Нарушает ли семяизвержение пост?

К действиям, запрещённым во время поста, относится половая близость, согласно единодушному мнению учёных, наверняка об этом знает каждый, однако есть ряд вопросов, смежных с темой половой близости, ответы на которые не столь очевидны и известны среди людей. Попытаемся разобрать эти вопросы, начав, собственно, с самой темы половой близости.

— Половая близость (совокупление) запрещена во время поста в месяц Рамадан и делает его недействительным независимо от того, вышло семя или не вышло, если совершивший в это время помнит о том, что он постится.

В книге «Аль-Фикхуль Манхаджи» сказано:

الوطء عمداً:

ولو من بغير إنزال. ودليل ذلك قوله تعالى: (وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّواْ الصِّيَامَ إِلَى الَّليْلِ وَلاَ تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ) البقرة: …187.

ومعنى تباشروهن: تجامعوهن…

«[Пост нарушается] из-за умышленного совокупления, даже если семя не вышло, доказательством этому служат слова Всевышнего:

“Ешьте и пейте, пока не сможете отличить белую нитку рассвета от чёрной, а затем поститесь до ночи. И не прикасайтесь к ним, когда вы пребываете в мечетях…” (Аль-Бакара, 187)

…Слова “не прикасайтесь к ним” означают “не совокупляйтесь с ними”».

В книге «Минхаджу-т-Талибин» имама ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) написано:

شرط الصوم الإمساك عن الجماع

«К условиям действительности поста относится воздержание от половой близости (совокупления)».

Совершивший совокупление во время поста в месяц Рамадан обязан искупить это штрафом (кафарат).

В книге «Аль-Мукаддиматуль Хадрамийа» имама Абдуллаха аль-Хадрами (да смилуется над ним Аллах) сказано:

وَتجب الْكَفَّارَة على من أفسد صَوْم رَمَضَان بِالْجِمَاعِ وَلَو فِي دبر وبهيمة لَا على الْمَرْأَة وَلَا من جَامع نَاسِيا أَو مكْرها وَلَا على من أفسد صَوْم غير رَمَضَان وَلَا على من أفطر بِغَيْر الْجِمَاع وَلَا على الْمُسَافِر وَالْمَرِيض وَإِن زَنَيَا وَلَا على من ظن أَنه ليل فَتبين نَهَار

«Выплата кафарата обязательна для нарушившего пост в месяце Рамадан совокуплением, даже если оно было совершено в задний проход или с животным. Не обязаны выплачивать кафарат следующие категории людей:

— женщина;

— тот, кто совершил совокупление по забывчивости или под принуждением;

— тот, кто нарушил пост [совокуплением] не в месяц Рамадан;

— тот, кто нарушил пост не совокуплением;

— путник или больной (так как они не обязаны поститься), даже если они совершили прелюбодеяние;

— тот, кто совершил совокупление, полагая, что ещё длится ночь, но впоследствии узнал, что уже наступил день».

В каффарат за половой акт входит:

1. освобождение раба;

2. пост в течение двух месяцев подряд;

3. угощение 60 бедняков.

Необходимо соблюдать вышеупомянутую последовательность.

— Онанизм и иные прикосновения и ласки, вследствие которых вышло семя, также нарушают пост.

В книге «Фикху-с-Сыям» шейха Мухаммада Хасана Хиту (да сохранит его Аллах) сказано:

«Решение относительно иных прикосновений (мубашарат), помимо совокупления, например, прикосновений к женщине [в постели] (музаджиатан), ласк (лямс) и иных прикосновений зависит от того, вышло семя вследствие этого или нет:

— если семя вышло, то пост нарушается, и человеку будет засчитан грех, имам аль-Маварди говорил, что учёные единогласны (иджма) относительно этого вопроса;

— если семя не вышло, то пост не нарушается, однако человеку будет записан грех, ибо как запретно совокупление, так запретно и всё, что этому предшествует, а прикосновения к женщине – путь к совокуплению, ведь тот, кто ходит вокруг заповедного места, может в любой момент оказаться там.

Что касается поцелуев, то если из-за них выйдет семя, то, как и в вышеупомянутых случаях, пост нарушится и человеку будет засчитан грех, согласно единогласному мнению учёных. А если семя не вышло, решение будет зависит от состояния целующего:

— если он из тех, в ком поцелуи возбуждают страсть, то они запретны для него, но пост из-за них не нарушается;

— если поцелуи не оказывают подобного действия на него, то они для него не запретны, но лучше отказаться от них…

…К действиям, нарушающим пост, относится вывод семени запретным видом онанизма или каким-то иным действием. Тот, кто совершит это действие, нарушит свой пост, так как выход семени – результат прикосновений, и мы знаем, что вывод семени при помощи прикосновений нарушает пост. Таким же образом онанизм нарушает пост».

В книге «Раудату-т-Талибин» имама ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) написано:

الْمَنِيُّ إِذَا خَرَجَ بِالِاسْتِمْنَاءِ، أَفْطَرَ، وَإِنْ خَرَجَ بِمُجَرَّدِ فِكْرٍ وَنَظَرٍ بِشَهْوَةٍ، لَمْ يُفْطِرْ، وَإِنْ خَرَجَ بِمُبَاشَرَةٍ فِيمَا دُونَ الْفَرْجِ، أَوْ لَمْسٍ أَوْ قُبْلَةٍ، أَفْطَرَ. هَذَا هُوَالْمَذْهَبُ، وَبِهِ قَالَ الْجُمْهُورُ

فَرْعٌ

تُكْرَهُ الْقُبْلَةُ لِمَنْ حَرَّكَتْ شَهْوَتَهُ وَلَا يَأْمَنُ عَلَى نَفْسِهِ، وَهِيَ كَرَاهَةُ تَحْرِيمٍ عَلَى الْأَصَحِّ، وَالثَّانِي: كَرَاهَةُ تَنْزِيهٍ، وَلَا تُكْرَهُ لِغَيْرِهِ، وَلَكِنَّ الْأَوْلَى تَرْكُهَا

«Если семя выйдет в результате онанизма, то это нарушает пост.

Если семя выйдет лишь вследствие размышлений или от страстного взгляда, то это не нарушает пост.

Если семя выйдет вследствие прикосновений, помимо совокупления, например, вследствие ласк или поцелуев, то пост нарушается, это мнение [шафиитского] мазхаба и большой группы учёных…

…Нежелательно целовать [женщину] тому, в ком поцелуи возбуждают страсть и кто не в силах совладать с собой. Нежелательность относится к категории карахат-тахрим, согласно наиболее достоверному мнению, а согласно второму мнению –  к категории карахат-танзих. В ином случае (если поцелуи не возбуждают в человеке страсть) нет нежелательности в поцелуях, однако ему лучше отказаться от поцелуев».

В книге «Аль-Фикхуль Манхаджи» сказано:

الاستمناء:

وهو استخراج المني بمباشرة تقبيل ونحوه، أو بواسطة اليد، فإن تعمد ذلك الصائم أفطر. أما إن غلب على أمره فلا يفطر.

«[Пост нарушает] выход семени в результате поцелуев и иных прикосновений или онанизма, если это совершается умышленно, однако если это происходит против воли человека, то пост не нарушается».

— Выход семени вследствие размышлений или взгляда не нарушают пост.

В книге «Раудату Т-талибин» имама ан-Навави сказано:

وَإِنْ خَرَجَ بِمُجَرَّدِ فِكْرٍ وَنَظَرٍ بِشَهْوَةٍ، لَمْ يُفْطِرْ

«Если семя выйдет только лишь вследствие размышлений или из-за страстного взгляда, то это не нарушает пост».

В книге «Фикху-с-Сыям» сказано:

«Если семя исторгнуто непреднамеренно, к примеру, мужчина думал о женщине, возбудился и у него вышло семя, либо он смотрел на неё, и вследствие этого вышло семя, то это не нарушает пост, так как выход семени не является следствием прикосновений. Так же дело обстоит и с поллюцией.

В данном случае нет разницы, многократно человек думал и смотрел или всего лишь один раз, несмотря на то, что намеренно смотреть запрещено. Однако у нас речь идёт не о запрете на взгляд, а о вопросе, нарушает это пост или нет.

Этого мнения придерживался табиин Джабир бин Зайд, Суфьян Саври, Абу Ханифа, Абу Юсуф, Абу Савр, и это мнение мазхаба Имама Аш-Шафии (да будет доволен ими Аллах).

По мнению имама Малика, переданному от него, это нарушает пост.

Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) сказал, что это нарушает пост, и человек обязан выплатить кафарат, подобно человеку, совершившему совокупление, как это передал Ибн Мунзир от него и от Хасана бин Салиха, и это второе мнение, переданное от имама Малика относительно случая, когда человек продолжал смотреть и повторял это действие неоднократно.

Ибн Мунзир сказал: “Согласно наиболее предпочтительному мнению, пост от этого не нарушается и человек не обязан что-то [выплачивать], однако если он, подстраховавшись, возместит день поста взамен, то в этом будет лишь благо”.

Вышеупомянутое разногласие касается лишь взгляда, что же касается исхода семени вследствие мыслей, то имам Аль-Маварди сказал: “В таком случае человек не обязан возмещать пост и не обязан выплачивать кафарат, согласно единогласному мнению учёных (иджма)”».

— Выделение смазки вследствие поцелуев и прикосновений не нарушает пост.

Здесь подразумевается смазка, которая, как правило, образуется во время возбуждения.

В книге «Фикху-с-Сыям» сказано: «Если мужчина поцелует свою женщину во время своего поста, получит от этого удовольствие и у него выделится смазка, но не выйдет семя, то согласно мнению, которому следует большая группа учёных, пост от этого не нарушается. Это единогласное мнение шафиитов. Это мнение Ибн Мунзир передаёт от Хасана Аль-Басри, Аш-Шааби, Аль-Азраи, Абу Ханифы, Абу Савра, и [Ибн Мунзир] говорит: “Я считаю так же”.

Они аргументировали это мнение тем, что в данном случае не происходит выхода семени и смазки, подобно выходу из полового органа мочи и иных субстанций, после истечения которых необязательно совершать полное омовение (гусль).

Имамы Малик и Ахмад сказали, что выделение смазки вследствие поцелуя нарушает пост».

Похожие материалы