Можно ли описывать Всевышнего Аллаха именем «аль-Кадим»?

Имя Всевышнего «аль-Кадим» пришло в нескольких хадисах в перечислении имен Аллаха, которые приводит аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (1/17). И некоторые ученые критиковали одного из передатчиков, а именно Абдуль-Азиза ибн аль-Хусейна. Его посчитали слабыми некоторые мухаддисы, как аль-Бухари и ан-Насаи. Ибн Хаджар аль-Аскаляни (ум. 852 г.х.) в книге «Лисан аль-Мизан» (4/28) удивился тому, как аль-Хаким посчитать его достойным доверия передатчиком.

Но вместе с тем существует единогласное мнение ученых (иджма’) о дозволенности употребления имени «аль-Кадим». Ее упоминает хафиз Ибн аль-Каттан аль-Фаси (562 – 628 гг. х.) в книге «аль-Икна фи масаиль аль-иджма» (1/37):

أن أسماء الله وأوصافه مأخوذة من طريق التوقيف الوارد بالكتاب والسنة والإجماع. فإن قيل: ألستم تقولون: إنه قديم؟! فهل ورد بذلك توقيف؟ قيل: هذا إجماع.

«Имена Аллаха берутся из Корана, Сунны и единогласия ученых (иджма’). Если скажут: А разве вы не говорите, что он «аль-Кадим»? Разве это пришло в текстах? Ответим: Это единогласие ученых».

Закончились слова аль-Фаси, да смилуется над ним Аллах.

Также он сказал в этой же книге (1/39):

وأجمعوا على أنه قديم لم يزل

«Существует единогласие уммы, что Аллах предвечный (кадим), постоянный».

Также Муртада аз-Забиди приводит в своей книге «Итхаф ас-Садат аль-Муттакин» иджму о дозволенности употреблять слово «аль-Кадим» в отношении Аллаха. Аль-Халими (ум. 403 г.х.) сказал: «Смысл «аль-Кадим»: тот, у которого нет начала существования и чье существование никогда не исчезнет».

Кроме того, на дозволенность употребления слова «аль-Кадим» указывает хадис, приведенный в «Сунан Абу Дауд» (№394), о том, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил, заходя в мечеть:

أَعُوذُ بِاللَّهِ الْعَظِيمِ، وَبِوَجْهِهِ الْكَرِيمِ، وَسُلْطَانِهِ الْقَدِيمِ، مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

«Я прибегаю к защите Величественного Аллаха, к Его благородному ваджху и предвечной (кадим) власти от проклятого шайтана».

И если можно власть Аллаха называть предвечной, то и его сущность можно так называть.

(Шейх Зияд Хамдан, пояснение к комментарию имама аль-Баберти к «Акыда ат-Тахавия», стр. 33).

Похожие материалы