Можно ли отмечать праздники немусульман и поздравлять с их наступлением?

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامً

«Они не причастны к (любой) лжи, а проходя мимо недостойных (собраний), идут с достоинством». (Сура Аль-Фуркан, аят 72)

Хафиз Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки (701–774 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своём тафсире «Тафсир уль-Куран аль-Азым» (6/130), комментируя этот аят:

وقال أبو العالية ، وطاوس ، ومحمد بن سيرين ، والضحاك ، والربيع بن أنس ، وغيرهم : هي أعياد المشركين

«Абу Алийа, Тавус, Мухаммад ибн Сирин, ад-Даххак, ар-Раби’ ибн Анас и другие сказали – это праздники многобожников».

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

قدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة ولهم يومان يلعبون فيهما فقال ما هذان اليومان قالوا كنا نلعب فيهما في الجاهلية فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم إن الله قد أبدلكم بهما خيرا منهما يوم الأضحى ويوم الفطر

«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) переселился в Медину, у её жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: “Что эти дни означают?” Они ответили: “Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времён язычества”. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: “Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днём Жертвоприношения и днём Разговения!”» (Абу Дауд)

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) прокомментировал этот хадис:

واستُنْبِطَ منه كراهة الفرح في أعيادِ المشركين والتشبه بهم

«Из этого хадиса делается вывод о порицании проявления радости в праздники многобожников и уподобления им». («Фатхуль-Бари», 2/442)

Со слов Абу Саида аль-Худри сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لتتّبِعُن سَنَنَ من كان قبلَكم شِبراً بشِبرٍ وذِراعاً بذِراع، حتّى لو سَلَكوا جُحرَ ضَبٍّ لَسَلكتُموهُ. قلنا: يارسولَ الله، اليهودَ والنصارَى ؟ قال: فمَن

«“Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем, и даже если они залезут в нору ящерицы, то и вы залезете туда же”. Мы спросили: “О посланник Аллаха, ты говоришь об иудеях и христианах?” Пророк ответил: “А о ком же ещё?!”». (Аль-Бухари и Муслим)

Со слов Ибн ‘Умара передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ

«Кто уподобился некоему народу, — тот из них». (Абу Дауд)

Хафиз Ибн Касир сказал, после того как упомянул эти хадисы в книге «Аль-Бидая ва ан-нихая» (3/74):

فليس للمسلم أن يتشبه بهم; لا في عباداتهم ولا مواسمهم ولا في أعيادهم; لأن الله تعالى شرف هذه الأمة بخاتم الأنبياء الذي شرع له الدين العظيم القويم الشامل الكامل

«Нельзя мусульманину уподобляться неверующим (немусульманам) ни в праздниках, ни в сезонных торжествах, ни в обрядах поклонения. Причина в том, что Аллах почтил эту общину Печатью пророков, он установил для нас великую правильную всеохватывающую совершенную религию».

 

Мнения учёных четырёх мазхабов

Ханафиты

Имам Ибн Нуджейм аль-Мисри (умер в 970 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Аль-Бахр ур-Раик» (8/555):

وقال صاحب الجامع الأصغر إذا أهدى يوم النيروز إلى مسلم آخر ولم يرد به تعظيم اليوم ولكن على ما اعتاده بعض الناس لا يكفر ولكن ينبغي له أن لا يفعل ذلك في ذلك اليوم خاصة ويفعله قبله أو بعده لكي لا يكون تشبيها بأولئك القوم، وقد قال صلى الله عليه وسلم من تشبه بقوم فهو منهم

«Автор книги “Аль-Джами’ уль-Асгъар” сказал: “Если один мусульманин преподнёс в день Навруза подарок другому мусульманину, не преследуя при этом цели как-то возвеличить эту дату, а согласно лишь тому, что некоторые люди сделали обычаем, то он не впадает в неверие. Однако же ему не следует делать подобное именно в этот день. Ему надлежит вручить свой подарок либо до этого дня, либо после него, дабы избежать уподобления этим людям. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Кто уподобится некоему народу, тот из них! (Абу Дауд)”».

Шафииты

Имам Камалуддин ад-Дамири (742–808 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в своей книге «Наджм уль-Ваххадж» (9/244):

تتمة: يُعزّر من وافق الكفار في أعيادهم، ومن يمسك الحية، ومن يدخل النار، ومن قال لذمي: يا حاج، ومَـن هَـنّـأه بِـعِـيـدٍ,، ومن سمى زائر قبور الصالحين حاجاً، والساعي بالنميمة لكثرة إفسادها بين الناس، قال يحيى بن أبي كثير: يفسد النمام في ساعة ما لا يفسده الساحر في سنة

«Подлежит наказанию (та’зир) тот, кто проявит солидарность с неверующими в их праздниках, а также тот, кто держит при себе змею, а также тот, кто входит в костёр, а также тот, кто обратится к зиммийю со словами: “О паломник!”, а также тот, кто поздравит его с праздником, а также тот, кто назовёт того, кто навещает могилы праведников, паломником, а также сплетник – за свои сплетни в силу их обширного вреда людскому обществу.

Яхья бну Аби Касир сказал[1]: “Сплетник за час наносит такой вред, который колдун не сумеет нанести и за год!”»

То же самое сказал имам аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) в книге «Мугни аль-Мухтадж» (5/526).

Имам Сулейман ибн Мухаммад аль-Буджайрами (умер в 1221 г. х.) сказал в книге «Тухфату-ль-Хабиб аля шарх аль-Хатыб» (4/179), комментируя слова имамов ад-Дамири и аш-Ширбини:

قَوْلُهُ: (مَنْ وَافَقَ الْكُفَّارَ فِي أَعْيَادِهِمْ) بِأَنْ يَفْعَلَ مَا يَفْعَلُونَهُ فِي يَوْمِ عِيدِهِمْ وَهَذَا حَرَامٌ.

«[Тот, кто проявит солидарность с неверующими в их праздниках…] делая то, что они делают в свой праздник, а это запрещено».

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своей книге «Аль-Фатава аль-Кубра» (4/238):

ثم رأيت بعض أئمتنا المتأخرين ذكر ما يوافق ما ذكرته فقال: ومن أقبح البدع موافقة المسلمين النصارى في أعيادهم بالتشبه بأكلهم والهدية لهم وقبول هديتهم فيه وأكثر الناس اعتناء بذلك المصريون وقد قال – صلى الله عليه وسلم -: {من تشبه بقوم فهو منهم}

«Затем я увидел одного из наших поздних имамов, упомянувшего то, что соответствует сказанному мною. Он говорил следующее: “Одно из самых мерзких нововведений — солидарность мусульман с христианами в их праздниках, выражаемая в подражании им в еде, в преподнесении тем подарков и в принятии подарков от них по случаю этих праздников. И большинство тех, кто печётся по этому поводу – египтяне. А ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Кто уподобился некоему народу, — тот из них!””».

Маликиты

Имам Ибн аль-Хадж (умер в 737 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Мадхаль» (2/46-48):

ومن مختصر الواضحة سئل ابن القاسم عن الركوب في السفن التي يركب فيها النصارى لأعيادهم فكره ذلك مخافة نزول السخط عليهم لكفرهم الذي اجتمعوا له. قال وكره ابن القاسم للمسلم أن يهدي إلى النصراني في عيده مكافأة له. ورآه من تعظيم عيده وعونا له على مصلحة كفره. ألا ترى أنه لا يحل للمسلمين أن يبيعوا للنصارى شيئا من مصلحة عيدهم لا لحما ولا إداما ولا ثوبا ولا يعارون دابة ولا يعانون على شيء من دينهم ; لأن ذلك من التعظيم لشركهم وعونهم على كفرهم وينبغي للسلاطين أن ينهوا المسلمين عن ذلك، وهو قول مالك وغيره لم أعلم أحدا اختلف في ذلك انتهى.

«Из книги “Мухтасар аль-Вадыха”: “Ибн аль-Касима[2] (умер в 191 г. х.) спросили о лодках, на которых христиане плавают в свои праздники, и он выразил порицание этого, опасаясь, что на тех снизойдёт гнев Аллаха за их неверие, ради которого они там и собрались!

Он считал это разновидностью возвеличивания праздника неверующих и формой пособничества им в интересах его неверия! Разве ты не видишь, что мусульманам не разрешается, и для них неприемлемо продавать христианам что-то, что послужило бы в интересах их праздников: ни мяса, ни приправы, ни одежды?! И не забивают для них скот, и не оказывают им содействия в чём-либо из их религии ввиду того, что подобное являет собой различные формы возвеличивания их многобожия и относится к пособничеству в их неверии. А правителям надлежит запрещать мусульманам совершать нечто подобное! И это мнение имама Малика, а также других учёных. Я не знаю ни одного учёного, который противоречил бы этому!”».

Далее Ибн аль-Хадж пишет:

ويمنع التشبه بهم كما تقدم لما ورد في الحديث {من تشبه بقوم فهو منهم} ومعنى ذلك تنفير المسلمين عن موافقة الكفار في كل ما اختصوا به. وقد كان – عليه الصلاة والسلام – يكره موافقة أهل الكتاب في كل أحوالهم حتى قالت اليهود إن محمدا يريد أن لا يدع من أمرنا شيئا إلا خالفنا فيه.

«Запрещается также уподобление или подражание неверующим, как уже ранее говорилось, в связи с тем, что в одном из хадисов передаётся: “Кто уподобился некоему народу, – тот из них! Смысл этого хадиса в отчуждении и отталкивании мусульман от солидарности с неверующими во всех отличительных чертах, которыми они наделены! Он (да благословит его Аллах и приветствует) имел обыкновение порицать проявления солидарности с Людьми Писания (Ахлю ль-Китаб) абсолютно во всех аспектах. Вплоть до того, что иудеи даже сказали: “Поистине, Мухаммад хочет вообще ничего не оставить из нашего дела и идёт нам в этом наперекор!”».

Ханбалиты

Имам Мансур аль-Бухути (1000–1051 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своей книге «Кашшаф уль-Къина’» (3/131):

يحرم (كل ما فيه تخصيص كعيدهم وتمييز لهم وهو من التشبه بهم، والتشبه بهم منهي عنه إجماعا) للخبر (وتجب عقوبة فاعله)

«Запрещается всё, в чём есть характерная особенность, к примеру, их праздник или их отличительные черты, это относится к уподоблению неверующим, а уподобление им является запретным, по единогласному мнению учёных (иджма), в соответствии с хадисом. И в обязательном порядке требуется наказать совершившего нечто подобное!».

 

[1] Яхья ибн Салих бну аль-Мутавакиль ат-Таи, более известный как Яхья бну аби Касир – факих и мухаддис, считается одним из малых табиинов.

[2] Абдур-Рахман ибн аль-Касим аль-‘Утаки (умер в 191 г. х.) один из выдающихся учеников имама Малика, был богобоязненным учёным и аскетом, после смерти имама Малика его ученики начали обучаться у него, он составил книгу «Аль-Мудавана аль-Кубра», и она считается одной из лучших книг в маликитском мазхабе.

Похожие материалы