Сладость целеустремленности и последствия спешки

Нижеизложенное обращено ко всем молодым имамам и проповедникам – великая мудрость заложена в том, что вести даават и менять мнения других людей следует без спешки, постепенно. Чаще всего местные традиции, обычаи и мнения, которых придерживались веками, не могут поменяться за короткое время. Призыв (даават) требует много терпения, знания, такта и мудрости – и прежде всего времени. Многие из нас, с юношеским пылом и усердием в получении знания, иногда жаждут изменить ход вещей за одну ночь и сильно огорчаются, встречая сопротивление. То, что написано ниже, может помочь и тем, кто нашел прямой путь (религии) и теперь хочет, чтобы их родители, братья и сестры, супруги и друзья также обрели наставление.
 
 اَلْأَنَاةُ مِنَ اللهِ وَالْعَجَلَةُ مِنَ الشَّيْطَانِ
 
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Спокойствие и терпеливая осмотрительность – от Аллаха, а спешка – от шайтана» (Тирмизи).
 
Дальше мы приведем пример того, насколько проницателен и благочестив был имам Абу Ханифа, и расскажем о том, как он дал совет двум своим ученикам, как они поступили в итоге и что из этого вышло.
 
Биограф и историк Саймари передает, что Юсуф ибн Халид ас-Самти прибыл из Басры в Куфу и изучал фикх под руководством имама Абу Ханифы. Когда ему настало время возвращаться, имам посоветовал: «Когда ты приедешь в Басру, то встретишь людей, у которых уже есть свои предводители (и ученые), за которыми они следуют. Не торопись садиться у колонны [в мечети] и собирать [себе] класс, говоря: «Абу Ханифа сказал так», – и: «Абу Ханифа сказал эдак». Если ты так поступишь, то ученики [очень быстро] разойдутся».
 

Самти уехал в Басру и почувствовал себя так уверенно, что сел у колонны [в мечети в качестве учителя]. Сделав так, он начал ссылаться в уроках на Абу Ханифу. Однако его довольно быстро вынудили уйти. После этого никто не ссылался на Абу Ханифу, пока другой ученик имама, Зуфар ибн аль-Хузайль, не вернулся в Басру. Он начал с того, что проводил время с большими шейхами города. Когда появилась необходимость, он поддержал их и помог им собрать доказательства для обоснования их мнений. Им это очень понравилось. Тогда он стал говорить: «По такому-то вопросу есть другое мнение, и оно лучше». И он пересказывал это мнение, снабжая его доводами, но не сообщал, что это мнение Абу Ханифы. Со временем эти мнения укоренились в их сердцах, и он наконец открыл, что это были решения имама Абу Ханифы. И они тогда сказали, что это достоверные мнения и неважно, кто их сформулировал. Так он всегда поступал, пока не убедил их в правильности всех мнений Абу Ханифы. Он прожил недолго и умер немногим позже имама – в 158-м году по хиджре (Ахбар Абу Ханифа уа асхабуху, с. 104; Аль-Мадкаль, 1:119). 

Похожие материалы