На чьи мнения опираются в шафиитском мазхабе?

Если в каком-то вопросе мнения наших имамов разнятся в предпочтении какого-либо из мнений: нашего имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), его соратников либо ученых, что были позже них, то предпочтение отдается согласно следующей иерархии:

1. Мнение, которое предпочли оба шейха: Ан-Навави и Ар-Рафии (да смилуется над ними Аллах). Это предпочтительное мнение, на которое опираются и согласно которому дается фетва. В данном случае не обращают внимание на тех ученых мазхаба, кто возражал им или высказывал иное мнение.

2. Если оба шейхи имели разные позиции, то предпочтение отдается тому мнению, которое предпочел имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах).

3. Если имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) не высказывал мнения в каком-либо вопросе и не сделал предпочтение какому-либо из мнений в то время, как имам ар-Рафии (да смилуется над ним Аллах) высказал свое мнение или сделал предпочтение, то фетва дается по мнению имама ар-Рафии (да смилуется над ним Аллах).

4. Если предпочтения кого-либо из двух шейхов разнятся в их книгах как, например, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в книге «Аль-Маджму» предпочел одно мнение, а в книге «Аль-Минхадж» — другое, либо никто из них не высказался в каком-либо вопросе, а после них поздние ученые высказали разные мнения относительно предпочтительного мнения в каком-либо вопросе, то предпочтение отдается тому, что выбрали Шихабуддин Ибн Хаджар аль-Хайтами и Шамсуддин Мухаммад ар-Рамли (да смилуется над ними Аллах).

Если же их мнения разнятся, то жители Египта (обычно) предпочитают мнение имама Ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах), а большое количество регионов как Хиджаз, Шам (Сирия, Иордания, Ливан, Палестина), Йемен, Хадрамаут, Ирак, Курдистан, Дагестан (Чечня, Ингушетия) и Индия предпочитают мнение имама Ибн Хаджара (да смилуется над ним Аллах).

Итог таков: тот, кто способен изучать мнения их обоих (имамов Ибн Хаджара и Ар-Рамли, да смилуется над ними Аллах), то он предпочитает позицию того из них, чьи позицию он посчитал сильнее другого. А тот, кто не способен на подобный анализ, выбирает любое из их мнений.

Взято из книги «Бугьят аль-Ариб мин маани назм нихаят ат-тадриб» почтенного доктора Амджада Рашида (да сохранит его Аллах) — декана факультета шафиитского фикха в Университете Исламских Наук Иордании.

Похожие материалы