С Именем Аллаха, Милостивого и Милующего. Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам. А затем:
Уже многие годы мы невольно становимся свидетелями разговоров о том, как наши люди, выезжая за пределы нашей республики, проявляют щепетильность относительно свинины, но без проблем могут употреблять любое другое мясо, заколотое не мусульманами, ошибочно полагая, что запрет распространяется лишь на свинину, или же наслушавшись некоторых проповедников, которые в абсолютной форме дозволяют употреблять мясо, закланное людьми Писания.
В этой статье мне разберем этот вопрос с позиции шафиитского мазхаба. На самом ли деле можно употреблять любой вид мяса, закланное людьми Писания (кроме свинины, конечно же)? Кто такие люди Писания? Можно ли считать современных христиан и иудеев людьми Писания?
И помощь лишь только от одного Аллаха.
Кто такие люди Писания?
В «Кувейтской энциклопедии» (7/140) людям Писания дается следующее определение:
ذهب جمهور الفقهاء إلى أن أهل الكتاب هم: اليهود و النصارى بفرقهم المختلفة و يشمل اليهود و النصارى و من آمن بزبور داود, و صحف إبراهيم و شيث. و ذلك لأنهم يعتقدون دينا سماويا منزلا بكتاب
«Большинство факихов считает, что люди Писания — это иудеи и христиане с их различными группами. Ханафиты расширили это определение и сказали, что людьми Писания являются все, кто верует в пророков и признает Писание. И это определение распространяется на иудеев, христиан, а также тех, кто уверовал в Псалтырь Дауда (мир ему), свитки Ибрахима и Шиса (мир им), поскольку они верят в небесную религию, которая пришла с Писанием”».
Имам аль-Маварди (ум. 450 г.х.) пишет в «Аль-Хави аль-кабир» (14/152):
فَأَمَّا أَهْلُ الْكِتَابِ فَصِنْفَانِ: أَحَدُهُمَا: الْيَهُودُ وَمَنْ تَبِعَهُمْ مِنَ السَّامِرَةِ وَكِتَابُهُمُ التَّوْرَاةُ. وَالثَّانِي: النَّصَارَى وَمَنْ تَبِعَهُمْ مِنَ الصَّابِئِينَ وَكِتَابُهُمُ الْإِنْجِيلُ
«Люди Писания делятся на две категории:
1. Иудеи и те, кто последовал за ними как ас-самира, и их книга —Таурат.
2. Христиане и те, кто последовал их религии как сабеи, и их книга —Инджиль».
Так, мы видим, что большая часть факихов считала людьми Писания только христиан и иудеев с их различными группами.
Дозволено ли употреблять мясо, закланное людьми Писания?
Согласно единогласному мнению ученых дозволено употреблять мясо, которое было заколото людьми Писания. Однако ученые шафиитского мазхаба выдвинули ряд условий для того, чтобы мясо, закланное людьми Писания, стало дозволенным.
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
وَطَعَامُ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ حِلٌّ لَكُمْ وَطَعَامُكُمْ حِلٌّ لَهُمْ
«Пища людей Писания (при определенных условиях) разрешена вам, а ваша пища разрешена им»[1].
В толковании этого аята имам аль-Куртуби (600–671 гг.х.) в тафсире «Аль-Джами ли ахкам аль-Куръан» (6/76) пишет:
وَالطَّعَامُ اسْمٌ لِمَا يُؤْكَلُ وَالذَّبَائِحُ مِنْهُ، وَهُوَ هُنَا خَاصٌّ بِالذَّبَائِحِ عِنْدَ كَثِيرٍ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ بِالتَّأْوِيلِ
«Пища обозначает все съестное, к чему относится и мясо. Так, согласно большинству толкователей Корана, здесь речь идет о дозволенности мяса забитого животного».
Имам Ибн Касир (701-774 гг.х.) пишет в «Тафсир аль-Куръан аль-азым» (3/20):
قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ، وَأَبُو أُمَامَةَ، وَمُجَاهِدٌ، وَسَعِيدُ بْنُ جُبَيْر، وعِكْرِمة، وعَطاء، وَالْحَسَنُ، ومَكْحول، وَإِبْرَاهِيمُ النَّخَعِي، والسُّدِّي، ومُقاتل بْنُ حيَّان: يَعْنِي ذَبَائِحَهُمْ. وَهَذَا أَمْرٌ مُجْمَعٌ عَلَيْهِ بَيْنَ الْعُلَمَاءِ, لأنَّهُمْ يَعْتَقِدُونَ تَحْرِيمَ الذَّبْحِ لِغَيْرِ اللَّهِ،: أَنَّ ذَبَائِحَهُمْ حَلَالٌ لِلْمُسْلِمِينَ
«Ибн Аббас, Абу Умама, Муджахид, Саид ибн Джубайр, Икрима, Ата, аль-Хасан, Махуль, Ибрахим ан-Нахаи, ас-Судди и Мукатиль ибн Хаййан (да будет доволен ими Аллах) считают, что эти слова относятся к забиваемым животным. Все ученые единогласны в том (иджма), что животные, забитые людьми Писания, дозволены мусульманам, поскольку они также считают, что животные, забитые во имя ложных богов, а не во имя Аллаха, не дозволены».
Так, имам аль-Багави (ум. в 516 г. х.) пишет в «Маалим ат-танзиль» (3/18):
يُرِيدُ ذَبَائِحَ الْيَهُودِ وَالنَّصَارَى وَمَنْ دَخَلَ فِي دِينِهِمْ مِنْ سَائِرِ الْأُمَمِ قَبْلَ مَبْعَثِ النَّبِيِّ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَلَالٌ لَكُمْ، فَأَمَّا مَنْ دَخَلَ فِي دِينِهِمْ بَعْدَ مَبْعَثِ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَلَا تَحِلُّ ذَبِيحَتُهُ
«Здесь имеется в виду то, что закололи иудеи, христиане и те, кто до ниспослания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) принял их религию, является дозволенным для вас. Что же до тех, кто принял их религию после ниспослания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то недозволенно употреблять то, что было заколото ими».
Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г.х.) пишет в толковании этого аята в «Ас-Сираджуль мунир» (1/356):
ذبائح اليهود والنصارى، ومن دخل في دينهم قبل مبعث محمد صلى الله عليه وسلم, فأمّا من دخل في دينهم بعد المبعث فلا تحل ذبيحتهم
«То есть дозволены вам мясо животных, которые были забиты иудеями и христианами, а также теми, кто принял их религию до ниспослания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Однако недозволенно употреблять в пищу мясо, заколотое теми, кто принял христианство после прихода Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Современные христиане и иудеи — это не люди Писания
Народ, принявший христианство или иудаизм после ниспослания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) согласно мнению имама аш-Шафии и остальных шафиитов не являются людьми Писания.
Сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:
ما نَصارَى العَرَبِ بأَهلِ كِتابِ، وما يَحِلُّ لَنا ذَبائحُهُم، وما أنا بتارِكِهِم حَتَّى يُسلِموا أو أضرِبَ أعناقَهُم
«Арабские христиане не являются людьми Писания, нам недозволенно употреблять закланное ими мясо; и я не оставлю их, пока они не примут Ислам, а если не примут, то отсеку их головы»[2].
Имам Бадруддин аль-Айни аль-Ханафи (772-855 гг.х.) пишет в «Умдат аль-кари» (21/119):
جَاء عَن عَليّ رَضِي الله تَعَالَى عَنهُ، من وَجه صَحِيح الْمَنْع من ذَبَائِح بعض نَصَارَى الْعَرَب أخرجه الشَّافِعِي وَعبد الرَّزَّاق بأسانيد صَحِيحَة عَن مُحَمَّد بن سِيرِين عَن عُبَيْدَة السَّلمَانِي عَن عَليّ، رَضِي الله تَعَالَى عَنهُ، لَا تَأْكُلُوا ذَبَائِح نَصَارَى بني تغلب فَإِنَّهُم لم يَتَمَسَّكُوا من دينهم إلَاّ بِشرب الْخمر
«Пришло достоверным путем, что Али запрещал употреблять в пищу мясо, закланное некоторыми арабскими христианами. Передали аш-Шафии и Абдур-Разак с достоверным иснадом от Мухаммада ибн Сирина от Убайда ас-Сальмани, что Али говорил: “Не ешьте закланное христианами племени бану Таглиб, ибо, поистине, они переняли от их религии лишь только употребление вина”».
То же самое от Али (да будет доволен им Аллах) передает аль-Байхаки в «Сунан аль-Кубра» (18832).
Имам аш-Шафии (150-204 гг.х.) сказал в книге «Аль-Умм» (2/254):
(قَالَ الشَّافِعِيُّ): كَأَنَّهُمَا ذَهَبَا إلَى أَنَّهُمْ لَا يَضْبِطُونَ مَوْضِعَ الدِّينِ فَيَعْقِلُونَ كَيْفَ الذَّبَائِحُ وَذَهَبُوا إلَى أَنَّ أَهْلَ الْكِتَابِ هُمْ الَّذِينَ أُوتُوهُ لَا مَنْ دَانَ بِهِ بَعْدَ نُزُولِ الْقُرْآنِ وَبِهَذَا نَقُولُ لَا تَحِلُّ ذَبَائِحُ نَصَارَى الْعَرَبِ بِهَذَا الْمَعْنَى وَاَللَّهُ أَعْلَمُ
«Умар и Али как будто бы считали, что они не могут определить критерии религии и не знают как закалывать жертву. Они полагали, что люди Писания — это те, кому была дарована Книга, а не те, принял христианство после ниспослания Корана. Такого же мнения придерживаемся мы и говорим, что нельзя употреблять мясо, закланное арабскими христианами»
Брак с людьми Писания
Вопрос дозволенности закланного современными христианами и иудеями мяса —своего рода ответвление от шариатского решения о допустимости заключать брак с иноверцами. В книгах по фикху можно заметить, что ученые говорят о дозволенности употреблять заколотое людьми Писания мясо при наличии условий, которые упоминаются в разделе бракосочетания. Вопрос: можно ли жениться на людях Писания, и какие условия выдвигают ученые шафиитского мазхаба?
Ученые шафиитского мазхаба для дозволенности бракосочетания на людях Писания выдвигают следующие условия:
1. Таватуром или свидетельством двух справедливых людей должно быть подтверждено, что первые предки женщины из числа людей Писания приняли религию Мусы или Исы (мир им) до ее отмены и искажения.
2. Если же ее первые предки приняли религию после искажения, то обуславливается, чтобы доподлинно было известно, что они сторонятся искаженной части религии.
Так, опора шафиитского мазхаба ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 гг.х.) пишет в «Тухфат аль-мухтадж» (7/323):
فَإِنْ لَمْ تَكُنْ الْكِتَابِيَّةُ أَيْ لَمْ يَتَحَقَّقْ كَوْنُهَا إسْرَائِيلِيَّةً أَيْ مِنْ نَسْلِ إسْرَائِيلَ وَهُوَ يَعْقُوبُ صَلَّى اللَّهُ عَلَى نَبِيِّنَا وَعَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِأَنْ عُرِفَ أَنَّهَا غَيْرُ إسْرَائِيلِيَّةٍ أَوْ شَكَّ أَهِيَ إسْرَائِيلِيَّةٌ أَوْ غَيْرُهَا؟ فَالْأَظْهَرُ حِلُّهَا لِلْمُسْلِمِ. إِنْ عُلِمَ بِالتَّوَاتُرِ أَوْ بِشَهَادَةِ عَدْلَيْنِ أَسْلَمَا لَا بِقَوْلِ الْمُتَعَاقِدَيْنِ عَلَى الْمُعْتَمَدِ……. دُخُولَ قَوْمِهَا أَيْ أَوَّلِ آبَائِهَا فِي ذَلِكَ الدِّينِ أَيْ دِينِ مُوسَى أَوْ عِيسَى صَلَّى اللَّهُ عَلَى نَبِيِّنَا وَعَلَيْهِمَا وَسَلَّمَ قَبْلَ نَسْخِهِ وَتَحْرِيفِهِ أَوْ قَبْلَ نَسْخِهِ أَوْ بَعْدَ تَحْرِيفِهِ وَاجْتَنَبُوا الْمُحَرَّفَ يَقِينًا لِتَمَسُّكِهِمْ بِهِ حِينَ كَانَ حَقًّا فَالْحِلُّ لِفَضِيلَةِ الدِّينِ وَحْدَهَا وَمِنْ ثَمَّ سَمَّى – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – هِرَقْلَ وَأَصْحَابَهُ أَهْلَ الْكِتَابِ فِي كِتَابِهِ إلَيْهِمْ مَعَ أَنَّهُمْ لَيْسُوا إسْرَائِيلِيِّينَ
«Если не подтвердится, что девушка, придерживающаяся Писания, относится к племени бану Исраиль, а Исраиль — это Якуб (мир ему), как, например, будет известно, что она не из этого племени, или будут сомнения в том, исраильтянка она или нет, то согласно более верному мнению верующему дозволено на ней жениться при условии, чтобы таватуром или свидетельством двух справедливых людей было известно, что ее первые предки приняли религию Мусы и Исы (мир им) до ее отмены и искажения или же до отмены, но после искажения, с условием, чтобы доподлинно было известно, что они сторонились ее искаженной части ввиду того, что они придерживались истины».
Также об этом говорит шафиитский ученый аль-Хатыб аш-Ширбини в «Мугниль мухтадж» (5/578).
В этой цитате мы видим, что ибн Хаджар выдвигает вышеупомянутые условия для дозволенности бракосочетания с людьми Писания, которые на сегодняшний день практически нереально соблюсти, поскольку о принятии религии до ее отмены должны засвидетельствовать два справедливых человека, или об этом должно знать большое количество людей, которые не могли объединиться во лжи. Также должно быть точно известно, что ее предки остерегались искажений, если они приняли христианство или иудаизм после отмены их религий.
Отмена религии и шариата происходит при приходе нового пророка (мир ему).
Вышеупомянутые тексты указывают на то, что современные последователи христианства и иудаизма не являются христианами и иудеями в его исконном значении и не имеют практически ничего общего, кроме названия и практики некоторых символических действий с христианством и иудаизмом. Соответственно, исходя из условий, выдвинутых в вопросе бракосочетания с людьми Писания, мясо, заколотое и приготовленное ими, согласно Шариату не пригодно для употребления.
Ибн Хаджар аль-Хайтами также пишет в «Тухфат аль-мухтадж» (9/314):
وَشَرْطُ ذَابِحٍ حِلُّ مُنَاكَحَتِهِ أَيْ: نِكَاحَنَا لِأَهْلِ مِلَّتِهِ لِإِسْلَامِهِمْ، أَوْ كِتَابِيَّتِهِمْ بِشُرُوطِهِمْ، وَتَفَاصِيلِهِمْ السَّابِقَةِ فِي النِّكَاح…… فَعُلِمَ أَنَّ مَنْ لَمْ يَعْلَمْ كَوْنَهُ إسْرَائِيلِيًّا، وَشَكَّ فِي دُخُولِ أَوَّلِ أُصُولِهِ قَبْلَ مَا مَرَّ، ثُمَّ لَا تَحِلُّ ذَبِيحَتُهُ
«В отношении закалывающего ставится условие, чтобы было дозволено вступать с ним в брак ввиду его принадлежности к Исламу или к людям Писания при всей детализации и наличия условий, упомянутых в разделе бракосочетания. И известно, что не дозволяется употреблять мясо, закланное теми, чья принадлежность к бану Исраиль неизвестна, или есть сомнения в том, когда его первый предок принял веру».
На сегодняшний день нельзя употреблять мясо, закланное людьми Писания
Согласно данным открытых источников, христианство на Руси было принято 28 июля 988 года. То есть христианство на Руси появилось после ниспослания нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует, после аннулирования всех религий и их искажений. Ввиду этого, согласно нашему мазхабу, такой народ не имеет никакого отношения к христианству и иудаизму. Нам не разрешается жениться на них и есть заколотое ими мясо.
Имам аль-Маварди пишет в «Аль-Хави аль-Кабир» (15/93):
قال الشافعي: وَلَا تَحِلُّ ذَبِيحَةُ نَصَارَى الْعَرَبِ وَهُوَ قَوْلُ عمر رضي الله عنه. قَالَ الْمَاوَرْدِيُّ: ذَبِيحَةُ النَّصَارَى عَلَى أَقْسَامٍ، وَكَذَلِكَ اليهود. أحدها: ما كان مباحاً، وهمو بنوا إِسْرَائِيلَ، وَمَنْ دَانَ بِدِينِهِمْ قَبْلَ التَّبْدِيلِ، وَلَمْ يعتقد في العزيز وَالْمَسِيحِ، أَنَّهُمَا ابْنَا اللَّهِ، فَتَحِلُّ ذَبَائِحُهُمْ سَوَاءٌ كَانُوا مِنْ أَهْلِ الذِّمَّةِ أَوْ مِنْ أَهْلِ الْحَرْبِ لقول الله تعالى: {وَطَعَامُ الَّذِينَ أُتُواْ الكِتَابَ حِلٌّ لَكُمْ) {المائدة: ٥) .وَالْقِسْمُ الثَّانِي: مَا كَانَ مُحَرَّمًا، وَمِنْهُمْ مَنْ دَخَلَ فِي الْيَهُودِيَّةِ والنصرانية بعد
التَّبْدِيلِ كَنَصَارَى الْعَرَبِ وَمَنْ جَرَى مَجْرَاهُمْ مِنَ النَّصَارَى وَالْيَهُودِ، فَذَبَائِحُهُمْ حَرَامٌ لَا تَحِلُّ لِسُقُوطِ حُرْمَتِهِم وَالْقِسْمُ الثَّالِثُ: مَا كَانَ مُخْتَلَفًا فِيهِ، وهم بنوا إسرائيل من اليهود والنصارى، إذا قالوا في العزيز والمسيح إنهما ابنا الله ففي إباحة ذبائحهم وَجْهَانِ لِأَصْحَابِنَا: أَحَدُهُمَا: يَحِلُّ أَكْلُ ذَبَائِحِهِمْ؛ لِأَنَّ اللَّهَ تَعَالَى قَدْ أَبَاحَ ذَبَائِحَهُمْ مَعَ إِخْبَارِهِ بِذَلِكَ عَنْهُمْ، وَهُوَ قَوْلُ الْأَكْثَرِينَ. وَالْوَجْهُ الثَّانِي: لَا تَحِلُّ ذَبَائِحُهُمْ؛ لِأَنَّهُ قَوْلُ طَائِفَةٍ مِنْهُمْ خَرَجُوا عَنْ حُكْمِ التَّوْحِيدِ إِلَى الْإِشْرَاكِ بِهِ فَتَوَجَّهَتِ الْإِبَاحَةُ إِلَى مَنْ عَدَاهُمْ مِنَ الْمُوَحِّدِينَ، وَهُوَ عِنْدِي أَظْهَرُ.
«Сказал аш-Шафии: “Не дозволяется употреблять мясо, закланное арабскими христианами”.
Закланное христианами и иудеями мясо делится на несколько видов:
— То, что дозволено употреблять в пищу. И это то, что закололи бану Исраильи те, кто до искажения придерживался их религии, c условием, что они не считают Узайра и Ису (мир им) детьми Аллаха.
— То, что является запрещенным. И это то, что заколото теми, кто принял христианство или иудаизм после искажения, как, например, арабские христиане и подобные им из христиан или иудеев. Закланное ими мясо не дозволено употреблять, и оно является запретным, поскольку они потеряли уважение.
— То, относительно чего есть разногласие. И это то, что закололи бану Исраиль из иудеев и христиан, которые считают, что Узайр и Иса — дети Аллаха. В дозволенности закланного ими мяса у наших шафиитских ученых есть два мнения:
1. Допускается есть закланное ими мясо, поскольку Всевышний Аллах дозволил употреблять то, что они закололи, и сообщил о том, что они приписывают Аллаху детей. И многие ученые высказали это мнение.
2. Не допускается употреблять закланное ими мясо, ибо утверждение о наличии у Всевышнего детей принадлежит группе людей Писания, которая вышла из лона таухида и обратилась в многобожие. Дозволенность употреблять закланное ими мясо распространяется на единобожников. И я считаю, что это мнение более правильное».
Здесь важно подметить, что если предки христиан и иудеев приняли религию после искажения, но вместе с этим доподлинно сторонились искажений, то закланное ими мясо пригодно для потребления.
Имам ибн Риф’а (ум. 710 г.х.) пишет в «Кифаят ан-набих» (8/139):
واختلف أصحابنا في علة تحريم ذبائحهم: فقال قومُ: للشك في أنهم دخلوا في دين أهل الكتاب: أم لا؟ وعليه يدل قول علي.وقال قوم: للشك في أنهم دخلوا في الدين بعد نزول الفرقان أم لا؟ وهذان أوردهما القاضي الحسين.وقال ابن الصباغ والبندنيجي: لأنهم دخلوا في دين أهل الكتاب قبل النسخ وبعد التبديل، ولا نعلم هل دخلوا في غير المبدل؛ فيكون حكم حكمهم، أو فيه فلا، لأنهم دخلوا في دين لا حرمة له؛ فلم يتحقق الشرط في حقهم، والأصل التحريم؛ وبهذا فارقوا نصارى العجم.
«Наши ученые шафииты разногласят о причине запрета употреблять в пищу то, что закололи арабские христиане. [Вот несколько точек зрения]:
1. Из-за сомнения в их принадлежности к людям Писания. Это мнение высказала группа ученых и на это указывают слова Али.
2. Сомнение в том, приняли ли они религию до или после ниспослания Корана. Так считали другие ученые, и эти два мнения привел Кады Хусайн.
3. Ибн Саббах и аль-Банданиджи говорили: “Поскольку они приняли религию людей Писания до отмены и после искажения, а мы не знаем, приняли ли они не искаженную веру или искаженную. Если они приняли неискаженную веру, то их статус приравнивается к статусу людей Писания. А если они вступили в искаженную религию, то у них не будет статуса людей Писания, ибо они приняли веру, которая не имеет уважения и поч6та. И условие [для дозволенности употребления закланного мяса] в отношении них не соблюдено, а основа в закланном — это запрет. В этом они отличаются от неарабских христиан».
Имам ан-Навави пишет в «Аль-Маджму шарх аль-мухаззаб» (9/79):
أَنَّ مَذْهَبَنَا تَحْرِيمُ ذَكَاةِ نَصَارَى الْعَرَبِ بَنِي تَغْلِبَ وَتَنُوخَ وَبَهْرَاءَ وَبِهِ قَالَ عَلِيُّ بْنُ أَبِي طَالِبٍ وَعَطَاءٌ وَسَعِيدُ بْنُ جبير
«Наш мазхаб гласит, что запрещено употреблять мясо, закланное арабскими христианами, такими как Таглиб, Танух и Бахра. Так считал Али ибн Абу Талиб, Ата и Саид ибн Джубайр».
В местности, где нет преобладающего числа мусульман, нельзя покупать мясо до тех пор, пока не будет точно известно, что оно заколото верующим
Так, шафиитский ученый Абуль-Хусайн ар-Руяни (ум. 551 г.х.) пишет в «Аль-Баян фи мазхаб аль-имам аш-Шафии» (5/121):
قال الشيخ أبو حامد: لأن المشكوك فيه على ثلاثة أضرب: ضربٌ: أصله على الحظر. وضربٌ: أصله على الإباحة. وضربٌ: لا أصل له في الحظر ولا الإباحة. فأمّا الذي أصله على الحظر: مثل: أن يجد شاةً مذبوحة في بلد عبدة الأوثان، أو المجوس، أو في موضع يساوي فيه أهل الشرك والإسلام، فإنه لا يجوز شراؤها، ولا يحل أكلها؛ لأن أصلها على الحظر، وإنما تستباح بالذكاة، ويحتمل أن يكون ذكاها مسلم، ويحتمل أني كون ذكاها مجوسي، أو وثني، وليس أحدهما بأولى من الآخر، والأصل الحظر، وإن وجدها في بلاد الإسلام، أو في موضع أكثر أهله المسلمون.. فيجوز أكلها؛ لأنه يغلب على الظن أنّها ذبيحة مسلم.
«Сказал шейх Абу Хамид аль-Исфараини: «Сомнительное делится на три вида:
1. То, что по своей сути запрещено.
2. То, что в своей основе разрешено.
3. То, что не имеет отношения ни к запретному, ни к разрешенному.
Что касается запретного, то это, например, когда человек находит заколотую овцу в местности идолопоклонников, огнепоклонников или в том месте, где равное количество мусульман и язычников. Ему не дозволено ни покупать, ни употреблять в пищу это мясо, поскольку в основе такое мясо запретно, а дозволенным оно становится лишь только при заклании. И возможно, что ее заколол мусульманин, а возможно, что огнепоклонник или идолопоклонник. И нет оснований полагать, что одно из этих двух предположений является более предпочтительной чем другая, а ведь основа в этом — это запрет.
Если же он находит ее в мусульманской местности или там, где большинство населения — мусульмане, то дозволено употреблять в пищу заколотую овцу, потому что велика вероятность того, что она зарезана мусульманином».
Имам ибн Риф’а пишет в «Кифаят ан-набих (8/218):
ولو وجدت شاة مذبوحة، ولم يدر: أذبحها مسلم، أو كتابي، أو مجوسي؟ فإن كان في البلد مجوس ومسلمون، لم تحل الذبيحة بالشك في الذكاة المبيحة، والله- عز وجل- أعلم
«В случае, если в местности, в которой проживают как мусульмане, так и огнепоклонники, будет найдена заколотая овца, и если не известно, заколол ее верующий, человек из числа людей Писания или огнепоклонник, то нельзя употреблять в пищу такое мясо ввиду наличия сомнений в дозволенности ее закалывания».
Аль-Хатыб аш-Ширбини пишет в «Мугни аль-мухтадж» (8/51):
وَلَوْ أَخْبَرَ فَاسِقٌ أَوْ كِتَابِيٌّ أَنَّهُ ذَبَحَ هَذِهِ الشَّاةَ مَثَلًا حَلَّ أَكْلُهَا؛ لِأَنَّهُ مِنْ أَهْلِ الذَّبْحِ، فَإِنْ كَانَ فِي الْبَلَدِ مَجُوسٌ وَمُسْلِمُونَ وَجُهِلَ ذَابِحُ الشَّاةِ هَلْ هُوَ مُسْلِمٌ أَوْ مَجُوسِيٌّ لَمْ يَحِلَّ أَكْلُهَا لِلشَّكِّ فِي الذَّبْحِ الْمُبِيحِ، وَالْأَصْلُ عَدَمُهُ، نَعَمْ إنْ كَانَ الْمُسْلِمُونَ أَغْلَبَ كَمَا فِي بِلَادِ الْإِسْلَامِ فَيَنْبَغِي كَمَا قَالَ شَيْخُنَا أَنْ تَحِلَّ كَنَظِيرِهِ فِيمَا مَرَّ فِي بَابِ الِاجْتِهَادِ عَنْ الشَّيْخِ أَبِي حَامِدٍ وَغَيْرِهِ فِيمَا لَوْ وَجَدَ قِطْعَةَ لَحْمٍ. أَوْ إذَا لَمْ يَكُنْ فِيهِ مَجُوسٌ فَتَحِلُّ، وَفِي مَعْنَى الْمَجُوسِ كُلُّ مَنْ لَا تَحِلُّ ذَبِيحَتُهُ.
«В случае, если нечестивец или человек из числа людей Писания сообщит о том, что он зарезал овцу, то ее мясо становится дозволенным, так как он из тех, кто имеет право заказывать животное. Если же в местности есть как мусульмане, так и огнепоклонники, и неизвестно, кто заколол овцу, мусульманин или огнепоклонник, то не разрешается употреблять такое мясо из-за сомнения в дозволенности забоя. А ведь основа — это отсутствие дозволенного закалывания. Но если мусульмане — это преобладающая часть населения, как, например, дело обстоит в исламских странах, то, как сказал наш шейх (Закария аль-Ансари), мясо следует считать дозволенным. И огнепоклоннику подобен любой, чье закалывание является не дозволенным».
Из этих цитат понимается, что если верующий окажется за пределами мусульманских регионов, то ему не разрешается покупать мясо, пока он не убедится в том, что животное было заколото так, как того требует Шариат. В мусульманских же регионах этого не требуется. Дозволено купить мясо в любом магазине или прилавке. Но если обнаружится, что мясо или мясной продукт завезены из немусульманских регионов, то его употребление будет недозволенным, пока вы не убедитесь, что это мясо животного, заколотого по Шариату.
Выдвигают ли остальные правовые школы в отношении людей Писания те же условия, что и шафииты?
Нет, остальные правовые школы по отношению к христианам и иудеям не выдвигают те же условия, что и шафииты, как об этом пишет шейх Вахба аз-Зухайли в «Фихкуль Ислямия». Однако вместе с этим нужно понимать, что закалывание должно производиться так, как того требует Шариат.
Пишет муфтий Таки Усмани в книге «Правила (хукмы) относительно забоя животных в Исламе»:
«Большинство ученых по фикху придерживаются мнения, что животное, забитое людьми Писания, будет законным, если они перережут необходимое количество сосудов, используя острый предмет. Это правильное мнение, которое поддерживается многими надежными доводами. Таким образом, животное будет запретным, если будет произведено действие удушения или нанесения сильного удара, независимо от того, будет ли забойщик мусульманином или человеком из людей Писания».
Далее в качестве довода муфтий Таки Усмани приводит следующий аят:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلَّا مَا ذَكَّيْتُمْ
«Вам запрещены мертвечина (мясо животного, не забитого по Шариату), кровь (которая вытекает, когда происходит забой), свинина и то, что было зарезано (ради кого-либо другого, а) не ради Аллаха, также то (животное), которое было задушено, убито ударом, упало (с большой высоты и умерло, или же упало, например, в колодец и умерло там), или было убито другим животным, или же (животное), укушенное хищником, если только вы (до его смерти) не успеете зарезать его (в соответствии с требованиями Ислама)»[3].
Затем муфтий Усмани пишет:
«Аллах здесь утверждает, что все животные, которые были задушены без выпускания крови, запретны без исключения. Так что тем, кто пытается доказать, что животное, которое было задушено или погибло от сильного удара, является дозволенным на основе аята[4], тогда придется согласиться с тем, что свинья, забитая людьми Писания, также будет дозволена, поскольку свинина также является пищей людей Писания.
Тот же аят, который эти люди используют для доказательства того, что свинина запрета, гласит, что животное, которое было задушено или погибло от сильного удара, также запретно, и нет никаких оснований для разделения между ними. Если мясо свиньи должно быть исключено из “пищи людей Писания”, то и задушенное животное или убитое сильным ударом должно быть исключено с большими основаниями, поскольку свинина дозволена в их религии, а задушенное или убитое сильным ударом животное также запретно в изначальной версии их религии, что мы обсудим далее.
Поэтому если пища, дозволенная в их религии (свинина), исключается из пищи людей Писания, дозволенной мусульманам, то пища, которая была запретна даже в оригинальной версии их религии (мертвечина), должна с более полным правом также включаться в этот перечень (запретного для мусульман).
В свете приведенных текстов из священных книг иудеев и христиан, животное, которое было задушено или погибло от удара, считается запретным для употребления для людей Писания. Поэтому не имеют смысла высказывания некоторых людей, которые говорят, что животное, которое будет запретным для христиан, считается дозволенным для мусульман, в то время как удушение или сильный удар делает животное недозволенным для мусульманина. Другими словами, этот человек, говоря, что животное, которое было задушено или погибло от удара, нанесенного мусульманином, будет запретным. Однако он говорит, что если те же действия (удушение и удар) произведет христианин, животное можно употребить в пищу мусульманам, несмотря на то, что оно будет запретным даже для христиан.
Это все равно, что считать, что неверующим предоставлены особые преимущества, что делает их действия дозволенными для мусульман, даже если эти действия считаются запретными и в их религии, и в нашей. Это очевидно невозможно, хотя это естественный вывод, который можно сделать из мнения, что животное, убитое людьми Писания тем способом, который противоречит Шариату, будет дозволенным для мусульман. Решение, вывод из которого неверен, само также неверно».
Ведь за пределами мусульманских республик в подавляющем большинстве закалывание происходит именно путем удушья или ударом тока, что не дозволено по Шариату.
И напоследок процитируем хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в котором сказано:
إِنَّ الْحَلاَلَ بَيِّنٌ وَإِنَّ الْحَرَامَ بَيِّنٌ وَبَيْنَهُمَا أُمُوْرٌ مُشْتَبِهَاتٌ لاَ يَعْلَمُهُنَّ كَثِيْرٌ مِنَ النَّاسِ، فَمَنِ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ فَقَدْ اسْتَبْرَأَ لِدِيْنِهِ وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعىَ حَوْلَ الْحِمَى يُوْشِكُ أَنْ يَرْتَعَ فِيْهِ، أَلاَ وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى أَلاَ وَإِنَّ حِمَى اللهِ مَحَارِمُهُ أَلاَ وَإِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ أَلاَ وَهِيَ الْقَلْبُ
«Дозволенное разъяснено и запретное разъяснено, а между ними — сомнительные вещи, о которых большинство не знают. И кто будет остерегаться сомнительного, тот защитит свою религию и честь, а кто попадет в сомнительное, тот в итоге попадет в запретное, подобно пастуху, который пасет скот возле королевской заповедной зоны и рискует, что его скот зайдет туда. И, поистине, у каждого короля есть запретная зона, а запретная зона Аллаха — это то, что Он запретил. И, поистине, в теле человека есть кусок, от исправности которого исправится все тело, а из-за порочности которого порочным будет все тело, и это — сердце»[5].
[1] Коран, 5:5.
[2] «Сунан аль-кубра» (18831).
[3] Коран, 5:3.
[4] Коран, 5:3.
[5] Аль-Бухари, Муслим.