Мифологизация сознания мусульман

Речь пойдёт не о мифе как фантастическом повествовании, в которое верили люди в различных языческих культах, а о мифе и мифологизации как устоявшемся ложном восприятии себя, истории Ислама, отдельных личностей и событий, связанных с Исламом.

Поводом для написания этого материала послужило то, что недавно под статьёй, посвящённой секте каррамитов и их связи с Ибн Таймиёй, стал писать его защитник. Главная его претензия заключалась в том, что не нужно поднимать эти темы, так как в этом нет никакой пользы, а ибн Таймия – большой учёный, который возвращал людей к Корану и сунне, поэтому о нём нужно говорить только хорошо, и вообще, все эти интеллектуальные тонкости не нужны, от них больше вреда, чем пользы, они распространились в исламском мире в эпоху Аббасидов, и вот тогда Ислам и прекратил экспансию, а до этого всё было хорошо. Буквально через несколько дней ещё один салафит уже в другой беседе буквально слово в слово повторил эту мысль.

И это как раз яркий пример мифологизированного сознания. Начнём с первого утверждения. Если мы не будем закрывать глаза на убеждения Ибн Таймии, на которые нам предлагают закрыть глаза его защитники салафиты, то мы должны честно признать, что он в первую очередь философ, а не ревностный последователь саляфов, который занимался вопросами онтологии и эпистемиологии, особенно это заметно в его последних трудах; сейчас имеется уже немало его работ, переведённых на русский язык, показывающих это.

Второе утверждение, согласно которому до начала так называемого «золотого века Ислама», когда происходит резкий подъём интеллектуальной культуры в халифате Аббасидов, мусульмане активно и успешно занимались экспансией и расширением своих границ и именно увлечение рациональными науками привело к смещению акцентов в интересах мусульман и дальнейшему упадку – это ещё один миф, который очевиден любому, кто достаточно хорошо знает историю Ислама. Так, экспансия остановилась и даже откатилась назад уже во время смуты между Али и Муавией (да будет доволен ими Аллах). Да, Омейядам затем удалось вновь расширить границы исламского государства, но сопровождалось это регулярными восстаниями и невиданным притеснением (зульмом), когда они убили сначала внука Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Хусейна (да будет доволен им Аллах ) и внука Абу Бакра Абдуллаха ибн Зубейра (да будет доволен ими Аллах), оба эти человека помимо выдающейся родословной были сподвижниками, одно это должно заставить задуматься о «процветании и экспансии».

Также развитие исламской схоластики и проникновение рациональных наук в среду мусульман началось именно при Омейядах, так как мутазилиты появились уже при них, напомню, что это секта отделилась от кружка Хасана аль Басри (да помилует его Аллах). Ну, и экспансией и расширением границ, безусловно, занимались и после «золотого века Ислама», так, именно Аббасидам удалось вернуть Дербент в состав халифата, который был утерян при Омейядах, и открыть дорогу на большой Кавказ, я уже не говорю о покорении моголами Индии с её гигантскими масштабами, и Балкан – османами.

Причина такой мифологизации сознания понятна, она необходима ваххабитам для обоснования своих убеждений, что все беды – от калама и излишней образованности, а ибн Таймия – великий шейх уль-ислам, борец с нововведениями и защитник саляф. Разрушение этого мифа приведёт к разрушению их как группы.

Здесь интересен ещё один момент – как реагируют сами ваххабиты, когда понимают, что убеждения их секты не соответствуют действительности? Часть из них просто меняет убеждения, но другая часть, поняв, что реальная история не в их пользу, прибегает к такому приёму, как замалчивание этих фактов ради маслаха (пользы). Это очень проблемная позиция, ставящая их в заведомо проигрышное положение перед грамотным оппонентом.

Призывы «не поднимать фитну» работают плохо, поэтому в большинстве случаев они просто прибегают к наговору на оппонента и оскорблениям с переходом на личность. Так, например, ашаритов они обвиняют во многом – от джахмизма до скрытого атеизма и т. д., то есть для поддержания одного мифа приходится создавать и раздувать другой, для поддержания второго – третий и т. д. А из этих мифов уже складывается и манхадж, и определённый тип личности, который готов лгать для защиты своих взглядов, озлобленный, ненавидящий своего оппонента, не способный к критическому мышлению и адекватному диалогу.

Дальше для поддержания этого мифа будут выпячиваться нужные факты, как с тем же Ибн Таймиёй, когда приводится только похвала в его адрес, а критика замалчивается или объявляется клеветой. Или использоваться отдельные цитаты признанных учёных для подтверждения своих взглядов. Например, слова имама Ахмада ибн Ханбаля (да смилуется над ним Аллах):

«Нечестивцы из числа приверженцев Сунны – это авлия Аллаха Всевышнего, а аскеты из приверженцев нововведений – враги Аллаха Всевышнего».

Одно дело, когда эти слова говорит такой человек, как имам Ахмад, чьё имя стало нарицательным как синоним аскетизма, принципиальности и набожности – это один контекст. И совсем другое дело, совершенно иной контекст они обретают, когда их использует сектант для оправдания своего нечестия. Наверное, многие мусульмане встречали таких «муваххидов», которые оправдывают своё поведение тем, что они следуют «таухиду» или «защищают таухид».

Подобные следствия неизбежны, если ваш миф имеет такую зыбкую основу, это похоже на профессиональную деформацию – долгое нахождение в определённой среде сказывается на личности и психике.

Похожие материалы