Мухаммад ибн Каррам – кем был идейный предтеча ибн Таймии?

КАРРАМИЯ, приверженцы секты, имевшей широкое распространение в Хорасане и Афганистане с 10 по 13 века. Интеллектуальный центр каррамитов находился в Нишапуре. К каррамитам относят учение о том, что словесного произнесения шахады достаточно, чтобы считать человека верующим. Кроме того, каррамиты утверждали нахождение Бога в месте и времени – считали Его телом, не похожим на другие тела.

Абу Абдиллях Мухаммад ибн Каррам: биография

Секта была основана Абу Абдаллахом Мухаммадом ибн Каррамом, чаще всего именуемым Ибн Каррам. Он родился, согласно большинству сообщений, в Систане (Сиджистане), недалеко от его ведущего города, Заранга. Дом, в котором он родился, стал местной достопримечательностью. Приблизительная дата рождения Ибн Каррама – 190/806 г. – общепринята. Согласно очевидно сфабрикованному сообщению из источника, явно являющемуся каррамитским, Ибн Каррам родился в Мекке в 168 / 784-85 годах. Якобы это произошло во время родительского хаджа — его отец одел новорожденного в кусок покрывала Каабы и был благословлен всеми присутствующими паломниками.

Согласно тому же сообщению, Ибн Каррам вырос в Систане в городе Чатак, недалеко от Баб-аль-Хахама. Еще одно сообщение связывает его с Чарури, в настоящее время – это правительственный городок, находящимся в трех станциях к востоку от Заранга по дороге на Бост.

Ибн Каррам приписал себе арабское происхождение, восходящее к племени бану Назар – хотя некоторые его оппоненты подвергали это сомнению. Из-за имени предполагают, что отец Ибн Каррама был виноградарем (карраам). Однако, такое утверждение, скорее всего, основано только на имени, оно не упоминается в имеющихся ранних источниках. В любом случае, последователи Ибн Каррама настаивали на том, что правильная форма имени – это не Каррам, а Карам или Керам.

Публичная деятельность Ибн Каррама в Иране происходила при правлении династии Тахеридов. Неизвестно о его ранних годах до того, как его вызвали к губернатору Систана Ибрахиму ибн Тугайну Куси (впервые назначен в 225/840; Тарих Ас-Систан) для объяснения его неортодоксальных взглядов. Там Ибн Каррам отрицал наличие у него формального образования – для него его знание было результатом божественного вдохновения. В частности, отрицал, что он был учеником ведущего ханафитского ученого региона Абу Мухаммада Усмана ибн Аффана (ум. 255/869).

Боясь последовать совету своих визирей и предать смерти человека, уже известного своим аскетизмом и набожностью, губернатор изгнал Ибн Каррама из провинции с предупреждением, что в случае его возвращения он будет казнен. С одной стороны, есть упоминание, что в Заранге его высоко ценили за его ученость и благочестие, вместе с тем, его обвиняют во лжи и фальсификации хадисов (например, утверждение, что Ибн Каррам был учеником Ибн Аффана, но позже порвал с ним и опроверг его). Источники, описывающие Каррама, говорят о его обучении в Систане без подробностей.

Дальнейшее образование Ибн Каррам получил после того, как нашел убежище в Хорасане. Там он изучал хадисы, комментарии к Корану (тафсир) и исламское право (фикх) в нескольких городах, включая Балх, Марв и Герат. Но именно в Нишапуре он стал ассоциироваться со своим самым важным учителем, аскетическим приверженцем традиции Ахмадом ибн Харбом (ум. 234 / 848-49), учеником имама Ахмада ибн Ханбаля, рахимахуЛлах.

Ибн Харб был образцом крайнего аскетизма и популярным лидером у простого народа. Как и у Ибн Каррама, у него были свои проблемы с властями. По всей видимости, этим наставничеством объясняется то, что каррамиты считали себя последователями имама Ахмада ибн Ханбаля.

После смерти Ахмада ибн Харба, Ибн Каррам отправился в Мекку. Там он оставался в течение пяти лет. Затем он вернулся в Систан в 239/854 году, в год, когда Ибрахим ибн Тугайн Куши был изгнан с должности Салихом ибн Натром, главой местных хайяров (Тарик ас-систан, стр. 197-98; Босуорт, 1968, стр. 115), и угроза его жизни была устранена. Оказавшись в Систане, Ибн Каррам, как сообщается, продал все свое имущество, прежде чем вернуться в Нишапур.

(Шафии Кадкани, изд 1998, стр. 90, где приводится, что Ибн Каррам продал огромное наследство своему дяде по отцовской линии за гроши. В Rawnaq al-majаles двоюродному брату по отцовской линии вместо дяди).

Вполне вероятно, что только тогда Ибн Каррам начал вести успешную миссионерскую деятельность и получил последователей из числа простых людей Гарджестана и Гура, а также сельского населения Хорасана (Шахрастани, стр 33).

Сообщается, что в дальнейшем он был заключен в тюрьму тахеридами. В тюрьме он провёл более десяти лет: короткий срок по распоряжению губернатора Тахира ибн АбдуАллаха, и длительный восьмилетний период руками самого Мохаммада Тахира. В Шаввале 251/октябрь 865 г. он был освобожден из тюрьмы – при условии изгнания. В сопровождении сотен верных последователей он поселился в Иерусалиме, где активно участвовал в преподавание хадисов большим толпам людей. Но и здесь он вступил в конфликт с властями. Губернатор Рамлы изгнал его в Хугар, к югу от Мертвого моря. Там он умер 20 сафара 255/6 февраля 869 года, в возрасте восьмидесяти семи лет (согласно Фатих Кафи, I, стр. 334). Его тело было захоронено в Иерусалиме.

Неясны обстоятельства, которые привели Ибн Каррама к тюремному заключению и изгнанию. Согласно объяснению каррамитов, тахериды были предупреждены астрологами, что их правлению будет угрожать человек из Систана — известность Ибн Каррама сделала его наиболее вероятным кандидатом. Другие источники указывают на то, что распространение его еретических учений настроило против него ведущих ученых. Они, в свою очередь, оказали давление на государственных чиновников, чтобы те действовали против него (Джуракани, I, стр. 294). Наконец, утверждается, что правительство не хотело дать Ибн Карраму совершить массовый суицид — он предложил им уйти в пустыню без еды, воды и верховых животных.

Переезд Ибн Каррама в Иерусалим имел особое религиозное значение для его последователей. Они даже выдумали и распространяли хадис, согласно которому Пророк ﷺ предсказал, что «в конце дней появится человек по имени Мухаммад ибн Каррам, который возродит сунну и общину верующих (джамаа), и его эмиграция (хиджра) из Хорасана в Иерусалим, будет подобна моей хиджре из Мекки в Медину» (Джуркани I, стp. 290). -91).

Эсхатологический аспект путешествия раскрывается в сообщении о том, что Ибн Каррам взял с собой пять тысяч семей. Он хотел, чтобы они были похоронены в том месте, где должны были быть собраны воскресшие мертвые. Гробница Ибн Каррама в Иерусалиме на протяжении веков оставалась святыней, которая привлекала его последователей из Хорасана и других мест. Однако, её точное местонахождение, у ворот Иерихона на кладбище Пророков, уже не было известно местному историку XVI века Улайми.

О личной жизни Ибн Каррама нам почти ничего не известно. Существуют анекдотические упоминания о сыне с маловероятным именем Абд аль-Джасим (раб телесного).

Значительным персонажем был его личный помощник, Мамун ибн Ахмад Сулами. Он переехал в Сирию в 250/864 году, на год раньше Ибн Каррама, возможно, чтобы подготовить дорогу. На смертном одре он получил указание не оставаться в Иерусалиме, а вернуться в Хорасан, чтобы присоединиться к ученику Каррама Абу Мухаммаду Сафару в Самарканде — но не раньше, чем он сообщил о кончине учителя тысячам подвижников, живущих в Ливане. В биографической литературе знатоков хадисов Сулами описывается как совершенно бессовестный фальсификатор сообщений, который использовал свою связь с Ибн Каррамом как прикрытие своего злодейства, он был настоящим автором большинства сочинений, выдаваемых в качестве написанных Ибн Каррамом (Ибн Хиббан, II, стр. 327, 383). Напротив, Ибн Каррам представлен как невольно обманутый Сулами и другими отвратительными персонажами.

Таким образом, сообщается, что Ибн Каррам передал многие из своих хадисов на основании авторитета Ахмада ибн ʿАбд-Аллах Джуйбари и Мухаммада ибн Тамима Самди, которые вместе, как утверждается, подделали порядка ста тысяч хадисов (Ибн Хиббан II, стp. 326). Джуйбари, в частности, смог снабдить Ибн Каррама такими хадисами, которые он считал полезными при составлении своих книг, при этом последний не осознавал масштаб обмана (Джуракани, I, стр. 19). Сообщения такого рода, по-видимому, составляют основу для утверждения о том, что Каррамия потворствовали фабрикации хадисов для поощрения благочестия (Улайми I, стp. 263).

Ибн Каррам был автором множества сочинений (об этом упоминает Фахрудин Рази да помилует его Аллах), а каррамиты очень гордились литературной продуктивностью своего лидера. Все труды, по-видимому, утеряны, за исключением случайных цитат.

История движения каррамитов

В ересиографической литературе особый интерес представляет книга Ибн Каррама «китаб азуб уль кабр» с ее противоречивым упоминанием Бога как субстанции (jawhar). Среди других работ, упомянутых ересиографами, – его Китаб ат таухид, цитируемая из-за множественных неверных толкований Корана (Бусанджи, стр. 542 из Bāb al-qadariya), и его Китаб аль-сирр, в котором он высмеивает некоторые экстравагантные заявления, рационально оправдывающие все действий Бога (о предполагаемом эзотеризме Каррама Исфараини, стр. 68). Цитаты также можно найти из других работ, включая Китаб аль-худжадж и Китаб аль-Мазхаб (Бусанжи, с. 450, 558). Противники Ибн Каррама критиковали его сочинения за их неуклюжий стиль и за его любовь к причудливым неологизмам (например, кайфуфия вместо обычной кайфии). Эта критика была также высказана в адрес каррамитов в целом (Исфараини, стр. 67), которые, напротив, хвалили своего учителя за исключительное красноречие.

Уже во времена Ибн Каррама, его последователи составляли популярное движение (Хисни, стр. 182, упоминается 70 000 последователей на востоке), которое впоследствии быстро распространилось в Иране и Афганистане. Оно имело значительные группы сторонников на западе от Сиджистана, в Иерусалиме и Фуштате на Ниле. Интеллектуальным центром движения оставался Нишапур, а затем Герат. Неспособность каррамизма распространиться на запад исламского мира, исключая отдельных “подражателей” (Ибн Хазм V, стp. 74) и тех, кого называют карамитами вольно, предполагает, что его население составляло в основном иранцы, а общины в Иерусалиме и Фуштате состояли в основном из иммигрантов и приезжих с востока. Впечатляющее распространение каррамии уже описал географ Шамсуддин Абу Абдиллах Макдиси (ум. Ок. 990). В то время и позже каррамия были тесно связаны с их практикой проживания в ханаках (Макдиси, V, стр 141). Это, похоже, восходит к истокам движения, и каррамиты даже измеряли свой рост с точки зрения количества ханак (Макдиси стp. 238). Организация и внутренняя жизнь этих ханак стали предметом изучения совсем недавно. Их жители носили титул уали. Специальные еженедельные и ежемесячные службы, которые, как сообщается, учредил Ибн Каррам, проводились в ханаках (Багдади стр. 153). Некоторые жители, несомненно, поддерживали своих товарищей, обращаясь к попрошайничеству, что Макдиси (стр. 41, стр. 40) упоминает как характерную черту каррамии. Пожертвования и спонтанные пожертвования были недостаточны. Похоже, что термины ханака и медресе были синонимами у каррамитов. Вопросы о возможном доисламском источнике ханак и роли каррамитов в распространении этого института на суфизм остаются нерешенными.

Хотя аскетизм каррамитов часто упоминается как привлекающий последователей к движению, еще больше, вероятно, следует отдать мастерству проповедников каррамитов на протяжении веков (Кныш, стр. 88-89), начиная с фигуры Ибн Каррама. Стремясь охватить как можно более широкую аудиторию, Ибн Каррам использовал отчетливо знакомую манеру обращения, называя всех, кого встречал, «друзьями» поскольку «если он не друг Бога, то он друг Сатаны».

Распространение каррамизма принесло с собой жестокие конфликты, характерные для ряда городских центров. Географ Макдиси сообщает о столкновениях в Герате между каррамия и амалия. Последние были сторонниками позиции приверженцев традиции (ахлю хадис) согласно которым вера может увеличиваться и уменьшаться в результате действий послушания или неповиновения. В Нишапуре сообщается о конфликте между каррамитами и шиитами. Каррамиты приобрели репутацию, как враги шиитов. Доказательства этому были найдены в их признании халифата Mуавии; согласно их доктрине, одновременно могло быть более одного халифа. Таким образом, по их мнению, Али ибн Абуталиб, как более квалифицированный, правил в соответствии с сунной. Тем не менее, Муавия, несмотря на то, что он правил в нарушение сунны, имел право на правление правоверными. Также каррамиты поддержали халифат сына Муавии, Язида, которого шииты считают главным злодеем.

Каррамия достигла наибольшего политического влияния в Хорасане в ранний период Газневидов. Правитель Газневидов Себюктегин (ум. 387/997), по всей видимости, сам был каррамитом. Хорошо известны стихи его секретаря, АбулФатха Бусти:

Фикх — это фикх Абу Ханифы, богословие (дин) Мохаммада ибн Каррама. Я вижу тех, кто не верит в Мухаммада ибн Каррама, презренными.

При сыне Себюктегина, султане Махмуде (ум. 421/1030), лидер каррамитов Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак (ум. 421/1030) был назначен раисом (вождем) Нишапура. Он использовал это положение, чтобы укрепить репутацию каррамитов, как стойких суннитов. Проводил политику, направленную на подавление множества предполагаемых “ересей.” В их число входили шииты, мутазилиты и ашариты, а также некоторые представители суфизма, например, Абу Саид бин Абд аль-Хайр (ум. 440/1049). Так же он предпринял попытку казнить ашаритского имама Ибн Фуррака, да помилует его Аллах, обвинив в неверии. Однако, при личной аудиенции с султаном, Махмудом он был отпущен и признан невиновным, после чего ибн Исхак приказал отравить его.

Со свержением Мухаммада ибн Исхака с поста, ситуация повернулась против каррамитов, и настала их очередь подвергнуться преследованиям. Султан Махмуд издал указ, излагающий их различные еретические учения, и провозгласил: я проклинаю тех, кто не проклинает их» (Абу Исмаил Ансари, IV, стр. 430).

В 489/1096 гг. Ханафиты и шафииты, действовавшие совместно, смогли предпринять жестокую атаку, которая значительно ослабила положение каррамитов в Нишапуре, но не прекратила их присутствие в городе. Влияние каррамитов в Гуре длилось дольше. Видимо, это связано с тем, что миссионеры каррамитов из Нишапура, поощряемые султаном Махмудом из Газны, сыграли ведущую роль в обращении местного населения в Ислам (Bosworth, 1961, стр. 128-29). В любом случае, большая часть местного населения приняла каррамизм и жила под властью царей-каррамитов Гуридов (О влиянии каррамизма на искусство и архитектуру Гуридов, особенно на поразительный минарет в Джаме. Flood, стр. 94-105). Даже после того, как правители Шиах ад-Дин Мухаммад (ум. 599 / 1202-03) и его брат Муаз ад-Дин Мухаммад (ум. 602 / 1205-06) отказались от каррамизма, Гур, вместе с сельской местностью вокруг Газны, продолжал оставаться изолированным бастионом каррамизма вплоть до монгольского нашествия (Ибн Шейба, стр. 205). Захаби (ум. 748/1348) также фиксирует уменьшение и исчезновение ереси каррамитов (Захаби, II, стр. 524). Исчезновение, которое еще не получило адекватного объяснения.

Каррамиты и аскетизм

На протяжении большей части своей истории каррамизм характеризовался крайним аскетизмом и требовательным к благочестию (адабу), следуя примеру самого Ибн Каррама, которого каррамиты называли имамом аскетов. Строго моралистический подход каррамитов ко всем жизненным решениям означал, что они видели всё черным или белым. Для каррамитов просто не существовало умеренной середины.

С правовой точки зрения «все действия тех, кто подчиняется закону, либо за них, либо против них» (Шайбани, стр. 219).

После убедительного анализа исторического развития аскетизма и мистицизма в Хорасане, мнение о нарочито демонстративном аскетизме каррамитов, стало очень популярно, особенно заметный в их одежде (например, в цилиндрических шерстяных шляпах (Абу Хаян Таухиди, стp. 229).

Особый интерес представляют взаимоотношения суфизма и каррамизма. Некоторые утверждают, что каррамизм потерпел неудачу там, где преуспел суфизм, потому что ему не хватало внутреннего измерения (Карамустафа, стр. 61). Но это мнение имеет некоторые несостыковки. Во-первых, такие крупные суфии, как Абу Абд-аль-Рахман Мухаммад Сулами (ум. 412/1021), цитируя Ибн Каррама, говорит о таваккуле (Сулами , стр. 39). А суфийский мастер Шихаб уд-Дин Ахмад аль-Джами (ум. 536/1141) высказал Ибн Карраму и другим каррамитам большое уважение. Ещё более важна мистическая сторона каррамизма, например, влияние поэта-каррамита Абу Харра аль-Бузджани [ум. 387/997] на развитие персидских мистических стихов. Современный исследователь суфизма Шафии Кадкани считает, что каррамиты были суфиями. Для каррамитов Ибн Каррам фактически был выдающимся аскетом.

Аскетизм каррамитов не полностью пережил успех движения. По крайней мере, в среде каррамитской элиты мы можем заметить заметный сдвиг от крайнего аскетического образа жизни изначальных каррамитов к большей умеренности. В то же время, раис Мухаммад ибн Исхак просто продолжал одеваться в традиционные одежды аскета, несмотря на своё богатство и власть (Босуорт, 1973, стр. 187-88).

Взаимоотношения каррамитов с другими школами

Какими бы ни были обстоятельства изгнания Ибн Каррама из Систана, биографические источники говорят, что в Хорасане он какое-то время находился в прекрасных отношениях с шафиитским имамом Ибн Хузаймой (ум. 312/924), ученым, которому суждено было стать ведущим традиционалистом Нишапура (Захаби, VI, p. 189). Однако, в дальнейшем Ибн Каррам агрессивно атаковал сторонников традиции (ахлю хадис) за то, что они обусловливают веру деяниями в «Баб аль-Радд Сала асаб аль-Хадим фи’л-иман» из его Китаб Азаб аль-Кабр (Багдади, стр. 220). Там он говорит об их глупости, и использует для них уничижительный термин «сомневающиеся» со ссылкой на то, что они дозволяют добавлять “ин ша Аллах” (если того пожелает Аллах) к свидетельству веры (Исфараини, стр. 68).

Современником Ибн Каррама был известный знаток хадисов Мухаммад ибн Аслам ат-Туси (ум. 242/856). Он составил двухтомное опровержение на неортодоксальное учение о вере и осуждал Ибн Каррама, используя самые резкие слова (Захаби, VI, стр. 191). Кампания против каррамитов в Нишапуре достигла своей кульминации, очевидно, после смерти Ибн Каррама, когда несколько ведущих ученых города, в том числе бывший друг Ибн Хузайма, заклеймили неверующими Каррамиитов (Ибн Хаджар, VI, стр. 480). Джуракани (I, стр. 294) делает Ибн Хузайму ведущей фигурой, стоящей за изгнанием Ибн Каррама из Нишапура. Впрочем, Ибн Хуйзема был слишком молод для этого.

Отношения между каррамитами и ханафитами проследить труднее.

Юридическое образование Ибн Каррама было ханафитским, и он, видимо, учился вместе с известным иракским ханафитским судьей Абу Хазимом Абд уль-Хамидом ибн Абд иль-Азизом (ум. 292/904). В Нишапуре он был в хороших отношениях с ханафитским кади Абу Саидом Абд ур-Рахманом ибн Хусейном (ум. 309/921; Захаби, VI, стp. 189). Разногласия между каррамитами и ханафитами были обозначены достаточно четко, чтобы ханафитская антикарамическая литература быстро появилась. По-видимому, первым из ханафитских трактатов против каррамитов, который до нас не доходит, был “ар-Радд уль-Каррамия” от Абу Бакра Мухаммада ибн Ямина Самарканди (ум. 268/882). Полтора века спустя отношения между каррамитамм и ханафитами, которые доминировали в Центральной Азии, стали еще хуже. Абу ль-Ясир Баздави (ум. 493/1099) сообщает, что каррамиты, которые открыто не отрекались от своего учения, рисковали своей жизнью (Баздави, стр. 76). Сторонники традиции не признавали сложную богословскую аргументацию каррамитов в защиту своего учения и не принимали новаторский технический словарь, не основанный на Священных Писаниях. В этом смысле каррамиты представляли уникальную школу калама, выступавшую против мутазилитов, но с позиции антропоморфизма.

О крайнем антимутазилизме Каррамитов пишут Мустамли, I, стр. 346; Макризи, II, стр. 357, где рассказывается о ожесточенных столкновениях между каррамитами и мутазелитами.

С распространением ашаризма и матуридизма — крупномасштабных антимутазилитских школ — каррамизм столкнулся с новыми теологическими оппонентами. Через диспут каррамия пришли к развитию полноценного схоластического богословия (калам), которое не избежало влияния общих богословских разработок. Например, некоторые богословы каррамитов приняли теорию модусов (анвала), предложенную мутазилитом Джуббаи (Амиди, стр. 27.).

Среди более поздних мусульманских мыслителей Ибн Таймия (ум. 728/1328) выделяется как сочувствующий каррамитам. Так, в своей книге «Шарх аль-Акида аль-Асфахания», он называет Ибн Каррама суннитом:

Абу Абдаллах Мухаммад ибн Каррам вырос в Сиджистане. В своих взглядах поддерживал учение Ахлю Сунна ва аль-Джамаа, утверждающих атрибуты Бога, Кадр и любовь к сахабам, и так далее. Также он опровергал джахмитов, мутазилитов, рафидитов и других. Такие как Ибн Кулляб и аль-Ашари согласились с ним на основе его слов, в которых он сказал то, что они сказали, и не согласились с ним в его требованиях, но они [Ибн Кулляб и аль-Ашари] связаны с Сунной и хадисами, в то время как Ибн Каррам связан с школой Ахль ар-Рай [ханафитами]. (Шарх аль-Акида аль-Исфахания стр 378).

Каррамитская акыда

Печально известная доктрина каррамитов, согласно которой вера состоит только из вербальной произношения, была полной противоположностью взгляда Джахмитов, согласно которому вера была составлена  только из знания. Это было то, что впервые привлекло внимание ересиографов к каррамитам (Ашари, стр. 141, 143; это также единственный вопрос, по которому каррамиты упоминается по имени у Матуриди, стр. 608-9). Каррамитов обычно классифицируют как крайних мурджиитов из-за этого беспрецедентного взгляда на веру. Однако, обычно верования мурджиитов определяется, как отрицание того, что дела являются обязательными для спасения (Mакдиси, стр. 38), чего они, конечно же, не придерживались. Их оппоненты иногда упускали из виду то, что каррамия считали словесное признание просто внешней (захир) верой и, следовательно, недостаточной для спасения. Коранические лицемеры (мунафики) были верующими, но не искренними верующими, и, не имея внутренней (батын) веры, они были обречены на ад, а не на рай.

Хотя каррамиты на протяжении всей своей истории продолжала уделять большое внимание своей особой доктрине веры, их теологические оппоненты стали гораздо больше интересоваться другими учениями каррамитов, прежде всего теми, которые касались природы Бога (Фахр уд-Дин ар-Рази, с. 90-94). Каррамитов обвиняли в том, что они придерживаются взглядов, которые подрывают бестелесность и неизменность Бога. Они настаивали на том, что Бог является «телом» (джисм), и помещали Его физически либо на свой трон (арш), величайшее из Его творений, либо в пространственное отношение к нему – учения, подразумевающие телесность. Более того, они признали, что изменения могут происходить в самом существе Бога, когда Он действовал в этом мире, и это мнение подрывало неизменность Бога.

Каррамиты защищали использование термина джисм по отношению к Богу, настаивая на том, что они имели в виду просто то, что Бог был существующим (мауджуд) или, более конкретно, независимо существующим. Этот ответ породил предметные дебаты и дискуссии о том, уместно ли использовать слово джисм для передачи этих значений. Хотя некоторые оппоненты предполагали, что поздние каррамиты просто переосмысливают учение Ибн Каррама, это не совсем очевидно. Когда каррамиты настаивали на том, что они используют джисм как синоним нафс, муаджуд и шайʾ, все в смысле существующего (Насафи, стp. 104-7), они действительно отражают некоторые ранние антиджахмийские традиции, как отмечал шиитский теолог Хишам ибн Хакам (ум. 179 / 795-) неудивительно, что они сами иногда апеллировали к авторитету Хишама.

Таким образом, вопрос о том, что термин джисм означал для Ибн Каррама и других ранних богословов, следует отличать от того, каких конкретные взгляды они придерживались относительно природы Бога (например, что Он был сияющим светом, некоторые относили это к Ибн Карраму). Утверждение о том, что Бог находится на троне, было очень заметным в каррамизме. Сообщается, что Ибн Каррам учил, что Бог находился в прямом контакте (соприкасается) со своим троном (Ашари, стр. 33) – резкое признание телесности, согласно его критикам, поскольку это подразумевало, что Бог был находится в пространстве. На самом деле, богословы Каррамитов придерживались самых разных мнений относительно отношения Бога к Его Аршу (Насафи, стр. 166). Некоторые предпочитали понятие «встречи» (Багдади, стр. 112) Бога с Аршем, не вступая с ним в прямой контакт. Несколько позже каррамиты, вслед за своим последним крупным теологом Мухаммадом ибн Хайсамом (ум. 409/1019) больше не придавали такого значения вопросу об Арше, и коранические аяты были принято без дальнейших объяснений (би ля кейф). Они довольствовались тем, что защищали более скромное утверждение, что Бог стоял в определенном физическом направлении по отношению к сотворенному миру, а именно над ним (фаука). Единственный важный вопрос, по которому ибн аль-Хайсам, который, как считается, изменил теологию каррамитов в направлении суннизма, по прежнему придерживался своего еретического мнения, было учение о том, что Бог претерпевает изменения в ходе своих действий (Шахристани, 1934). По этому поводу каррамиты разработали комплексный анализ действий Бога, в котором они четко различали события в самом Боге, которые они называли происходящими (хадис), и последствия этих событий в мире пространства и времени, которые они называют порожденными (мухдас). Каррамиты учили, что субстанции и акциденции, которые возникают в этом мире, являются прямым продуктом слова Бога (кун) «Будь», произнесенного внутри Себя. Творческое изречение является прямым продуктом силы Бога и сопровождается особым актом воли, который каррамиты назвали “ирада”, в отличие от вечной общей воли Бога (машиа). Таким образом, то, что происходит в этом мире, напрямую связано с тем, что происходит в Боге, но лишь косвенно связано с Его вечной волей и силой. Таким образом, они говорили о Боге как о вечном Творце, несмотря на Его действия во времени, потому что Его сила творить вечна. Подобный анализ позволил им говорить о речи Бога (калам) как о вечной, поскольку под этим они имели в виду не слова, которые происходили в Нем, а Его вечную силу говорить. Что фактически идентично пониманию Ибн Теймии этого вопроса.

Каррамитский фикх

Каррамиты, как уже отмечал Макдиси (стр. 37), представляли собой отдельную юридическую школу в дополнение к теологическому движению. Некоторые отличительные моменты фикха каррамитов упоминаются в ряде источников. Правовое учения Ибн Каррама, с одной стороны, явно находятся в связи с ханафитской традицией, но также демонстрируют значительное влияние закона сторонников традиции (ахлю хадис) – например, разрешение вытирать головной убор вместо головы в ритуальном омовении перед молитвой. Также примечательно мнение Ибн Каррама о том, что все опьяняющее запрещено на основании хадиса на этот счет (хадис, переданный Ибн Каррамом, см. Ибн Асакир стр. 128). Он приводил выдуманный хадис, объясняющий различное поведение опьяненных людей, в котором говорится, что сатана полил виноградную лозу кровью различных животных, включая свинью (Ибн аль-Хайсам, стр. 142, из «Баб аль-тахрим лиль-мускерат» Ибн Каррама). Однако не все каррамиты следовали отличительным взглядам Ибн Каррама в фикхе. Некоторые из них оставались обычными ханафитами, как, очевидно, и правитель Газневидов Себуктегин. В любом случае, похоже, что фикх не был столь же центральным для идентичности каррамитов, как теология и аскетизм, поскольку мы даже находим упоминание о каррамите, который следовал школе права захиритов (Сулейман ибн Сахль Фарси, упомянутый у Ибн Асакира, XXII, стр. 332-33).

Подсекты каррамитов

Ко второй половине 10-го века мы уже слышим о подсектах внутри каррамитов, хотя некоторые из них, как говорят, уже возникли в поколении после Ибн Каррама. Эти подразделы впервые упоминаются Мутаххиром ибн Тахир Макдиси (ок. 966), который называет части таввакия, махийа, саммия (Макдиси, VI, с. 145; тр., II, с. 830). Так, “махийа” получили свое название из-за доктрины о том, что способность действовать (истатаа) появляется одновременной с действием — вопреки мнению большинства каррамитов, что она предшествует действию.

Шахристани (ум. 548/1153) выделяет двенадцать подсект. Шесть из них он обозначает, как основные секты: Убадия, Туния, Разимия, Исхакия, Вахидия и Хайсамия (Шахрастани, стр. 180). Но в большинстве случаев их отличительные учения невозможно идентифицировать. Последней крупной сектой была хайсамия, названная в честь Мухаммада ибн Хайсама, которому приписывают значительный пересмотр богословия каррамитов (Шахрастани, стр 188). Однако, нельзя полагать, что большинство каррамитов следовало его взглядам (Фахр уд-Дин ар-Рази, стр.107). До Ибн Хайсама ведущим богословом каррамитов в Нишапуре был Ибрахим ибн Мухаджир, с которым спорил Абд уль-Кахир Багдади. Исхакия были названы в честь Исхака ибн Манмашаха (ум. 389/993). Взаимоотношения между подсектами, судя по всему, были терпимыми, и существующие разногласия не угрожали единству общины каррамитов.

В какой степени каррамиты были интегрированы в социальную и интеллектуальную жизнь своего окружения?

Имеющиеся в настоящее время свидетельства позволяют предположить, что пик такой интеграции произошел с элитой каррамитов в Нишапуре на протяжении более столетия, со времен Абу Абдаллаха Хакима Найсабури (ум. 405/1014) до начала XII века. В том, что сохранилось от “Тарих Нишапур” Хакима Найсабури и в продолжении Абд уль-Гафара Фариси (ум. 529/1134), последователи Ибн Каррама исключительно хорошо представлены. Биографические записи, какими бы краткими они ни были, можно найти даже о детях ведущих каррамитов (например, Фариси, стр. 166). Как ни удивительно это может показаться в свете разрыва между каррамитами и приверженцами хадисов, картина каррамизма, которая вырисовывается из этих работ, – это картина группы ученых, погруженных в мир изучения хадисов. Эта картина была подтверждена идентификацией работ каррамитов, которые указывают на степень, в которой ведущие каррамиты были вовлечены в получении и собирании хадисов, выходящих далеко за пределы границ их собственной секты.

Долгое время труды каррамитов считались полностью утерянными, однако в последние годы удалось восстановить некоторые фрагменты работ их ученных. Так например толкования Корана ибн Каррамом приводятся в «Кисас аль-анбия» Хайсама ибн Мухаммада (Бусанджи приводит полный персидский перевод). Автор был внуком Мухаммада ибн Хайсама. Другой труд, свидетельствующий о влиянии Ибн аль-Хайсама, – это «Тафсир» Шатика ибн Мухаммада Сурабади (ум. 494/1101), многосторонний персидский комментарий ко всему Корану, включающий обсуждение вопросов теологии и фикха Каррамитов. Богатый запас материалов Каррамитов был обнаружен в кораническом комментарии “аль-Фусуль” (идентифицированна как работа Абу Ханифы АбдульВаххаба ибн Ахмада).

Похожие материалы