Народный Ислам

Термин «народный Ислам» пришёл к нам из религиоведения и социологии и является частным вариантом термина «народная религия», то есть корни этого термина не исламские, это взгляд со стороны на Ислам в первую очередь как на цивилизацию. Но для нас, мусульман, такой взгляд тоже имеет ценность – взгляд на себя именно как на цивилизацию, то есть нечто большее, чем Ислам в чисто богословском понимании.

Термин «народная религия» — это понятие, используемое для обозначения различных форм и проявлений религии, которые отличаются от официальных доктрин и практик канонических религий. Впервые этот термин использовал немецкий лютеранский теолог Пауль Древс в 1901 г. в своей статье, предназначавшейся для молодых лютеранских проповедников, которые выпускались из семинарии, и написанной для ознакомления с народными вариантами лютеранства, с которыми они столкнулись бы в своих общинах, где было заметно отличие от официального, доктринального лютеранства, к которому они привыкли. В дальнейшем этот термин подхватили немецкие социологи, и через них он получил научный социологический дискурс.

«Народная религия» или «народная вера» часто обозначается как нечто, состоящее из этнических и региональных религиозных обычаев под оболочкой религии вне официальной доктрины и практики. Очень часто народная религия вступает в конфликт с канонической богословской религией.

«Народный Ислам» в данном контексте – это частный пример народной религии, который распространён, как правило, среди городской бедноты, селян и племён, который противопоставляется ортодоксальному «высокому Исламу». Различные местные формы суфизма также часто включаются в народный Ислам. На постсоветском пространстве сюда можно также отнести различные формы околоисламских практик и сознания среди городского населения этнических мусульман.

Частыми примерами практик народного Ислама является:

– вера в традиционные магические системы и псевдорелигиозные ритуалы: гадание на Коране, отмечание 40, 52 дней после смерти покойного, накрывание всех зеркал в доме, где умер человек и т. д.;

– использование святынь и амулетов[1], яркие примеры: посещение горы Шалбуздаг в Южном Дагестане, культ в Азербайджане вокруг местного святого и целителя Мир-Мовсума-аги (или Эт-Аги) с превращением его могилы в место паломничества, а его фотографий – в амулеты;

– почитание святых (в противоречащей Шариату форме): различные культы местных святых, пиры, частая апелляция к своим предкам с утверждением, что они поступали или не поступали определённым образом. Очень многие молодые этнические мусульмане, начавшие практиковать свою религию, фактически открывая для себя её, когда делали религиозные наставления своим старшим родственникам, часто слышали подобный псевдоаргумент: «Наш дедушка намаз делал, Коран читал, но и водку мог выпить».

С точки зрения канонического Ислама примеры, что мы привели – это распространение нововведений (бид’а) и невежества (джахилии). Но нам интересна природа этих процессов, потому что они имеют системность и схожие черты вне зависимости от исторического и регионального контекста, например, доисламское многобожие арабов с точки зрения социологии – это тоже пример «народной религии».

Можно выделить следующие причины формирования народной религии:

– смешивание в сознании людей канонической религии с более древними формами культуры и верований, например, адатами на Кавказе или местной мифологией. Или синкретические верования коренных американцев и чернокожих рабов после их обращения в христианство колонизаторами;

– народное, просторечное истолкование и переживание религии. Часто религиозные взгляды рядовых верующих могут сильно отличаться и противоречить официальному богословию, от которого они в силу разных причин могут быть оторваны.Примеры этого – дуализм, когда люди считают, что Сатана (Иблис) действительно противостоит Богу, или антропоморфные представления о Боге, обожествление Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует);

– смешивание одной религии с другими формами религии или эзотерики, мистики, привнесёнными извне, что характерно уже больше для современности, когда в глобализованном обществе глобализации подвергается и религия.

Иногда «народная религия» может институализироваться и формироваться в отдельные виды религии, в контексте Ислама сюда можно отнести друзов, алявитов, ордены бекташей и движение карматов.

Как мы уже писали выше, «народная вера» часто вступает с официальной в конфликт, иногда даже вооружённый. Например, движение имама Шамиля (да смилуется над ним Аллах) на Кавказе было направлено не только на борьбу с колонизаторами, но и на борьбу с адатами, которые укоренились в сознании горцев, то есть с тем самым «народным Исламом». Те же карматы, с которыми воевали аббасиды и сельджуки…

На первый взгляд может показаться, что корень всех причин, приводящих к формированию «народной религии», кроется в банальном религиозном невежестве, но это не совсем так. Причины, способствующие распространению таких культов, могут быть и политическими. Например, распространению движения карматов, вышедшего из среды крайних шиитов – исмаилитов – способствовал зульм (несправедливость) официальной власти, в том числе и в отношении населения современного Бахрейна. То, что различные восстания, поднимаемые сектами, будь то шиитского или хариджитского толка, были так распространены в тот период и находили широкий отклик среди населения, связано с этим. Обратный пример: носители «народной веры» получают государственную поддержку, например, орден бекташей, который был распространён среди янычарского корпуса.

Ещё одна причина, приводящая к формированию условий, способствующих возникновению/распространению «народной веры» – это интеллектуальный разрыв между догматическим, схоластическим богословием и простыми верующими, для которых оно становится сложным и непонятным. Подобную проблему описывали многие исламские учёные. Люди испытывают естественную потребность в вере, и если они не получают её из официальной религии, то замещают её различными аналогами, близкими им по культурному, интеллектуальному и психологическому коду. Эта дихотомия известна ещё с античности, когда появилось понятие «Бог философов», например, для Платона и Аристотеля уже было очевидно, что Бог как абсолют может быть только один и един, но для простого люда того времени это было в массе не доступно. Они верили в те языческие культы, которые были распространены в их время и в их местности.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование «народных религий» – это отчасти неизбежный процесс. О чём, кстати, нас предупреждает и сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха); безусловно, в ней не используются подобные термины, но также предсказывается неизбежное замещение религии невежеством и нововведениями.

Я надеюсь, что моя статья была полезной, и тауфик лишь от Аллаха, Тааля.

 

[1] Сюда не относятся дозволенные формы талисманов, в которых используются аяты Корана. Подробнее по ссылке.

Похожие материалы