Ценности и что их формирует

В данной статье мы будем говорить о ценностях, но не о материальных, которым часто противопоставляют духовные, а о ценностях как о системе, наборе сложившихся мнений о роли в жизни вещей и явлений, встречающихся в природе и обществе (социальных установок), то есть о том, что ещё называют аксиологией. Мы коснёмся европейских ценностей и вопроса, почему они противоречат нашим исламским ценностям.

Начнём с того, что понятие «ценности» тесно связано с понятием «мотивация», а оно, в свою очередь – с понятием «цель». Два последних понятия весьма актуальны в современном обществе, с его культом успешной личности, неслучайно сегодня так популярны обучающие курсы: бизнес-семинары, тренинги личностного роста и коучинг, где обучают целепологанию — процессу выбора одной или нескольких целей, осуществления идеи. Часто под этим словом понимается практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее эффективными средствами, например, эффективное управление временным ресурсом – тайм-менеджмент.

Если мы выстроим иерархию этих понятий, то в основе будет лежать система ценностей, именно из них произрастают цели и мотивация. Здесь стоит также выделить отдельно две группы ценностей:

1. высшие, или конечные ценности, или ценности-цели, то есть убеждения, связанные со смыслом человеческой жизни (или, по-другому, убеждения, что какая-то конечная цель индивидуального существования — например, мир во всём мире или довольство Аллаха (Тааля) — стоит того, чтобы к ней стремиться);

2. инструментальные ценности, или ценности-средства, то есть таланты, связанные с методами достижения целей (убеждения в том, что какой-то образ действий — например, предприимчивость, рационализм — является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях).

И здесь кроется очень важный нюанс, так как в современном мире – в первую очередь в западном обществе – серьёзный кризис ценностей первого типа (высших), более того, есть попытка подмены высших ценностей ценностями инструментальными. Связано это в первую очередь с отказом от религии, так как именно религия обращает человека к вечности, к потусторонней жизни, которая является главной для искренне верующего человека. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мир этот – тюрьма для верующего и Рай для неверного». (Муслим 2956) Соответственно, такое вероубеждение (миропонимание) формирует и соответствующую систему ценностей со своими целями и мотивацией в последующем. С такой системой ценностей становится возможным появление мотивации к героизму, подвигу, мученичеству и т. д.

Европа пыталась, отказавшись от религии и Бога, создать подобную систему ценностей через идеологию: через коммунизм, фашизм, нацизм, где метафизика базировалась на создании нового мира, то есть в некотором смысле рая на земле. Все эти попытки провалились – ни к чему, кроме создания квази-религий (или эрзац-религий) и кровопролитнейшим войнам это не привело. После чего европейцы вообще решили не обращаться к высшим ценностям, к метафизике, а сконцентрироваться на ценностях инструментальных, что породило современные европейские/западные ценности с культом личного успеха, комфорта, абсолютной свободой выбора, то есть «разумный эгоизм», возведённый в абсолют. Отсюда и произрастает этот тренд на тренинги личностного роста, бизнес-тренинги и т. д., который стремительно набирает популярность и у нас. Да, безусловно, само занятием бизнесом и тайм-менджментом не является пагубным, а даже наоборот – полезным, но надо понимать, что стоит за этими трендами, какие ценности они нам прививают. Сама по себе успешность ради успешности или бизнес ради бизнеса – это тупиковый путь развития общества, приводящий его к атомизации и вымиранию, когда в угоду личным амбициям приносятся в жертву ценности высшие – то есть то, что мы наблюдаем в современном западном обществе, и то, что пытаются скормить нам, мусульманам, под видом западных ценностей.

Ещё одной фундаментальной ценностью Запада является абсолютная свобода сама по себе, а главной целью, произрастающей из этой ценности, становится эмансипация (лат. emancipatio) — отказ от различного рода социальных зависимостей, в том числе детей – от родителей, женщин – от мужчин, мужчин – от женщин, прекращение действия ограничений. Само это слово происходит от латинского глагола emancipare — освобождать ребёнка от родительской власти.

Сначала человек в такой системе был освобождён (эмансипирован) от обязанностей перед Богом, потом – перед нацией, потом женщина – от обязанностей матери и жены, потом мужчина – от обязанностей быть мужественным, дети не обязаны родителям, и теперь уже человек освобождается от своего пола, его тоже предлагают выбирать самому, то есть освободить человека уже пытаются от совсем фундаментальных основ. Ты никому ничего не должен – вот один из самых уродливых лозунгов, который подхватили многие очарованные западными идеалами молодые мусульмане. Безусловно, подобная система ценностей противоречит основам Ислама, где одна из главных ценностей – это долг и ответственность, именно чувство долга, которое имманентно заложено в Исламе: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, 51: 56), и в этом первая обязанность человека перед его Творцом, затем перед всей уммой и своей семьёй: «Каждый из вас – пастух и несёт ответственность за свою паству». (Аль Бухари и Муслим) Отталкиваясь от такой системы высших ценностей, мы ставим и иные цели, а инструментальные ценности и цели подчиняются им.

Вместе с тем надо понимать, что высшие ценности и инструментальные не должны противопоставляться и подменять друг друга, наоборот, они должны взаимодополнять друг друга. Обе крайности вредны – что западная, когда человека заботит только мирское и временное, что когда человек совсем перестаёт об этом задумываться и думает только о вечном, об ахирате, полностью уходя в свой внутренний мир. Ислам как совершенная форма религии сочетает в себе обе эти антитезы, наиболее ярко представленные в жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который был постоянно связан с Аллахом (Тааля), но вместе с тем являлся примером и в мирских делах, был отцом, мужем, купцом, полководцем, лидером общины и целого государства, то есть политиком; таким образом, он был успешен во всех сферах жизни – и вечной, и временной.

Однако со временем в Исламе стала доминировать тенденция к беспечному отношению к временной жизни с её ценностями и целями, что позволило Западу сильно обойти Ислам именно в этом компоненте, прагматизм и утилитаризм Запада позволил ему эффективно решать поставленные цели. Наиболее ярко это представлено в суфизме с его отречением от мирского (дуньи) и стремлением к фана (растворению в Божественном), и именно суфийская традиция стала доминирующей в Исламе со временем.

В умении сохранять баланс между этими двумя системами ценностей, между временным и вечным и кроется путь к успеху в обоих мирах, и тауфик лишь от Аллаха.

Похожие материалы