Как был сохранен Коран.Часть 3

Облегчение чтения Корана
 
После упомянутого достижения саййидуны Усмана  (да будет доволен им Аллах) умма пришла к согласию (иджме) о том, что не дозволено записывать текст Священного Корана любым способом, кроме этого. Вследствие этого с тех пор все рукописи Священного Корана стали записываться в соответствии с рукописью Усмани, и сподвижники и табиины подготовили и широко распространили мусхафы Корана, пользуясь им. Однако эта запись Корана все еще не содержала точек и диакритических знаков, и поэтому неарабы не могли свободно читать его. А поскольку Ислам распространился далеко и широко в неарабские страны, то назревало включение точек и огласовок, чтобы эти люди также смогли спокойно читать. Было принято много шагов для достижения этой цели, короткая история последует ниже.
 
 
Появление точек
 
Среди ранних арабов не было принято ставить точки над буквами (имеется в виду, что س и ش выглядело одинаково – прим. пер.). Писцы просто записывали слова без всяких значков. Люди так привыкли к этому, что не испытывали никаких трудностей в чтении без точек и могли запросто различать между двойственными буквами, исходя из контекста. И более того, многие посчитали бы оскорблением написание точек. Прославленный историк Мада’ини процитировал кого-то:
 
«Включение множества точек в запись свидетельствует о подозрении пишущего (в грамотности) к адресату» (Субх аль-А’ша – Калькашанди, т. 3, с. 154).
 
Поэтому рукописи саййидуны Усмана (да будет доволен им Аллах)  были лишены всяких точек, но, в отличие от преобладающей нормы (включение точек посчиталось бы оскорблением – чтобы не подумали, что ты считаешь кого-то неграмотным – прим. пер.), цель их отсутствия была сделать возможным вживление всех массово (мутаватир) переданных способов чтения Корана в один вариант.
 
Однако позднее точки были помещены над буквами для удобства неарабов и менее образованных мусульман. Передаются разные мнения относительно того, кто первым включил эти точки в манускрипт Корана. Некоторые передачи свидетельствуют, что это было завершено Абуль-Асвадом ад-Ду’али (Aль-Бурхан, т. 1, с. 250; Аль-Иткан, т. 2, с. 171).
 
Другие говорят, что он сделал это по распоряжению саййидуны Али (да будет доволен им Аллах). Третьи говорят, что правитель Куфы, Зийяд ибн Абу Суфьян попросил его сделать это (Субх аль-А’ша, т. 3, с.155). Также есть передачи, говорящие о том, что его попросил об этом Абдуль-Малик ибн Марван (Aль-Иткан, т. 2, с. 171). Также есть одна передача о том, что это поручил сделать Хаджадж ибн Юсуф с помощью Хасана аль-Басри, Яхьи бин Яа’мура, Насра ибн Асыма ал-Ляйси (Тафсир аль-Куртуби, т. 1, с. 63).
 
Некоторые ученые полагают, что до собирания Корана вообще не существовало понятия точек как такового. Однако алляма Калькашанди (возможно, самый известный ученый в области каллиграфии и почерков) опровергает это мнение – он доказал, что точки были придуманы задолго до этого.
 
Согласно одному мнению, создателями арабского письма были Мурамар ибн Мура, Аслям ибн Сидра и Амир ибн Джадара из племени Булан. Мурамар придумал формы букв, Аслям разработал методы ломки и составления слов и букв, а Амир – основатель точек (Субх аль-А’ша, т. 3, с. 12). Другая передача говорит о том, что право первого изобретения точек у Абу Суфьяна ибн Умаййя, дедушки Абу Суфьяна Ибн Харба, который узнал о них от людей из Амбара (Субх аль-А’ша, т. 3, с. 12).
 
Таким образом, становится ясно, что точки были изобретены гораздо раньше, чем составление рукописей Корана, однако по различным причинам они не содержали точек. Кто бы ни разместил эти точки на буквах в Коране, не был изобретателем самих точек, а был просто первым человеком, использовавшим их в рукописи Корана.
 
 
Диакритические знаки (огласовки)
 
Также в начале Коран не содержал и огласовок (фатха, касра и дамма). Исторические предания также расходятся относительно того, кто первым стал использовать их. Одни свидетельствуют о том, что это был Абуль-Асвад ад-Дуали. Другие отдают предпочтение Хаджаджу ибн Юсуфу, который как они говорят поручил это задание Яхье ибн Ямуру и Насру бин Асыму ал-Ляйси (Тафсир аль-Куртуби, т. 1, с. 63).
 
Учитывая все эти сведения, становится очевидным, что диакритические значки были изобретены Абуль-Асвадом ад-Дуали, но они сильно отличались от существующих сегодня. Вместо краткой «а» (фатха) над харфом ставилась точка. Вместо краткого «и» (касра) ставилась точка под харфом, а для краткого «у» (дамма) точка ставилась перед харфом. Для изображения нуннации (танвин) использовалось две точки (Субх аль-А’ша, т. 3, с. 160).
 
Позднее Халиль ибн Ахмад основал знаки для хамзы (гортанная смычка) и удвоения (ташдид) (Аль-Иткан, т. 2, с. 171; Субх аль-А’ша, т. 3, с. 161). Впоследствии Хаджадж ибн Юсуф попросил Яхью бин Ямура, Насра ибн Асыма ал-Ляйси и Хасана аль-Басри разместить точки и диакритические значки над харфами в Коране. Тогда-то и были разработаны существующие и по сей день диакритические значки, поскольку использование вместо них точек могло быть спутано с точками самих букв.
 
А Аллах знает лучше.
 
 
Ахзаб и маназиль
 
Среди сподвижников и табиинов было принято завершать чтение всего Корана за неделю. С этой целью они отмечали порции для ежедневного чтения. Каждая из этих порций называется хизб или манзиль (ступень).
 
Таким образом, Коран был поделен на семь частей, или манзилей, для чтения. Сайиидуна Авс ибн Хузайфа говорит, что однажды спросил сподвижников о том, каким образом Коран поделен на манзили. Они ответили, что первый хизб состоит из трех сур, второй – из пяти, третий – из семи, четвертый из девяти, пятый – из одиннадцати, шестой – из тринадцати, и последний – от суры “Каф” до конца Корана (Аль-Бурхан, т. 1, с. 250).
 
 
Аджза, или части
 
Сегодня Коран делится на тридцать частей или аджза (джузов). Это разделение не имеет смыслового значения, а всего лишь помощь для обучающихся. Мы даже замечаем, что иногда граница джузов может находиться на неоконченном высказывании. Сложно сказать о том, кто точно ввел такое деление. Одни полагают, что это было сделано во время второго составления Корана, а именно при Усмане (да будет доволен им Аллах): тогда он был составлен из тридцати рукописей. Однако мы не смогли найти этому доказательств в работах ранних ученых. Алляма Бадруддин аз-Закарши отмечает, что деление Корана на 30 частей было популярно уже давным-давно, и что это деление было закреплено еще в школах, где учились по рукописным копиям. Таким образом, можно говорить о том, что это разделение появилось после эпохи сподвижников с целью облегчить обучение (Аль-Бурхан, т. 1, с. 250; Манахиль аль-ирфан, т. 1, с. 402).
 
Ахмас и Ашар (группы по пять и по десять)
 
Другие знаки, появившиеся в записях Корана в первые века Ислама, – это знаки خ или خمس после каждых пяти аятов или ع или عشر после каждых десяти аятов на полях рукописи. Первая группа знаков называлась ахмас, а вторая – ашар. По этому поводу у ученых были различные мнения: одни считали эти знаки дозволенными, другие же назвали их порицаемыми. Сложно сказать с какой-либо степенью достоверности, кто именно ввел эти знаки. Согласно одному из мнений, ввел их Хаджадж ибн Юсуф. Другая передача свидетельствует, что это был Аббаси Халифа Ма’мун, по чьему поручению поставлены эти знаки (Аль-Бурхан, т. 1, с. 251). Ни одно из этих мнений не является доказанным и достоверным, однако эта идея введения ашаров явно существовала во времена сподвижников. Ибн Аби Шайба рассказывает в своем “Мусаннафе”, что Масрук сказал, что Абдулла ибн Маc’уд считал помещение знаков ашар в рукописи Корана ненавистными – макрух (Мусаннаф, Ибн Аби Шайба, т. 2, с. 497).
 
 
Руку’, или порция
 
Другим знаком, который стал использоваться позднее и используется по сей день, – это знак руку’. Они обозначаются знаков ع на полях текста в конце аята. Несмотря на все мои старания, я не сумел обнаружить  ничего достоверного, чтобы установить имя того, кто ввел знак руку’, или период, когда это было введено. Некоторые говорят, что руку был введен при саййидуне Усмане (да будет доволен им Аллах), однако нет достоверных доказательств из передач. Но можно с уверенностью сказать, что цель знака руку’ – определить примерное число аятов для чтения в одном ракате намаза. Поэтому он и называется руку’ (дословно “поклон”), поскольку он обозначает момент в котором нужно сделать поясной поклон во время намаза. В “Фатава аль-Хиндийя” сказано:
 
Ученые разделили Коран на 540 руку’ (порций) и поместили знаки в рукописях, чтобы Коран мог быть завершен в таравих намазах месяца Рамадан в 27-ю ночь (T. 1, с. 94).
 
 
Румух аль-авкаф, или знаки остановки
 
Другим полезным шагом для облегчения чтения и верного произношения (тилява и таджвид) было снабдить аяты знаками, указывающими остановки. Эти значки известны как румуз (знаки), или аляма (символы) авкаф (остановок). Их цель – помочь человеку, не владеющему арабским, во время чтения останавливаться в правильных местах и избежать изменения смыслов того или иного аята. Большинство из значков было изобретено Аллямой Абу Абдуллой Мухаммадом ибн Тайфуром ас-Саджаванди (Ан-Нашр филь Кираат аль-‘Ашр, т. 1, с. 225).
 
Далее подробно об этих знаках:
 
ط : Аббревиатура слова вакф мутлак (универсальная остановка). Смысл в том, что фраза завершается на этом месте. Поэтому лучше остановиться.
 
ج : Вакф джаиз (дозволена остановка). Означает, что разрешено остановиться в этом месте.
 
ز : Вакф муджавваз (разрешена остановка). Означает, что остановка дозволена, но предпочтительно не останавливаться.
 
ص : Вакф мураххас (остановка распределения). Означает, что высказывание не завершено, но поскольку предложение длинное, то лучше остановиться в этом месте для дыхания, чем где-либо в другом (Аль-Минх аль-Фикриййя, с. 63).
 
م: Вакф лязим (обязательная остановка). Означает, что если не остановиться, то возможно вопиющее искажение смысла аята. Некоторые муджаввиды также называют этот тип остановки вакф ваджиб (обязательная). Отметим, что ваджиб в данном случае не юридический термин и отказ от этого действия не будет грехом. Этот термин подчеркивает, что остановка здесь является самой предпочтительной из всех видов остановок (Aн-Нашр, т. 1, с. 231).
 
لا:  Ля такиф (буквально: “не останавливаться”) Указывает на то, что не следует останавливаться в этом месте, однако не означает, что остановка полностью запрещена, поскольку в некоторых местах, где стоит подобный знак, остановка не принесет вреда, и начать чтение со следующего слова также дозволено. Таким образом, верный смысл этого знака: «Если в этом месте произошла остановка, то лучше отойти назад и возобновить чтение с более раннего места. Нежелательно читать со следующего слова при остановке в этом месте (Ан-Нашр, т. 1, с. 233).
 
Что касается происхождения этих знаков, то, вне всякого сомнения, доказано, что их придумал Алям Саджаванди. Кроме этих знаков, есть также другие знаки, встречающиеся в мусхафах Корана.
 
Например:
 
مع: Сокращение му’анака. Этот символ ставится на том месте, где один аят имеет два возможных толкования. Согласно одному из них, остановка делается в одном месте, согласно второму – в другом. Таким образом, остановиться следует в одном из двух мест, и если остановка был сделана в первом из них, то остановиться в другом – некорректно. Однако если вообще не остановиться ни в одном из них, то это тоже будет верно. Это также известно как мукабала. Впервые на это было указано имамом Абуль-Фадлем ар-Рази (Ан-Нашр, т. 1, с. 237; Aль-Иткан, т. 1, с. 88).
 
سكتة : Это символ для сакты (паузы). Означает, что здесь нужно остановиться, оборвав голос, но не дышать. Обычно такой знак ставиться там, где в случае ассимилированного (слитного) чтения возникает ошибка – искажение значения.
 
وقفة : При виде этого знака, называемого вакф, читающий обязан остановиться на немного большее время, чем при сакте, однако дыхание также не следует прерывать.
 
ق : Сокращение для кыля аляйхи-ль-вакф. Означает, что одни муджаввиды считают, что здесь должна быть остановка, другие – нет.
 
قف : Этот символ – слово киф – означает “остановись” (в повелительном наклонении) и вставляется там, где читатель может подумать, что остановка была бы неправильной
 
صلى : Сокращение для аль-васлу авля. Означает, что предпочтительно васлировать – читать слитно, не останавливаясь.
 
صل  : Сокращение для кад юсалю. Означает: «Некоторые останавливаются здесь», – в то время, как другие предпочитают не прерывать чтение.
 
وقف النبي : Вакф ан-наби. Такой знак стоит в тех местах, о которых известно из хадисов, что Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) делал в них остановку.
 
 
Печатание Корана
 
До наступления времени печатных станков все копии Корана делались рукописно. Для этой задачи в каждое время существовала целая группа каллиграфов, чьей единственной целью в жизни было записывать Коран. Огромные усилия, приложенные мусульманами для усовершенствования записи Корана, и их глубокая душевная привязанность и увлеченность имеют длинную и интересную историю, которая требует отдельной работы.
 
После изобретения печатных станков, Коран был впервые напечатан в Гамбурге в 1113-м году по хиджре, его копия до их пор хранится в Дар аль-Кутуб аль-Мисрийя. Позднее несколько востоковедов устраивало напечатание копий Корана, однако исламский мир не воспринял их. Мауля Усман был первым мусульманином, напечатавшим Коран в Петербурге в 1787-м году. Другая копия Корана была напечатана также в России, но уже в Казани. В 1828-м году в иранском Тегеране Коран был напечатан офсетно на каменных плитках, с тех пор печатные Кораны стали нормой (Тарих аль-Куран, Курди, 186, Улюм аль-Куран, Субхи Салих, перевод на урду, с. 142).
Похожие материалы