Изображения в Исламе (фотографии и рисунки)

Вопрос: каково шариатское постановление относительно изображений?

Ответ: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

أَشَدُّ النَّاسِ عَذَابًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ الَّذِينَ يُضَاهُونَ بِخَلْقِ اللهِ

«Истинно, что одно из самых наихудших наказаний в День Суда ожидает тех, кто подражает Аллаху в сотворении Его творений». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Данный хадис распространяется на тех, кто создает изображения, как это приходит в другой достоверной передаче.

Причина хадиса заключалась в том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел у госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) подушку, на которой были изображения, и отказался заходить в дом. И Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я каюсь Аллаху и Его Посланнику, какой грех я совершила?» на что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Что это за подушки?» Аиша (да будет доволен ею Аллах) ответила: «Я купила их для того, чтобы ты садился на них и подкладывал себе под голову». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Истинно, создатели этих изображений будут подвергнуты наказанию в День Суда, и им будет сказано: “Оживите то, что вы создали!”» Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в дом, в котором есть изображения, не войдут ангелы». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Очевидно, что подушка была водружена, то есть повешена на высокое место.  Ученые из всех преданий и обстоятельств этой истории пришли к выводу, что изображения запрещены при наличии некоторых условий, которые упомянуты в книге «Ианату Талибин» (3/361).

Условия запретности изображений:

1. Чтобы было изображено то, в чем есть душа. Соответственно, не запрещено изображать неодушевленные предметы и растения.

2. Изображение живого существа должно включать в себя то, при наличии чего оно сможет существовать. Не запрещено изображать живое существо без головы, а также его половину, в образе которого оно не сможет существовать. Запрещено изображать живые существа в той форме, в которой они смогут существовать. Также не разрешается покупать предметы, на которых они изображены. Если же их уже нарисовали, или предметы на которых нарисованы эти изображения куплены, то допускается их хранение, если к ним не будет оказано почтение и возвеличивание, как, например, если изображения будут на ковре или сосуде, из которого употребляют пищу или пьют. Ибо разрезание ковра и разбивание сосуда является порчей имущества.

Когда же изобрели фотографии, ученые начали расходиться во мнениях относительно их дозволенности и запретности. Большая часть ученых высказалась за то, что фотографии имеют то же шариатское постановление (хукм), что и то, что было нарисовано рукой. Напротив, фотография более отчетлива и ясно выражена, нежели изображение, и она более подпадает под запрет при наличии ранее упомянутых условий.

Часть ученых заявила, что фотография не является изображением и рисунком, но является лишь фиксацией образа на бумаге с помощью специального инструмента. И шариатское постановление относительно фотографии подобно шариатскому постановлению относительно зеркального отображения. Однако зеркальное отображение не фиксируется, в отличие от фотографического образа. Доказательством дозволенности такого рода изображений служит факт того, что взрослый и маленький, сведущий и не сведущий, могут сделать фотографию, и человек не прилагает для этого большие усилия. Напротив, фотоаппарат — то, что фиксирует образ характерным и особым для него способом. Данная точка зрения берется в расчет, но ему не дается предпочтение над мнением первой группы. Потому касательно фотографий можно сказать следующее:

1. Если фотография склоняет к безнравственности и к предосудительности, а также возбуждает похоть (инстинкты) , то нет сомнения в запретности фотографий и в их хранении, ибо то, что ведет к запретному, также запретно.

2. Если дело обстоит иначе, то проявлением набожности является отказ от таких фотографий. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Оставь то, что вызывает у тебя сомнения, в пользу того, что сомнения не вызывает».

3. Дело обстоит легче, если изображение на фотографии изображено лишь наполовину. Проявлением набожности является отказ от таких фотографий: не хранить их и не вешать. Однако не стоит критиковать тех, кто хранит такого рода фотографии или вешает их на стены.

Остались поучительные (обучающие) картины (рисунки), которые используют для обучения детей и других, медицине или чему-то еще. Такого рода рисунки по мере необходимости разрешены. И нет разницы, изображение будет сделано рукой или фотоаппаратом. Доказательством дозволенности служит то, что у госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) была кукла, которой она игралась, будучи в доме Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Общеизвестно, что кукла — это изображение в виде фигуры, которая предназначена для девочек. Мудрость, согласно которой дозволили куклы, является обучение девочек воспитанию детей и заботе о них. В хадисе сообщается, что сподвижники изготавливали для детей куклы, наполненные хлопком, для того, чтобы они играли ими и забывали о еде во время поста в месяц Рамадан.

(Фетва уважаемого шейха, муфтия Нуха Али Салмана аль-Куда, да смилуется над ним Аллах)

Источник: aliftaa.jo

Похожие материалы