Мое знакомство с «Даруль-Фикром»

Мое знакомство с «Даруль-Фикром» началось в 2012 году, и причиной тому стал ряд совершенно случайных совпадений. Мне тогда было немного больше 20 лет, я был молодым дагестанцем, который отправился в Москву для продолжения своей учебы.

Это был непростой для меня период, когда я решил радикально пересмотреть свои взгляды, отношение к себе и жизни, стать действительно соблюдающим мусульманином. До этого я жил обычной жизнью среднестатистического молодого махачкалинца: да, я всегда ощущал себя мусульманином, даже иногда совершал намаз, но я никогда не задумывался о религии всерьез. Поворотным стал момент, когда я столкнулся с серьезной проблемой, я бы даже сказал личной трагедией, которая и заставила меня пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Тогда мне казалось, что это — чуть ли не худший период в жизни, но со временем я осознал, что это был очень важный жизненный урок, и то, что сейчас воспринимается как трудность, может в дальнейшем оказаться большим благом и милостью Всевышнего.

Те трудности сподвигли меня искать ответы в религии — так я стал соблюдающим мусульманином. Тут стоит отметить, что рос я в городской среде, в интеллигентной светской семье, у меня не было связей с религиозными родственниками, которые могли бы помочь мне найти ответы на мои вопросы. Но зато уже был интернет, в котором тогда почти безальтернативно проповедовались псевдосаляфитские убеждения, и были мои соблюдающие знакомые, такие же как я, городские ребята — тоже саляфиты. С их подачи саляфизм казался естественным и разумным выбором в противовес местным суфиям. Эти факторы тогда предопределили мой религиозный выбор, я стал тогда, как мне казалось, убежденным «саляфитом».

Именно с этими взглядами я и оказался в Москве. Естественно одним из первых вопросов стал выбор мечети, в которую нужно ходить, и мои однокурсники (тоже саляфиты) сказали, что ходят в мечеть «на Новокузнецкой». И так я стал посещать её. Там я и встретил однажды своего университетского знакомого, с которым я не был близко знаком до этого, но, оказавшись в дали от родины в одной мечети, мы были искренне рады видеть друг друга.

Мы разговорились и вопрос, естественно, достаточно быстро перешел в плоскость религии, он прямо спросил, каких взглядов я придерживаюсь, на что я прямо ответил: саляфитских. Тогда от него я во второй раз в жизни услышал про ашаризм, до этого об этом я слышал из уроков одного саляфитского проповедника по книге Абуль-Фараджа ибн аль-Джаузи «Тальбис иблис»: в них ашариты преподносились как крайние джаббариты, тема сифатов еще тогда даже не поднималась в широких массах.

Он стал мне говорить, что меня ввели в заблуждение, и что настоящее суннитское вероучение это как раз-таки ашаризм/матуридизм, и именно этому следовали подавляющее большинство ученых уммы. Дальше он стал рассказывать о биографиях имамов, что на самом деле саляфиты не следуют за саляфами, но за современными учеными, и что они наоборот позволяют себе критиковать ученых прошлого, даже такого имама, как Абу Ханифа.

Весь этот поток новой для меня информации ввел меня в ступор, я стал отрицать и говорить, что такого не может быть, что я же слушаю этих людей, и там все очень логично и последовательно. В ответ он улыбнулся и сказал, что логику саляфиты как раз-таки очень не любят, потому что в их вероучении полно противоречий, которые логикой легко опровергаются, и что для них это все философия, которую они запрещают изучать.

Это еще больше ввело меня в замешательство. В Исламе меня всегда привлекала его логичность и последовательность, к тому времени я уже начал интересоваться философской литературой, прочел очень понравившееся мне «Новое средневековье» Бердяева.

В общем, все это не складывалось у меня в голове. Мы расстались и больше не виделись, но его слова очень подействовали на меня, и я решил для себя обязательно разобраться, что и как на самом деле обстоит и кто прав.

А дальше произошел ряд просто уникальных совпадений, которые являются провидением свыше.

Практически в этот же день я совершенно случайно наткнулся на паблик «Даруль-Фикр» в социальной сети «ВКонтакте», в котором говорилось про ашаризм, а дальше другой мой однокурсник, который, к слову, сам ашаритом не был, познакомил меня в той же мечети на Новокузнецкой (на тот момент ее можно было назвать нашим хабом) с братом по имени Абубакр — вот он уже был ашаритом и имел самое прямое отношение к людям, которые занимались «Даруль-фикром».

К тому моменту я уже все больше понимал, что я именно ашарит, что это именно то понимание Ислама, которое принимает мое сердце и разум.

Встреча же с самим коллективом «Даруль-Фикра» стала просто вопросом времени: я помню, когда-то тот же Абубакр повел меня на первую встречу с ними, помню свое волнение, мне казалось, что сейчас я встречу настоящих больших алимов. К своему удивлению я увидел молодых людей примерно своего возраста, что тоже было важным уроком: большие дела делаются руками простых людей, главное — желание.

Правда с «мозгом» «Даруль-Фикра» —  шейхом Абу Али аль-Ашари — я встретился гораздо позже, уже когда вернулся на родину и стал принимать прямое участие в этой работе. Подводя итог моему рассказу, я могу сказать, что для меня «Даруль-Фикр» стал не просто ресурсом, из которого я черпаю знания, но стал важной частью меня, проектом, которым я готов заниматься всю жизнь, который дает мне мотивацию и возможность реализовать себя.

Конечно, с того момента многое изменилось, но одно осталось неизменным: «Даруль-Фикр» — это коллектив единомышленников, который существует исключительно на энтузиазме и искреннем желании помочь своей религии.

Похожие материалы