Разъяснение искажения значений некоторых названий наук
Знай же, что причина путаницы между порицаемыми и похвальными науками – в искажении значений похвальных наук и полной их подмене, когда они уже значат то, что не имели в виду праведные предки.
Речь о пяти словах: фикх, знание (ильм), тавхид, наставление (тазкир) и мудрость (хикма).
Это крайне похвальные понятия, которые облагораживают своих носителей, но сейчас под ними подразумеваются порицаемые понятия, а сердца отторгают носителей этих искажённых понятий.
Первое слово: фикх.
Это понятие было искажено ограничением его значения, а не полной заменой. Под ним стали понимать только знание ответов на редкие ситуации, понимание причин вынесения фетв, способность много говорить об этом и запоминать множество примеров. И человека, который больше может говорить об этом и более погружён в это, называют более сведущим в фикхе (аль-афках).
Но в первые века под фикхом имели в виду общее знание о пути Ахирата, знание пороков нафса и того, что нарушает награду за деяния, силу убеждённости в ничтожности мирского, осведомлённости о награде Ахирата и степени силы страха над сердцем.
И на это указывают слова Всевышнего Аллаха:
فَلَوْلَا نَفَرَ مِنْ كُلِّ فِرْقَةٍ مِنْهُمْ طَائِفَةٌ لِيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنْذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ
«Следовало бы отправить из каждого отряда одну группу (несколько человек) изучать религию и наставлять людей, когда они вернутся к ним»[1].
То есть то, с помощью чего можно наставлять и внушать трепет, и является фикхом, а не детали вопросов развода, освобождения рабов или аренды. Благодаря знанию только этих вопросов не достигается ни наставление, ни внушение трепета, занятие исключительно этими вопросами приводит к чёрствости сердца и устраняет трепет, как это можно увидеть сегодня в тех, кто только этим и занимается.
[Имам аз-Забиди сказал: «Это было сказано во времена автора, который жил в пятом веке хиджры. А что же ты скажешь о нашем времени! О Аллах, наставь нас на благое».][2]
Всевышний Аллах сказал:
ۖ لَهُمْ قُلُوبٌ لَا يَفْقَهُونَ بِهَا
«У них сердца, которые не понимают».[3]
И тут имеются в виду не вопросы веры, а вопросы фетвы.
Слова «фикх» и «понимание» являются синонимами в арабском языке.
Всевышний Аллах сказал:
لَأَنْتُمْ أَشَدُّ رَهْبَةً فِي صُدُورِهِمْ مِنَ اللَّهِ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لَا يَفْقَهُونَ
«Поистине, они (лицемеры) в душе боятся вас (мусульман) сильнее, чем Аллаха. Это потому, что эти люди не понимают (величия Аллаха)».[4]
И в аяте слабость страха перед Аллахом и наличие огромного страха перед людьми связаны с малым их пониманием (фикхом).
Подумай над этим: это следствие слабого знания ответов на сложные ситуации, которые нужны для вынесения фетвы, или отсутствие упомянутого нами знания?
Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал:
إِنَّ الْفَقِيهَ حَقَّ الْفَقِيهِ مَنْ لَمْ يُقَنِّطِ النَّاسَ مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ، وَلَمْ يُرَخِّصْ لَهُمْ فِي مَعَاصِي اللَّهِ، وَلَمْ يُؤَمِّنْهُمْ مِنْ عَذَابِ اللَّهِ، وَلَمْ يَدَعِ الْقُرْآنَ رَغْبَةً عَنْهُ إِلَى غَيْرِهِ، إِنَّهُ لَا خَيْرَ فِي عِبَادَةٍ لَا عِلْمَ فِيهَا، وَلَا عِلْمٍ لَا فَهْمَ فِيهِ، وَلَا قِرَاءَةٍ لَا تَدَبُّرَ فِيهَا
«Настоящий факих – это тот, кто не внушает людям отчаяния в отношении милости Аллаха, и не внушает людям лёгкость в ослушании Аллаха, и который не даёт им ощущения спокойствия в отношении наказания Аллаха, и не оставляет Коран в пользу чего-то другого. Нет блага в поклонении без знания! И нет знания без понимания, чтения и размышления над прочитанным!»[5]
Когда Анас (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لَأَنْ أَقْعُدَ مَعَ قَوْمٍ يَذْكُرُونَ اللَّهَ تَعَالَى مِنْ صَلَاةِ الْغَدَاةِ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ أَحَبُّ إِلَيَّ مِنْ أَنْ أُعْتِقَ أَرْبَعَةً مِنْ وَلَدِ إِسْمَاعِيلَ،
«Сидеть с людьми, поминающими Аллаха, после утреннего намаза до восхода солнца любимее мне, чем освободить из рабства четырех потомков Исмаила».[6]
И он повернулся к Язиду ар-Ракаши и Зияду ан-Нумейри сказал: «Эти собрания не были подобным вашим, на которых одни что-то рассказывают, а другие быстро повторяют хадисы, но мы сидели, обсуждая вопросы веры, размышляя над Кораном, изучая религию и перечисляли блага Всевышнего Аллаха, дарованные нам».
И Анас назвал размышление над Кораном и перечисление благ Всевышнего Аллаха изучением фикха (тафакух).
Я не утверждаю, что слово «фикх» не включало умение выносить фетвы, это было либо частью знания более широкого значения, либо вытекало из этого общего значения, но это слово чаще употреблялось в отношении знания Ахирата.
А ограничение значения этого слова лишь знанием фетвы привело к тому, что люди стали заниматься исключительно этим, отстраняясь от знаний Ахирата и состояний сердца. И в этом наши нашли поддержку в своей природе, потому что знание о сердечных пороках сложное, а практиковать его ещё сложнее, а через это знание получить должности, славу и имущество крайне затруднительно, и поэтому шайтан получил возможность приукрасить это в сердцах людей, ограничивая значение слова «фикх», которое является похвальным в шариате[7].
Второе слово: «знание» (ильм).
Когда употреблялось слово «знание», то под ним подразумевали знание об Аллахе, Его знамениях, Его действиях в отношении Его рабов и Его творений.
Смысл этого слова также изменили, ограничив его. Его стали употреблять в отношении тех, кто снискал славу в спорах и диспутах по вопросам разногласий между мазхабами. И о таких людях стали говорить: «Он настоящий алим, гигант знаний». А человека, который не занимается диспутами, вообще не относят к знанию и его обладателям, считая слабаком.
И это также является изменением смысла этого слова через ограничение его значений. Но большая часть аятов и хадисов о достоинстве знаний – о достоинстве знаний и знающих об Аллахе, Его установлениях, Его действиях и Его атрибутах.
Но в наше время алимом называют только того, кто владеет навыками споров и диспутов, даже если такой человек – невежда в толковании Корана и хадисах. И это стало причиной гибели множества студентов.
[1] Коран, 9:122.
[2] В наше же время почти нет и тех, кто занимался бы только этими вопросами так же глубоко, как современники имама аль-Газали.
[3] Коран, 7:179.
[4] Коран, 59:13.
[5] Дарими, № 305.
[6] Абу Дауд, № 3667.
[7] Но в наши дни человек может получить куда больше мирских благ и славы, выставляя себя духовным наставником, знающим пути Ахирата, чем выставляя себя знатоком фикха и фетв.