и меня заставили выйти в то время, когда я обычно никуда не выхожу». Тогда ученый людей сказал: «О, король! Ты нужен нам, а исполненные нужды мусульман угоднее Аллаху, нежели желательное поклонение (нафила) с личностной выгодой. И наша просьба к тебе заключается в следующем. Случилось так, что группа джиннов не оставляет в покое одного ученика, говоря: «Мы не перестанем его тревожить до тех пор, пока этот парень не возьмет замуж дочь нашего короля, которая без памяти влюблена в него». А когда мы спросили на этот счет ученого, то он говорит, что слова этих джиннов – ложь и что эта девушка – дочь визиря, которого зовут ‘Умарджан. Мы просим тебя оградить того ученика, который является единственным ребенком родителей и очень дорог им, от зла тех вредоносных джиннов. Ведь ты правитель, и должно быть справедливым, чтоб ты запрещал чинить несправедливости среди народа».

Тогда король повернулся в сторону того визиря и, плюнув ему в лицо, обратился к нему с гневными словами: «Разве ты здесь король, чтобы утверждать, якобы дочь короля влюбилась в кого-то?». После этих слов короля визирь тот был схвачен и избит, а затем его заточили среди колючек. Потом король заново обратился к тому ученому с вопросом: «Мы можем его убить». Однако ученый ответил: «Не стоит этого делать. Убивать мусульманина запрещено».

После этого король сместил того визиря с должности и на его место назначил другого человека по имени ‘Али-Султан, а дочь его отправил к сыну Шимтита, находящемуся среди неверного народа, именуемого Туш (грузинский регион Тушети). Также король обещал не причинять более вреда тому ученику. Тогда ученый попросил у него: «Собери весь свой народ и объяви им о своем решении и договоре, который ты заключил с нами, и о том наказании, которое постигнет того, кто нарушит его». На это король ответил: «В доме этого ученика находится правитель здешних джиннов, которого зовут Малучи. Позовите его по имени и не оставляйте ученика одного дома, иначе неверные джинны, живущие в этом селении, могут ему навредить. Отправьте двоих мужчин – хозяина дома и еще одного молодого человека по имени Халид – для охраны дома. И пусть они позовут Малучи и сообщат ему, что король хочет его видеть. Малучи явился и воскликнул: «Джама’ат, что вы творите с жильцами моего дома?» Тогда ученый людей обратился к нему с вопросом: «Почему ты не оберегаешь жильцов своего дома? Разве ты не обязан это делать?» На что Малучи ответил: «Трое из нас охраняли его. Однако, однажды его мать вылила воду от омовения во двор, и брызги от нее достигли женщины из них (т. е. джиннов), которая только недавно родила, и она сильно заболела. Муж той женщины, рассердившись на мать того парня, перестал его охранять, а вместе с ним так поступили и оба его товарища. В тот же день этим парнем овладел один джинн, совершивший паломничество к двум святыням (хаджий), однако отступивший от веры (муртадд) и сбежавший к неверным (куффар) испугались кары и расправы.

Затем король джиннов и Малучи вместе со своим племенем обещали охранять того ученика от зла (джиннов), при условии, что ученый людей не будет писать обереги (хирз) против джиннов в таких случаях, на что тот согласился и дал слово. После этого, когда джинны уже собрались уходить, ученый снова обратился к ним со словами: «Мы хотим приготовить вам угощение. Чего бы вы желали?». Король ответил: «Мы ничего не желаем, так как спешим попасть к себе домой именно в это время, а времени осталось совсем мало».

Дело было ближе к предзакатному времени, и наступала первая ночь месяца рамазан (4 февраля 1666 года). Однако Малучи сказал: «Сделайте то, что предлагаете». На вопрос ученого: «Что бы вы хотели?» – он ответил: «Зарежьте черного барана, потом смойте кровь с его шкуры и повесьте ее на шею того парня. Сами съешьте мясо, а кости тщательно очистите и не ломайте их. Ну а после положите обглоданные кости в чистом месте позади дома ученика. В этом случае Всевышний Аллах сотворит нам из этих костей жирное мясо, но если вы не очистите их, то мясо будет худосочным. Также Аллах создает нашему скоту ту пищу, которой питается ваша скотина. Если она ест рожь, то рожь, если траву, то траву, если сено, то сено. Далее ученый спросил: «Что является самым действенным в том случае, когда наши люди пострадают от вас (джиннов)?» Они ответили: «Если вы произнесете слова «нет силы и мощи, кроме [как у] Аллаха» и бросите водой или землей в их сторону, они обратятся в бегство и не приблизятся больше и не будут в состоянии чем-либо вам навредить. Подобным образом мы сами поступаем с неверными джиннами, и они также не могут нам навредить».

Ученый людей еще раз спросил короля: «Если кто-либо из джиннов без вашего ведения вдруг нарушит данный договор, как нам быть в таком случае?» Король ответил: «[В таком случае] пусть кто-либо из вас встанет за порогом дома того мальчика и крикнет: «Ассаламу ‘алайкум Мухаммад-‘Али!». И если никто не ответит, то пусть скажет еще раз: «О Мухаммад-‘Али, сын ‘Али!». Он явится обязательно. Тогда пошлите его за мной, я приду, по воле Аллаха, если нужен буду вам». Затем король со своим народом удалился. При этом все присутствовавшие люди в знак уважения и почтения к нему встали и сняли с голов свои папахи, по их традиции. Король также приподнял свою феску, как принято у правителей Дагестана, и все они ушли. Однако один все-таки вернулся и еще раз в знак прощания снял свою феску. Это конец рассказа о том случае, который произошел между людьми и джиннами. Аллах ведает больше.

Из вопросов, которые ученый тот (Талхат) задал джиннам, были следующие:

Вопрос: «В чем секрет того, что мы, люди, не видим вас и не можем слышать вашу речь?»

Ответ: «В давние времена мы не были ограждены друг от друга. Однако люди не оставляли в покое наших мужчин и женщин. И мы с огромным рвением и надеждой обратились к Аллаху, чтобы Он защитил нас от людей, и Аллах ответил нашей мольбе».

Вопрос: «Почему вы причиняете нам вред, а мы вам этого не делаем?»

Ответ: «Наши ученые и праведники не вредят вам, если их не постигает с вашей стороны какой-либо ущерб или смерть, допустим, от попадания камня, пущенного вами, или попадания воды или брызг мочи. Тогда они со своей стороны также вредят вашим людям и даже убивают их. А наши неверные и грешники могут причинить вам вред без всякого повода».

Вопрос: «В какие дни вы поститесь?»

Ответ: «В понедельник, как и вы, люди».

Ученый добавил: «Я слышал, что те из вас, [которые] живут в обществе Гидатль, якобы постятся в воскресенье, опережая новолуние. Это правда или все-таки ложь?»

Ответ: «Это неправда. Они постятся, как и все мы, в понедельник».

Также ученый расспросил о болезни одного человека по имени Ибрахим. Джинны ответили: «Этот человек убил одного из нас, и нет ему исцеления до самой смерти». Также спросил ученый об одном юноше-инвалиде, который к тому же начал картавить. Джинны ответили: «Он одержим джинном воздуха (воздушным). Этот юноша был женат на одной женщине из них, которая, однако, умерла. Ему также нет никакого исцеления до самой смерти. Мы не в состоянии защитить от воздушного джинна».

Также был вопрос о причине того, почему из носа человека по имени Мухаммад-‘Али постоянно течет кровь. «Только лишь Аллаху ведома тайна» – был ответ.

Вопрос: «Как покорить джиннов и быть в дружбе с ними, и что следует сделать [человеку], если он хочет тесно общаться, и как упрятаться и оградиться от них тому, кто этого желает?».

На что они (т. е. джинны) ответили: «Для подчинения джиннов и общения с ними [необходимо] чтение дуа «Ас-Сайфи». Для этого следует предварительно подготовиться к нему, соблюдая пост, после чего надлежит выйти в поле, облачившись в обмазанную глиной одежду. После – надо сесть в очерченный круг и прочитать ту молитву, как об этом указано в некоторых книгах. А для оберега от них (джиннов) следует читать ту же самую молитву одному человеку сорок дней или сорока [людям] вместе один день» (не следует это практиковать – прим. ред.).

Конец рукописи

 

Также автор этих строк спросил у того ученика: «Что является наиболее действенным против джиннов?» На что тот ответил, что таковым является [чтение] прекраснейших имен Аллаха (асма Аллах ал-хусна), а также формулы «хавкала» (произнесение слов «ла хавля ва ля куввата илля билЛях», т. е. «нет силы и мощи, кроме как у Аллаха»). При этом, произнося слова «ля хавля», следует брызнуть в их сторону водой. Это было им испытано, и оно оказалось на самом деле истиной.

Также ученый Талхат рассказал мне со слов Дарвиш-Мухаммада, брата известного ученого ‘Абд-ал-Кадира, который дружил и общался с джиннами, что самым трудным для них являются аяты из Корана, повествующие о карах Всевышнего. Также о правдивости слов того ученика свидетельствует то, что он как-то ночью рассказал своим товарищам о том, что Талхат однажды освободил от джиннов женщину по имени Зайнаб в селении Гочота (аварское селение Кусур Рутульского района). Те спросили об этом ученого, и он подтвердил слова ученика. Еще он рассказал вышеупомянутый случай с ‘Али сыном Басри. Также он рассказал, что джинны ему говорили: «Если бы не стены, которые тебя окружают, мы сделали бы с тобой то же, что и с Тамим-уд-Даром. Под стенами джинны подразумевали учеников, которые плотным кольцом окружили своего товарища. Также они ему сказали, что если бы он не прочел «Кул ‘айна», то они поступили бы с ним так-то и так-то. «Кул ‘айна» – образное выражение двух сур из Корана: «ан-Нас» и «ал-Фалак». Также он рассказал, что один кроткий и благонравный ребенок, изучающий науки, увидел огромного джинна в облике сына кадия и очень испугался. Кроме него его никто не видел.

Автор строк, да сохранит Аллах в его сердце веру, сказал: «Это рассказ, который следует упомянуть в данном месте. Одна благочестивая женщина, которая уже много лет постилась три месяца подряд, рассказала мне со слов своей матери, которая также была благочестивой и праведной женщиной, что та, выливая воду из дома на улицу, всегда говорила: «Я выливаю воду», тем самым как бы предупреждая джиннов об этом».

О, тот, кто читает эти строки, знай, что все сказанное выше было передано тем учеником из уст джиннов, включая слова их ученого и короля. Каждый раз, когда ученый людей обращался к джиннам с каким-либо вопросом, то получал немедля ответ от них через уста ученика, хотя сам [Талхат] не мог ни слышать, ни видеть их из-за той преграды, которая стоит между джиннами и людьми. А видеть джиннов могли только тот больной ученик и мальчик, о котором мы рассказали прежде. Случай этот произошел в 1076 (1665/66) году, а записан был в 1078 (1667/68) году».

Авторы: Магомед Шехмагомедов, Шахбан Хапизов

 

Литература

1. Шихсаидов А. Р., Омаров Х. А. Каталог арабских рукописей (Коллекция М.-С. Саидова). Махачкала: Дагестанский научный центр РАН, 2005. С. 330.

2. Мусаев М. А., Шехмагомедов М. Г. Жизнь и творчество дагестанских ученых-богословов XVIII в. (ал-Усиши, ал-Уради, ал-Аймаки и ал-Мачади) в местных арабоязычных биографических сочинениях XIX – начала ХХ в. // Современные проблемы науки и образования. 2013. №3. С. 390.

3. Хапизов Ш. М., Шехмагомедов М. Г. Опыт исследования биографии дагестанского алима (Талхат-кади из Ириба) по местным письменным источникам // Вестник Дагестанского государственного университета, 2015, Том. 30. Вып. 4. С. 45–52.

4. Мусаев М. А., Шихалиев Ш. Ш. Чудесные деяния святых в арабоязычных суфийских биографических сочинениях дагестанских шейхов начала ХХ века // Письменные памятники Востока. 2012. №2 (17). С. 218–232.

Похожие материалы