Коронавирус, и так ли он опасен

В последние недели нет более актуальной темы, чем коронавирус, от него гибнут люди, рушатся экономики, массовые мероприятия отменяются одно за другим. О нём много сказано и написано, и поэтому мы решили собрать для вас наиболее актуальную информацию и дать краткую справку.

Начнём с того, что коронавирус возник не вчера, коронавирусы — это семейство вирусов, включающее на январь 2020 года 40 видов РНК-содержащих вирусов, объединённых в два подсемейства, которые поражают человека и животных. К наиболее известным представителям этого вируса относятся:

– вирус SARS-CoV, возбудитель атипичной пневмонии, первый случай заболевания которой был зарегистрирован в 2002 году;

– вирус MERS-CoV, возбудитель ближневосточного респираторного синдрома, вспышка которого произошла в 2015 году;

– вирус SARS-CoV-2, он же COVID-19, ответственный за пандемию пневмонии нового типа в 2019-2020 годах (см. фото. Короновирус под микроскопом).

Как мы видим, это не первая пандемия, вызванная данным типом вирусов, связано это с таким их свойством, как постоянная мутация. Дело в том, что вирусы – неклеточные инфекционные агенты, которые могут воспроизводиться только внутри живых клеток, они являются облигатными паразитами, так как не способны размножаться вне клетки, то есть они не обладают таким важным свойством живых организмов, как самостоятельное воспроизведение, и, скорее, ближе к неживому, чем к живому. По сути это фрагменты генетического материала, заключённые в оболочку. Такая простота строения приводит к постоянным мутациям и образованию новых штаммов.

Теперь перейдём непосредственно к «виновнику» пандемии – COVID-19. По начальной симптоматике заболевание похоже на обыкновенное ОРВИ, у молодых здоровых людей оно может пройти именно в такой форме, а переход в пневмонию с летальным исходом происходит у людей с ослабленным иммунитетом и пожилого возраста. Иммунитет после перенесённой болезни непродолжительный, то есть имеется риск реинфекции. Механизмы передачи: воздушно-капельный, контактный.

Вирус имеет сравнительно низкую живучесть в открытом пространстве, если носитель вируса во время кашля выделит его в воздух, и тот осядет на предмет, то время его жизни в самых благоприятных условиях может составить до 48 часов. Во внешней среде на поверхности он инактивируются при +33 °С за 16 часов, при +56 °С – за 10 минут, то есть если в доме есть больной, его одежду следует кипятить или стирать в машинке на высокотемпературной режиме, а посуду, из которой он ест, обдавать кипятком. Использование средств для обеззараживания рук эффективно против коронавирусов, ВОЗ рекомендует использовать спиртосодержащие антисептики для рук. Также ВОЗ отмечает, что против коронавирусов эффективно тщательное мытьё рук с мылом, так как они эффективно смываются с кожи механическим путём.

Для удаления его с поверхностей эффективно УФ-облучение кварцевыми лампами. Для уничтожения вирусов с одноцепочечной РНК, а к ним относятся и коронавирусы, необходима доза облучения 339—423 мкВт*с/см2 ультрафиолета с длиной волны 254 нм, что даёт 90-процентную дезинфекцию воздуха. Таким образом, время уничтожения вируса УФ-лампой зависит от её мощности и обычно составляет от 2 до 15 минут. Поэтому для профилактики хорошо приобрести кварцевую лампу.

Также больным коронавирусом рекомендуется носить медицинские маски – это снижает вероятность заражения окружающих, так как препятствует распылению вируса при кашле и чихании больного. Причём надо помнить, что медицинские маски одноразовые, и их необходимо менять каждые 20-30 мин. Ношение же медицинских масок для профилактики неэффективно. Если в вашей местности уже началась эпидемия, то стоит избегать мест скопления людей и стараться не выходить без надобности из дома.

Против вируса SARS-CoV-2 отсутствует какая-либо специфическая противовирусная терапия, доступна лишь симптоматическая. Антибиотики против вирусов бесполезны и не применяются в лечении. Однако они могут быть назначены в случае обнаружения вторичной бактериальной инфекции. В тяжёлых случаях лечение направлено на поддержание жизненно важных функций органов. В основном же пациенты получают симптоматическую и поддерживающую терапию, то есть если болезнь проходит просто по типу ОРВИ, то и лечение следует проводить соответствующее, в более тяжёлых случаях обязательно обратиться к врачу.

В целом не стоит поддаваться панике – как и любая вирусная эпидемия, коронавирусная эпидемия имеет свой пик и свой спад. В Китае, где вирус возник, пик эпидемии уже пройдён, и заболеваемость пошла на спад. Таково свойство многих вирусных инфекций, так как по мере распространения у всё большего числа людей будет вырабатывать иммунитет и устойчивость к вирусу, а количество летальных исходов будет снижаться, просто из-за механического уменьшения количества людей, у которых вирус перешёл бы в тяжёлую форму. То есть слабые и больные умирают, выживают только крепкие и здоровые.

Отношение мусульман к эпидемии коронавируса

Отдельно стоит поговорить об отношении мусульман к коронавирусу и эпидемиям вообще. Очень часто можно встретить заявления в духе «всё предопределено, и поэтому в профилактике нет смысла, нужно просто уповать на Аллаха», в том числе и от людей, имеющих шариатское образование. Такое понимание крайне вредно и говорит лишь о неверном понимании слова «предопределение» и современной медицины. О медицине мы уже поговорили, теперь поговорим о предопределении и его понимании.

Понимание предопределения как пассивности и бессмысленности попыток что-то сделать глубоко ошибочно. Здесь будет уместен следующий хадис. От Анаса ибн Малика передаётся, что он сказал: «Однажды некий человек сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): “О посланник Аллаха, мне привязать [верблюда] и уповать [на Аллаха] или же отвязать и уповать?”/ [Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Привяжи и уповай!”». (Сунан ат-Тирмизи, № 2517)

Этот хадис чётко даёт нам понять, что упование на Всевышнего Аллаха должно сопровождаться правильным пониманием порядка в мире, который Он сотворил. Также следует привести слова имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) о важности медицины.

Имам Муваффакуддин аль-Багдади передал, что имам аш-Шафи’и сказал: «Я не знаю какой-либо науки (после науки о дозволенном и запретном), более возвышенной, чем медицина. И жаль, что люди Писания одолели нас в ней».

Хармаля сказал: «Имам аш-Шафи’и часто сожалел об упущенном мусульманами изучении медицины и говорил: “Потеряли треть знания и отдали его иудеям и христианам!”». (См. «Ас-Сияр», 10/57)

Имам ясно даёт нам понять, как важна медицина, и сетует, что уже в его время немусульмане опередили в ней нас, что же говорить о современности?!

В сборнике «Сахих» имама Муслима (да смилуется над ним Аллах) в разделе о чуме приводятся следующие хадисы.

Передают со слов Усамы ибн Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, эта болезнь есть наказание, которому подверглись некоторые народы, [жившие] до вас, после чего [чума] осталась на земле, то исчезая, то появляясь [снова]. Пусть же тот, кто услышит о [чуме], ни в коем случае не является [туда, где она получила распространение], и пусть [желание] убежать от [чумы] не заставляет того, кто окажется в [тех краях] земли, где она появится, покинуть [эти края]». (Сахих Муслима, №1498)

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что [в своё время][1] ‘Умар ибн аль-Хаттаб выступил [в поход] на Шам. Когда он достиг Сарга[2], его встретили командующие войсками[3], а именно — Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах и его товарищи, которые сообщили ему, что в Шаме началась [эпидемия] чумы.

Ибн ‘Аббас сказал: «‘Умар велел: «Позови ко мне первых мухаджиров и я позвал их [к нему]. Сообщив им о том, что в Шаме распространилась чума, он стал спрашивать у них совета, и мнения их разделились. Некоторые говорили: «Ты выступил [в поход] ради [определённого] дела[4], и мы не считаем, что ты должен от него отказаться». Другие же говорили [так]: «Вместе с тобой находятся и другие люди, а также сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и мы не считаем, что тебе следует вести их [туда, где распространилась] эта чума». [Выслушав их, ‘Умар] сказал: «[Теперь] оставьте меня», а потом велел: «Позови ко мне ансаров», и я позвал их к нему. [‘Умар] обратился за советом и к ним, и они, подобно мухаджирам, разошлись во мнениях. [Выслушав их, ‘Умар] сказал: «[Теперь] оставьте меня», а потом велел: «Позови ко мне находящихся здесь старцев-курайшитов, которые переселились до победы[5]», и я позвал их. Среди них никаких разногласий не возникло, и [все] они говорили: «Мы считаем, что тебе следует вернуться вместе с людьми и не вести их туда, [где распространилась] эта чума». После этого ‘Умар обратился к людям [с такими словами]: «Утром я отправляюсь в путь[6], и вы [тоже должны приготовиться к этому][7]». Тогда Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах спросил: «Значит ли [это, что ты хочешь] убежать от предопределения Аллаха?» ‘Умар, не любивший, когда ему перечили, воскликнул: «Если бы это сказал кто-нибудь другой, о Абу ‘Убайда![8] Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха! Скажи мне, будь у тебя верблюды, которые спустились бы в уади, с одной стороны покрытое травой, а с другой — бесплодное, и ты стал бы пасти их на стороне, покрытой травой, разве [ты делал бы это] не по предопределению Аллаха? И если бы ты пас их на бесплодной земле, то разве [ты делал бы это] не по предопределению Аллаха?»

[Ибн ‘Аббас] сказал: «Потом пришёл ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф, который [сначала] отсутствовал, [поскольку был занят] какими-то своими [делами], и сказал: «Поистине, я кое-что знаю об этом. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если услышите, что в [какой-нибудь] земле [распространилась чума], не являйтесь туда, а если [её эпидемия] начнётся на той земле, где вы уже находитесь, не покидайте [эту землю, пытаясь] убежать от неё»», что же касается ‘Умара ибн аль-Хаттаба, то он воздал хвалу Аллаху и покинул [эти места]». (Сахих Муслима, №1499)Здесь мы видим, что сподвижник Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) стал избегать местности, где была распространена чума, а на возражения, что он бежит от предопределения, ответил, что от предопределения невозможно уйти, что бы ты ни делал. Именно такое понимание предопределения и упования на Аллаха и является верным – когда мусульманин прислушивается к советам специалистов и поступает согласно их рекомендациям; а помощь лишь от Всевышнего Аллаха.

 

[1] Здесь речь идёт о событиях 639 г.

[2] Сарг — селение между Табуком и Мааном близ границ Шама и Хиджаза.

[3] Здесь имеются в виду войска, которые были расквартированы в Иордании, Палестине, Дамаске, Хомсе и Киннасрине.

[4] Имеется в виду сражение с врагом.

[5] То есть до овладения Меккой мусульманами. Возможно также, что речь идёт о людях, принявших ислам и переселившихся из Мекки в Медину после победы, когда необходимость в переселении по религиозным причинам уже отпала. Несмотря на это, их также называли мухаджирами.

[6] То есть возвращаюсь в Медину.

[7] Таким образом, ‘Умар, не знавший, что по этому поводу говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и выслушавший мнения всех авторитетных людей, принял самостоятельное решение.

[8] То есть если бы это сказал кто-нибудь другой, я бы не удивился.

Похожие материалы