Кратко о мазхабе ашаритов в вопросе «возвышенности» (улюв)

Всё, что существует, бывает двух видов, а не трёх: это сотворённое и Творец, а Аллах знает лучше.

По своему обыкновению, Аллах сотворил все единицы этого мира телами, которые занимают пространство, и эти тела обладают определёнными атрибутами. Это то, что мутакаллимы назвали субстанцией и акциденциями.

Наше вероубеждение таково, что Аллах не является ни субстанцией, ни акциденцией, поэтому ему не свойственны качества субстанций и акциденций. Он не растворяется в субстанции, как это делает акциденция, и Он не является местом растворения в Нём акциденций, каковым является субстанция.

Если это ясно, то Аллах непричастен к каждому свойству, которое присуще творению.

Есть два аспекта, которые нам нужно пояснить:

1. ашариты утверждают возвышенность Аллаха над Троном, потому что ниспосланы тексты об этом, а смысл той возвышенности, которую люди понимают, то есть возвышение одного тела над другим, не подобает Ему, так как Аллах – не тело. Это то, что отрицают все ашариты.

Затем, у них имеются разногласия: «Утвердим ли мы в отношении Аллаха возвышение, не подобное возвышению одних тел над другими, или будем толковать это аллегорически?».

2. из того, что всё существующее – это Аллах и мир, и из того, что Аллах не проявляется в мире (Его сущность не смешивается с ним) и не является местом для проявления мира в Нём и не соприкасается с миром, следует, что всё, помимо этого мира, есть Аллах.

Однако мы не говорим, что Аллах существует после того, как мир заканчивается, или что Он находится вне мира.

Потому что начало и конец, внутри и снаружи – это понятия, которые свойственны только творениям.

Если яснее, то добавления, которые приходят в священных текстах и относятся к Аллаху – это описания вещей, которые занимают пространство, и акциденций, и мы подтверждаем эти описания, но отрицаем значения, которые приличествуют только вещам, занимающим место, или акциденциям, и то, что вытекает из этого.

Что же касается того, с чем не приходят тексты, то мы отрицаем их полностью.

При опровержении сомнений мы вынуждены утвердить их вместе с отрицанием того, что из них вытекает.

То есть, например, понятие «вне мира». Мы не утверждаем его в отношении Аллаха, потому что оно свойственно всему, что занимает место, однако, возможно, мы применим такое понятие, чтобы дать понять оппоненту, что Аллах не смешивается с миром и не является местом для него, то есть отделим от этого понятия смысл занимания пространства и телесности.

Это краткое описание мазхаба ашаритов в вопросе возвышенности (улюв).

И хвала Аллаху, Господу миров.

Похожие материалы