Кто был первым научным фантастом?

Поднявшийся в последнее время хайп вокруг новой экранизации «Дюны» тем интересней, что автором первой по сути научно-фантастический новеллы был мусульманин – Ибн Нафис ад- Димашки (да смилуется над ним Аллах). Свой труд под названием «Рисалят камалийя фи сирату наббавийя» или, под другим названием, «Рисаля Фадиль Ибн Натик» (в европейской традиции этот труд известен как «Теологус Автодидактус» или по-русски – «Богослов-самоучка») он написал между 1268 и 1277 годами по григорианскому летоисчислению.

Отчасти это было ответом на философский роман сарагосского философа Ибн Туфайля «Хай ибн Якдхан», в котором он критиковал работу имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) «Крушение позиций философов», то есть Ибн Нафис защищал взгляды имама аль-Газали, изложенные в данной книге. Интересный факт – учеником Ибн Туфайля был Ибн Рушд, у которого также есть опровержение на «Крушение позиций философов».

Вообще, Ибн Нафис заслуживает отдельной большой статьи, это выдающийся врач, факих шафиитского мазхаба и интеллектуал, первый врач, который описал малый круг кровообращения, и главврач больницы Ан-Насери, основанной Салахуддином аль-Айюби (да смилуется над ним Аллах), персональный лекарь султана Бейбарса, и этот список можно продолжать ещё долго.

Главный герой романа – Камил, одичавший подросток, спонтанно рождённый в пещере и живущий в уединении на необитаемом острове. Но однажды он вступает в контакт с внешним миром – знакомится с потерпевшими кораблекрушение и застрявшими на острове моряками. Затем они забирают его с собой в цивилизованный мир. Сюжет постепенно перерастает в историю совершеннолетия, затем включает элементы научной фантастики и достигает своей кульминации в момент катастрофического апокалипсиса – конца света.

Ибн ан-Нафис написал книгу для защиты «вероубеждения Ислама и доктрин мусульман о миссиях пророков, религиозных законах, воскрешении тела и конечности мира». Он представляет рациональные аргументы в пользу возможности физического воскрешения и бессмертия человеческой души, используя как рациональные аргументы, так и материал из сборников хадисов, чтобы доказать свою правоту. Роман также включает ссылки на его новую физиологию и его теории лёгочного кровообращения и пульсации, которые он использует для обоснования возможности телесного воскрешения.

Некоторые даже утверждали, что именно его попытки доказать возможность физического воскрешения привели его к открытию лёгочного кровообращения. Позже исламские учёные рассматривали эту работу как ответ на метафизическое заявление Авиценны о том, что физическое воскрешение и начальность мира не могут быть доказаны с помощью доводов разума – точка зрения, которая ранее подвергалась критике со стороны имама аль-Газали.

Как уже было сказано выше, сюжет «Теолога Автодидактуса» был задуман как ответ Ибн Туфайлю (Абубасеру в латинизированном варианте), написавшему первый арабский философский роман «Хай ибн Якдхан» («Философ Автодидактус» в европейской традиции). Таким образом, Ибн ан-Нафис написал повествование о самоучке-теологе как опровержение аргументов Абубасера в «Философе Автодидактус». В обоих этих повествованиях имелись главные герои (Хей в Philosophus Autodidactus и Камил в Theologus Autodidactus), которые были самоучками, спонтанно зародившимися в пещере и живущими в уединении на необитаемом острове, оба являются самыми ранними примерами истории о человеке на необитаемом острове. Однако в то время как Хей в Philosophus Autodidactus живёт один с животными на необитаемом острове до конца истории, история Камила в Theologus Autodidactus выходит за пределы необитаемого острова, развиваясь в сюжет о взрослении и в конечном итоге став первым примером научно-фантастического романа.

Целью этой изменяющейся структуры истории у Ибн ан-Нафиса было опровержение аргумента Ибн Туфайля о том, что самообучение может привести к абсолютным истинам, и для этого нет необходимости в откровении, в то время как Ибн ан-Нафис считал, что абсолютные религиозные истины могут быть достигнуты только через откровение, которое представлено через взаимодействие Камила с другими людьми, от которых он и узнаёт об Исламе.

Похожие материалы