Следование мазхабу и выбор более сильного мнения          

Каждому совершеннолетнему мусульманину вменяется в обязанность спрашивать [о том, что он не знает], у учёных-муджтахитов (но в наше время такое затруднительно) или же у тех, кто изучает и структурирует их мазхаб, от известных шейхов в этих вопросах. Из этого не следует, что нужно во всём придерживаться лишь одного мазхаба, тому, кто следует шафиитскому мазхабу, дозволяется взять мнение другого мазхаба в определённом вопросе, до тех пор, пока это не является тальфиком (столкновением противоречивых норм, относящихся к двум или более мазхабам в определённом виде поклонения).

Уроки, фетвы, судейство и составление книг – всё то, на чём основываются действия мусульман Ахлю-Сунна валь-Джама’а – это следование четырём мазхабам, и мы не имеем в виду, что всё остальное помимо этих мазхабов является ошибочным, но сегодня у нас нет доверия для того, чтобы придерживаться их, по причине отсутствия людей, которые бы очищали и редактировали этот мазхаб с точки зрения достоверности, знания цели сказавшего, подробного изложения слов основоположников мазхабов и отсутствия выбора между их высказываниями, противоречащими друг другу. Мы ограничиваемся четырьмя мазхабами, потому что Всевышний Аллах почтил их имамов наличием в умме людей, которые будут устанавливать и редактировать их мазхаб в основе и во второстепенных положениях.           

Наилучшее для студентов – это познавать свой мазхаб, обучаться по книгам имамов, следовать им, постепенно продвигаться в познании основ (усуль) и применять всё это в правовых текстах (нусус); изучать пути иджтихада в тех случаях, когда нет конкретного текста, подниматься в степенях знания с помощью Аллаха, покориться фикху предшественников и наследию уммы, отбросив от себя притязание на это, просить Аллаха, чтобы он открыл ему [знание] и осветил сердце и разум, следовать по пути праведных предшественников, чтобы открывать двери к добру и закрывать двери к злу.

А чтобы притязать на [способность] выбора более предпочтительного [мнения], то это нуждается в том, чтобы человек достиг степени муджтахида в определении предпочтительного (сильного мнения). А что касается нашего времени, если смотреть на образовательные сочинения, некоторые книги по сравнительному фикху мазхабов и толкование к хадисам, то они (авторы этих книг) не разбираются в Коране, сунне, во мнениях учёных и в основах фикха, и нет никакого смысла в их разборе и выявлении предпочтительного мнения. Он является лишь передатчиком, готовым идти на риск, спорщиком, тем, кто утоляет свой голод пищей, которая ему не принадлежит. Он подобен тому, кто надел на себя одежду лжи, и из-за этого порождается отклонение (упущение) во мнениях и в словах и неверные распоряжения, основанные на неправильном представлении. Это является бедой нашей уммы сегодня. Последствия смуты фетв, о которой я говорю, мы видим сейчас, и каждый, кто издаёт фетву, думает, что его мнение более правильное и то, что он берет оттуда, откуда брали сподвижники и первые учёные. Некоторые из них говорят: «Они были людьми, и мы тоже люди».

Подведя итог, обращусь к изучающему науки: «Следует соблюдать этические нормы и не ждать преждевременных плодов изучения (наук)». Да дарует Аллах вам помощь в совершении благого!

Похожие материалы