Манхадж Корана в описании божественных сифатов

Имам аль-Газали в книге «Ильджам аль-аввам» (стр. 30) сказал:

«Несчастен человек, который написал книгу, собрав в ней только эти предания, и каждому органу посвятивший отдельную главу: “Глава об утверждении головы”, “Глава об утверждении руки” и тому подобное. Ведь всё это – лишь отдельные слова, которые Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в разное время, исходя из разных обстоятельств, на основании которых слушающий мог правильно их понять. Когда же эти слова упоминают единовременно все вместе, наподобие телосложения человека, то это становится сильной предпосылкой для утверждения буквального смысла и внушения уподобления. Ибо одно отдельное слово допускает вероятность [различных толкований], но если к нему прибавить второе, третье и четвёртое из той же категории, то такая последовательность уже снижает вероятность [таких толкований]».

Доктор Мухаммад Аййяш аль-Кабиси в своей книге «Аль-Мухкам филь Акыда» (стр. 100), говорит о манхадже Корана относительно описания божественных качеств (сифат). Упоминая виды качеств, он говорит:

«Третий вид – это качества (сифаты), буквальный смысл которых не указывает на смысловую связь с именами [Аллаха], более того, вызывает затруднение при понимании у учёных школ калама. Этот вид можно разделить на следующие группы:

1. части тела, упомянутые в виде идафы (несогласованного определения) к Аллаху Тааля, как, например, лицо: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (Коран, 28:88), глаза: «…и сделай корабль перед Нашими глазами» (Коран, 11:37), рука: «Рука Аллаха над их руками…» (Коран, 48:10);

2. действия, обозначенные непереходными глаголами (лязим), совершённые добровольно, и для которых нужен субъект действия. Они указывают на смысл, не связанный с прекрасными Именами Аллаха. В Коране таких слов немного, например, “истава”: «Милостивый истава на Трон» (Коран, 20:5), приход: «…или явится твой Господь» (Коран, 6:158), «…и твой Господь придет» (Коран, 89:22);

3. переходные глаголы (мута’адди), которые не имеют отношения к прекрасным Именам Аллаха, а напротив, могут иметь противоположный смысл, например, издёвки: «Аллах поиздевается над ними» (Коран, 2:15), хитрости: «Они хитрили, и Аллах хитрил» (Коран, 3:54), козней: «и Я (Аллах) замышляю козни» (Коран, 86:16);

4. придание направления. Например, “сверху” – «И Он – Одолевающий и над Своими рабами» (Коран, 6:18), нахождение лицом к лицу – «Куда бы вы ни повернулись, там Лик Аллаха» (Коран, 2:115).

Этот вид [сифатов] порождал и порождает много вопросов и опасных разногласий. Но первый вопрос, который нас сейчас волнует: почему эти сифаты и дополнения упомянуты в Коране? И в чём польза человеку, живущему на этой земле, от знаний сокровенного? Первый вид описаний Аллаха (Его прекрасные имена) ясны своей целью и тем, на что указывают, однако в других сифатах есть большие разногласия.

На самом деле я не хочу выражать здесь своё личное мнение в этом вопросе – для этого есть другое место. Однако, говоря о методе Корана, я должен указать на один важный момент, который откроет для нас одну из сторон истины. Суть его в том, что в Коране сифатам хабарийя не уделено столько внимания, сколько именам Аллаха, и значит они (имена Аллаха) и есть цель и смысл аятов.

Давайте обратим внимание на следующее:

1. с точки зрения объёма, который занимает этот вид сифатов в Коране, достаточно лишь посмотреть на статистику. А кто прочитает любую страницу Корана спонтанно, не выделяя какую-либо одну, тот непременно увидит, что эти описания всегда идут в связке с прекрасными именами Аллаха, чего нельзя сказать о сифатах хабарийя;

2. с точки зрения того, является ли утверждение этих сифатов [хабарийя] целью аята – на этом нужно остановиться поподробнее, ибо это очень важно.

Почему [утверждение] этих сифатов в большинстве случаев не является целью аята? Возьмем для примера слово «глаз» (айн). Это слово пришло в форме несогласованного определения к имени Аллаха в четырёх местах в Коране: «…и сделай корабль перед Нашими глазами» (Коран, 11:37), «…поплыл у Нас на глазах» (Коран, 54:14). В этих двух аятах говорится о корабле Нуха (мир ему), и контекст совсем не об описании Бога.

Два других аята: «Ведь ты у Нас на глазах» (Коран, 52:48) и «тебя взрастили у Меня на Глазах» (Коран, 20:39). Сможет ли читатель сказать, что цель этих аятов – утверждение божественных качеств?

3. описание Аллаха, связанное с Его именами, может прийти с приказом задуматься о нём (описании), подтверждать и верить в него. Посмотри, например, на слова Аллаха: «Знай же, что нет бога кроме Аллаха» (Коран, 47:19), «Неужели они не видят, как созданы верблюды» (Коран, 88:17), «Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой?» (Коран, 41:15).

Однако нет аятов о третьем виде сифатов, в которых говорилось бы: «Знай же, что у Аллаха есть глаз» или «Знай же, что Аллах приходит и спускается»;

4. Коран спорит с теми, кто отвергает первый вид сифатов, и приводит доказательства в их подтверждение, в отличие от второго вида. Посмотри, как Аллах говорит о Своей единственности: «Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы» (Коран, 21:22), и о Своём знании: «Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил?» (Коран, 67:14), тогда как нет подобных аятов о другом виде сыфатов.

5. Коран повествует о последствиях, которые вытекают из веры или неверия в эти сифаты: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния» (Коран, 39:65), «Аллах услышал слова тех, которые сказали: “Аллах беден, а мы богаты”» (Коран, 3:181). Но о тех сифатах подобных аятов, насколько я знаю, нет. И не упоминается наказание за отрицание этих сифатов (но это не говорит о том, что их можно отрицать);

6. эти сифаты, если понимать их буквально, оставляют место для фантазии и додумываний, ибо Коран не ставит целью дать человеческому разуму пусть даже небольшое представление об истинной сущности Аллаха Тааля. Объясним это на следующем примере: Коран очертил границы первой группы имён и атрибутов и разъяснил всё относительно описания Аллаха, в знании чего нуждается человек. Его Имя, Единственность, Знание, Милость, Могущество – всё это качества Аллаха, которые человеку необходимо знать о Нём, поэтому они пришли в Коране в полноценном и гармоничном виде и не оставляют в голове человека пробелов и путаницы. А теперь посмотри на мушаббиха, которые взяли сифаты Аллаха из другой группы в буквальном понимании, что у них получилось? А получился у них образ, который сбивает с толку и в представлении которого нет никакой мудрости. В чём смысл того, чтобы мы верили в какой-то образ, у которого есть глаз, и не один, рука и даже одна рука, а ещё лицо и голень? Всё это – фразы, которые пришли в Коране в виде несогласованного определения (идафа) к имени Аллаха (с учётом разногласий в слове «голень»), однако они имеют много значений и допускают множество толкований, и поэтому у сторонников буквального смысла нет в голове завершённого цельного образа, что оставляет разум в смятении. Так почему же Коран чётко определил границы первого вида (сифатов) и оставил пространство для фантазий и домыслов во втором? Надеюсь, мы сможем ответить, но сначала обратим внимание ещё на один момент;

7. во многих местах Корана этими и подобными им качествами описываются некоторые творения. Однако все единогласны в том, что цель аятов совсем не в этом. Например:

а) органы и части тела: «Уверуйте в то, что ниспослано верующим в начале дня (дословно “лице дня”)» (Коран, 3:72), «Вы увидите его глазами убеждёнными (досл. “глазами уверенности”)» (Коран, 102:7), «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее» (Коран, 17:29), «…они получат от их Господа воздаяние за свои благодеяния (досл. “у них нога правды от их Господа”)» (Коран, 10:2), «Склони своё крыло» (Коран, 26:215).

б) направление и место: «И возвысил одних из вас над другими по степеням» (Коран, 6:165), «Не превозноситесь над Аллахом» (Коран, 44:19), «а потом Мы вернем его в нижайшее из низких» (Коран, 95:5).

Здесь можно увидеть, что цель всех этих аятов не в том, чтобы установить какой-то момент, связанный с основами религии, а это аяты, сообщения, вера в которые обязательна и, чтобы узнать, какой смысл в них имеется ввиду, нужно изучить их контекст. И в большинстве случаев их значение ясно, и после того, как мы узнали контекст, уже нет нужды углубляться в сущность и формы [пришедших слов и описаний], ибо это уже не наша прерогатива.

Нам могут возразить: но ведь понять смысл [аята] можно только при понимании истинного значения его слов.

Ответ: в самом Коране есть аяты, которые не связаны с сифатами, однако мы понимаем их смысл даже без знания истинной сути того, о чем в нем говорится. Например, «Плоды его (дерева Заккум) – словно головы дьяволов» (Коран, 37:65). Цель этого аята – это внушение страха и трепета, но истинная сущность [этих плодов] неизвестна.

Эти замечания дают нам понять, что вариантов толкования подобных аятов может быть множество, но [принятие одного толкования в ущерб другому] не должно считаться границей между верой и неверием, единобожием и многобожием. Особенно учитывая, что саляфы не останавливались на них столь подробно. А кто делал это, тот приводил самые различные толкования, что, возможно, и стало причиной появления разных школ калама в вопросах сифатов».

(Из книги «Таджсим ва Муджассима» шейха Абдул-Фаттаха аль-Яфии)

Похожие материалы