Ненависть мушаббиха к Ахлю-Хадис

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. 

Нововведенцы из числа мушаббиха (уподобляющие Аллаха творениям) были известны своей критикой и проклятьями в адрес наиболее авторитетных суннитских ученых. Ненависть к Ахлю-Сунна в лице ашаритов, довела этих нововведенцев до откровенной лжи на них. Так, в книге «Замм аль-Калям» принадлежавшей Абу Исмаилу аль-Харави аль-Ансари (подробнее о нем будет ниже) мы находим до того абсурдные примеры лжи на ашаритов, что для осознания ложности этого необходимо просто наличие разума. Например, такое утверждение, что якобы имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари совершал обязательную молитву без омовения, а то и вовсе ее не совершал. 

Также не является секретом, что мушаббиха всячески старались и стараются представить дело так, что они и есть так называемые “Ахлю-Хадис” или про другому “асхаб аль-Хадис” – приверженцы хадиса, его хранители. С помощью книги «Замм аль-Калям» мы хотим показать как “мушаббиха” относились к известным “мухаддисам” нашей Уммы.

Это – Абу Хатим Ибн Хиббан (270 – 354 гг. по хиджре), Абу Бакр аль-Исмаили (277 – 371 гг. по хиджре), Абу Нуайм аль-Асбахани (336 – 430 гг. по хиджре), Абу Зарр аль-Харави (355 – 434 гг. по хиджре), Абу Усман ас-Сабуни (373 – 449 гг. по хиджре).

1. Абу Хатим Ибн Хиббан

Абу Исмаил аль-Харрави писал об Ибн Хиббане:

وسألت يحيى بن عمار عن أبي حاتم بن حبان البستي؛ قلت: رأيته قال: كيف لم أره ونحن أخرجناه من سجستان؟! كان له علم كثير، ولم يكن له كبير دين، قدم علينا، فأنكر الحد لله؛ فأخرجناه من سجستان 

«Я спросил Яхью ибн Аммара об Абу Хатиме ибн Хиббане аль-Бусти, сказав: “Видел ли ты его?” На что он ответил: “Как же я его не увижу, в то время как мы изгнали его из Сиджистана. У него было много знания и не было большой религии. Он пришел к нам и стал отрицать границу Аллаха, после чего мы изгнали его из Сиджистана”». («Замм аль-Калям», 4/402)

Ибн Хиббан – это знаменитый мухаддис, автор сборника «Сахих Ибн Хиббан». Он был из Ахлю Сунна и его убеждения соответствовали убеждениям ашаритов. 

Например, в своей книге «Ас-Сикат» (1/1) Ибн Хиббан писал:

الحمد لله الذي ليس له حد محدود فيحتوى، ولا له أجل معدود فيفنى، ولا يحيط به جوامع المكان ولا يشتمل عليه تواتر الزمان

«Хвала Аллаху, Который не ограничен границами, и для Него нет ограниченного срока, после которого Он бы исчез, и Его не охватывает место и не объемлет все существующее время».

По поводу понимания смысла хадисов в которых упоминаются сифаты, Ибн Хиббан говорил:

إنّ المُصطفى صلّى اللهُ عليْه وسلّم ما خاطَب أمّتَه قَطّ بِشَيْءٍ لَم يُعْقَل عنْه , ولا في سُنَنِه شَيْءٌ لا يُعْلَمُ معْناهُ ومَن زعَم أنّ السُّنَنَ إذا صَحّتْ يَجِبُ أنْ تُرْوَى ويُؤمَنُ بِها مِن غيْر أنْ تُفَسّرَ ويُعْقَلَ معْنَاها فقدْ قدَح في الرِّسالةِ , اللهُّمّ إلّا أنْ تَكونَ السُّنَنُ مِن الأخبارِ الَّتي فيها صِفاتُ اللهِ جَلّ وعَلا الّتي لا يَقَعُ فيها التَّكْيِيفُ , بَلْ على النّاس الإيمانُ بِهَا

«Поистине Избранный, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не разговаривал со своей Уммой вещью, которая не понятна, и в своей Сунне вещью смысл которой не известен. И тот, кто утверждает, что Сунна, если она достоверна, то обязательно ее передавать и верить в нее без того, чтобы разъяснять и понимать ее смысл, тот поистине умаляет Посланничество. О Аллах, кроме случая, если это Сунна из передач, в которых есть сифаты Аллаха – Велик Он и Возвышен, в которых нет места для придания образа, но людям надлежит уверовать в эти вещи». («Сахих Ибн Хиббан», 15/48)

Автор сборника хадисов «аль-Мустадрак» Абу Абдуллах аль-Хаким (341-405 гг. по хиджре) сказал о нем: 

وقال الحاكم : كان ابن حبان من أوعية العلم في الفقه ، واللغة ، والحديث ، والوعظ ، ومن عقلاء الرجال

 «Ибн Хиббан был сосудом знания в фикхе, арабском языке, хадисе, наставлении, и был из числа умных людей». («Сияр», 16/92)

Надо же, только подумать. Выгнали за то, что отрицал наличие у Аллаха недостатков.

Автор ценной работы по “усулю” «Джам’ аль-Джавами’», имам Таджуддин ас-Субки аш-Шафии (717-771 гг. по хиджре) писал по этому поводу:

ومن ذلك قول بعض المجسمة في أبي حاتم بن حبان : لم يكن له كبير دين . نحن أخرجناه من سجستان لأنه أنكر الحد لله
فيا ليت شعري من أحق بالإخراج من يجعل ربه محدوداً أو من ينزهه عن الجسمية ؟

«И из этого слова некоторых “муджассимов” об Абу Хатиме ибн Хиббане: “Не было у него большой религии, мы выгнали его из Сиджистана так как он отрицал границу у Аллаха”. О Аллах, кто же достоин для изгнания: тот, кто придает ограничения или тот, кто очищает Аллаха от телесности?!». («Табакат Шафийия аль-Кубра», 2/13)

2. Абу Бакр аль-Исмаили

Абу Исмаил аль-Харави писал об имаме Абу Бакре аль-Исмаили:

وقال يحيى بن عمار:كان مشائخنا يمنعونا من الرحلة إلى الإسماعيلي، ولم أزل من صباتي أسمع من مشائخنا بشدة أبي إسحاق القراب عليهم

 «Сказал Яхья ибн Аммар: “Наши шейхи запрещали нам отправляться к [Абу Бакру] аль-Исмаили. Я с детства не переставал слышать от наших шейхов о строгости Абу Исхака аль-Карраба к ним”». («Замм аль-Калям», 4/402)

Абу Бакр аль-Исмаили еще один видный представитель “Ахлю-Хадис”. Может “их шейхи” боялись, что посредством знаний аль-Исмаили они перейдут от мрака “ташбиха” к свету “танзиха”?! Причина же проявления “аль-бара” к имаму аль-Исмаили была в том, что он был авторитетным мухаддисом, великим имамом, на убеждениях ашаритов – “Ахлю Сунна”.  

Имам аль-Исмаили писал, излагая убеждения суннитов, после того как упомянул сифат “йад”:

ولا يعتقد فيه الأعضاء ، والجوارح ، ولا الطول والعرض ، والغلظ ، والدقة ، ونحو هذا مما يكون مثله في الخلق ، فإنه ليس كمثله شيء تبارك وجه ربنا ذو الجلال والإكرام 

«Тут не следует иметь убеждение о частях тела или органах, длине или ширине, твердости или мягкости, и подобном этому из описаний творений. Поистине “нет ничего подобного Ему”».

Подобные утверждения, как известно, режут слух у ваххабитов.

Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 гг. по хиджре) писал о нем: 

قال حمزة بن يوسف : سمعت الدارقطني يقول : قد كنت عزمت غير مرة أن أرحل إلى أبي بكر الإسماعيلي فلم أرزق  قال القاضي أبو الطيب الطبري : دخلت جرجان قاصدا إلى أبي بكر الإسماعيلي وهو حي , فمات قبل أن ألقاه قال الحاكم : كان الإسماعيلي واحد عصره , وشيخ المحدثين والفقهاء , وأجلهم في الرئاسة والمروءة والسخاء , ولا خلاف بين العلماء من الفريقين وعقلائهم في أبي بكر .

«Хамза ибн Юсуф сказал: “Я слышал, как ад-Даракутни говорил: “Сколько раз я намеревался отправиться к Абу Бакру аль-Исмаили, но, к сожалению так и не смог”. Аль-Кади Абу ат-Тайиб ат-Табари сказал: “Я вошел в Джурджан с целью встретиться с Абу Бакром аль-Исмаили, когда он был еще живым. Но он умер до того как я его встретил”. Аль-Хаким сказал: “Аль-Исмаили был уникальным ученым своего времени. Шейх мухаддисов и факихов, самый достойнейший из них. Никто не разногласил о нем среди ученых”». («Сияр а’лям ан-нубаля», 12/314)

Как видите, даже такой авторитетный мухаддис ад-Даракутни (306-385 гг. по хиджре), которого, кстати, современные мушаббиха пытаются приписать к “своим” хотел отправиться к Абу Бакру аль-Исмаили для получения от него знаний. И по свидетельству аль-Хакима среди ученых не было сомнений относительно аль-Исмаили.

3. Абу Нуайм аль-Асбахани

Абу Исмаил аль-Харави писал также про хафиза Абу Нуайма аль-Асбахани:

وسمعت زيد بن محمد الأصبهاني وغيره: أن أهل أصبهان كانوا إذا رأوا إنساناً يدنو من أبي نعيم الحافظ؛ حصبوه 

«Я слышал от Зайда ибн Мухаммада аль-Асбахани и других: “Поистине жители Асбахана когда видели человека приближающегося к Хафизу Абу Нуайму, то побивали его камнями (или посылали проклятия)”». («Замм аль-Калям», 4/417)

Комментируя это ваххабит Абдуллах ибн Мухаммад аль-Ансари говорит в своем “тахкыке” к книге «Зумм аль-Калям»:

وذلك لان ابا نعيم كان له ميل الى مذهب ابي الحسن الاشعري في معتقده قبل رجوع ابي الحسن الاشعري الى مذهب السلف في الاعتقاد وتركه عقيدة ابن كلاب 

«И это потому что Абу Нуайм склонялся к мазхабу Абуль-Хасана аль-Аш’ари в убеждениях до того, как Абуль-Хасан возвратился к мазхабу “саляф” в убеждениях и оставил убеждении Ибн Куляба».

Иными словами, он хочет сказать, что хафиз Абу Нуайм придерживался тех убеждений, от которых сам имам аль-Аш’ари позже отказался. Это известная ложь ваххабитов о третьем этапе имама аль-Аш’ари. На самом же деле Абу Нуайм аль-Асбахани придерживался акыды “ахлю-Сунна” – той акыды, к которой вернулся имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари после покаяния от акыды му’тазилитов. Во многих книгах по истории описывается этот неоспоримый факт.

Хафиз Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали сказал об Абу Нуайме аль-Асбахани в книге «альМунтазам» (15/268):

وكان يميل إلى مذهب الأشعري ميلا كثيرا 

«И он склонялся к мазхабу ашаритов, проявляя большие симпатии».

Хафиз аз-Захаби писал в «Сияр а’лям ан-Нубаля»:

وكان بين الأشعرية والحنابلة تعصب زائد يؤدي إلى فتنة ، وقيل وقال ، وصداع طويل ، فقام إليه أصحاب الحديث بسكاكين الأقلام ، وكاد الرجل يقتل . قلت : ما هؤلاء بأصحاب الحديث ، بل فجرة جهلة ، أبعد الله شرهم .

«Между ашаритами и ханбалитами был чрезмерный фанатизм, который приводил к смуте, спорам, и долгой междоусобице. Затем против него – т.е. хафиза Абу Нуайма аль-Асбахани – поднялись с ножами приверженцы хадиса (“асхабуль-хадис”) и чуть было не убили этого человека.

Я скажу: Они не были из приверженцев хадиса (“асхабуль-хадис”), напротив, они были невежественными нечестивцами, да отдалит Аллах их зло!».

Также аз-Захаби писал о нем: 

قال أبو محمد السمرقندي : سمعت أبا بكر الخطيب يقول : لم أر أحدا أطلق عليه اسم الحفظ غير رجلين ; أبو نعيم الأصبهاني وأبو حازم العبدُويي . قال حمزة بن العباس العلوي : كان أصحاب الحديث يقولون : بقي أبو نعيم أربع عشرة سنة بلا نظير , لا يوجد شرقا ولا غربا أعلى منه إسنادا , ولا أحفظ منه . وكانوا يقولون : لما صنف كتاب “الحلية” حمل الكتاب إلى نيسابور حال حياته , فاشتروه بأربع مائة دينار .

«Сказал Абу Мухаммад ас-Самарканди: Я слышал Абу Бакра аль-Хатыба, как он говорил: “Я не видел, чтобы кого-то назывались хафизом, кроме двух мужчин: Абу Нуайм аль-Асбахани и Абу Хазим аль-Абдуийи”. 

Сказал Хамза ибн аль-Аббас аль-Аляви: “Ученые хадиса говорили: “14 лет Абу Нуайм не имел подобного себе на востоке и на западе. Не было никого, кто бы имел такой короткий иснад как у него, и того, кто бы знал хадисы, так как он”. Они говорили: “Когда он написал книгу “аль-Хилья”, ее отнесли в Найсабур еще при его жизни и продали там за 400 динаров”». («Сияр а’лям ан-нубаля», 17/456)

А теперь представьте себе кучку невежд забрасывающих камнями студентов пытающихся услышать хотя бы один хадис с иснадом из уст такого великого мухаддиса.  

 4. Абу Зарр аль-Харави

Абу Исмаил аль-Харрави писал про хафиза Абу Зарра аль-Харави:

سمعت الحسن بن أبي أسامة المكي يقول: سمعت أبي يقول: لعن الله أبا ذر؛ فإنه أول من حمل الكلام إلى الحرم، وأول من بثه في المغاربة

«Я слышал Хасана ибн Абу Усаму аль-Макки, который сказал: Я слышал моего отца говорившего: “Пусть Аллах проклянет Абу Зарра! Он был первым кто принес “Аль-Калям” в Мекку и он был первым кто распространил его среди жителей Магриба (Сев. Африка)”». («Зумм аль-Калям», 5/412)

Абу Зарр аль-Харави – хафиз, имам, аскет. Придерживался акыды “ахлю-Сунна”, был ашаритом.

Имам Кади Ийяд аль-Малики (476-544 гг. по хиджре) писал о нем: 

كان رحمه الله، مالكي المذهب، إماماً في الحديث حافظاً له، ثقة ثبتاً متفنناً، واسع الرواية متحرياً في سماعة، كثير المعرفة بالصحيح، والسقيم، وعلم الرجال. حسن التأليف في ذلك كثيراً. وكان مع ذلك زاهداً متقشفاً، فاشلاً متقللاً. نزل مكة، وجاور بها أزيد من ثلاثين سنة. وكان سكن منها بسراة بني سبابة. قال أبو محمد الشتنجالي: من رأى أبا ذر، رآه على هدى السلف الصالح من الصحابة، والتابعين. رضي الله عنهم. قال حاتم بن محمد: كان أبو ذر مالكياً خيراً، فاضلاً متقللاً من الدنيا، بصيراً بالحديث وعلله، ويميّز الرجال. 

«Он следовал маликитскому мазхабу, был имамом и знатоком в хадисе, доверенным, непоколебимым, знающим разные виды наук. Имел обширные знания о риваятах и проявлял исследования в передачах передатчиков. Много знал достоверные и слабые хадисы и также имел знания о передатчиках. По этому поводу он много составил книги. Вместе с этим он был аскетом, воздержанным и довольствующим малым. Проживал в Мекке более 30 лет. Он жил в центре племени Бану Сабаба. 

Сказал Абу Мухаммад аш-Шантаджали: “Тот, кто видел Абу Зарра, видел его на пути праведных предшественников из сподвижников и табиинов, да будет доволен ими Аллах”. 

Сказал Хатам бин Мухаммад: “Абу Зарр был хорошим маликитом, довольствовался малым в мирском. Знал хадисы и его науки и мог отличать сильных и слабых передатчиков”».

Также он писал: 

وأخذ عن أبي بكر الباقلاني، وأبي بكر بن فورك من متكلمي أهل السنّة حظاً من علم الاعتقاد، وسكن الحرم وجاور فيه، الى أن مات ناشراً للعلم.

«Он взял от Абу Бакра аль-Бакиляни и Абу Бакра ибн Фурака, – которые являлись мутакаллимами “ахлю Сунны” – долю из науки об убеждениях. Жил в Мекке, до конца своих дней распространяя знания». («Тартиб аль-Мадарик», 7/231-232)

Хафиз аз-Захаби писал:

قال أبو الوليد الباجي في كتاب “اختصار فرق الفقهاء” من تأليفه في ذكر القاضي ابن الباقلاني : لقد أخبرني الشيخ أبو ذر وكان يميل إلى مذهبه ، فسألته : من أين لك هذا ؟ قال : إني كنت ماشيا ببغداد مع الحافظ الدارقطني ، فلقينا أبا بكر بن الطيب فالتزمه الشيخ أبو الحسن ، وقبل وجهه وعينيه ، فلما فارقناه ، قلت له : من هذا الذي صنعت به ما لم أعتقد أنك تصنعه وأنت إمام وقتك ؟ فقال : هذا إمام المسلمين ، والذَّابُّ عن الدين ، هذا القاضي أبو بكر محمد بن الطيب . قال أبو ذر : فمن ذلك الوقت تكررت إليه مع أبي ، كل بلد دخلته من بلاد خراسان وغيرها لا يُشار فيها إلى أحد من أهل السُّنة إلا مَنْ كان على مذهبه وطريقه

قلت : هو الذي كان ببغداد يناظر عن السنة وطريقة الحديث بالجدل والبرهان ، وبالحضرة رءوس المعتزلة والرافضة والقدرية وألوان البدع ، ولهم دولة وظهور بالدولة البويهية ، وكان يرد على الكرامية ، وينصر الحنابلة عليهم ، وبينه وبين أهل الحديث عامر ، وإن كانوا قد يختلفون في مسائل دقيقة ، فلهذا عامله الدارقطني بالاحترام

قال الحسن بن بقي المالقي : حدثني شيخ قال : قيل لأبي ذر : أنت هروي فمن أين تمذهبت بمذهب مالك ورأي أبي الحسن ؟ قال : قدمت بغداد . فذكر نحوا مما تقدم في ابن الطيب . قال : فاقتديت بمذهبه . 
قال عبد الغافر بن إسماعيل في “تاريخ نيسابور” : كان أبو ذر زاهدا ، ورعا عالما ، سخيا لا يدخر شيئا ، وصار من كبار مشيخة الحرم ، مشارا إليه في التصوف ، خرّج على “الصحيحين” تخريجا حسنا ، وكان حافظا ، كثير الشيوخ

«Сказал Абуль-Валид аль-Баджи в своей книге «Ихтисару фурукъиль фукаха» при упоминании аль-Кадия ибн аль-Бакилляни: “Рассказал мне шейх Абу Зарр, – а он был склонен к мазхабу аль-Бакилляни –, когда я спросил его о причине того, что он выбрал его мазхаб (т.е. ашаритский). Он (Абу Зарр) ответил: “Шли мы пешком в Багдад вместе с хафизом ад-Даракутни и встретили Абу Бакра ибн Таййиба аль-Бакилляни. Абуль-Хасан ад-Даракутни подошел к нему и поцеловал его в лоб и в глаза. Когда же мы расстались с аль-Бакилляни я спросил у ад-Даракутни: “Кто же это такой, которому ты оказал такие почести, я и не думал, что ты так сделаешь ведь ты имам своего времени?!” Он сказал: “Это имам мусульман, защитник религии, это Кади Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Таййиб”.

Сказал Абу Зарр: “С этого времени я часто начал ходить к нему с моим отцом и в каждом городе Хорасана в который бы я не вошел мне указывали на ученого Ахлю Сунны который держался мазхаба аль-Бакилляни (т.е. ашаритской акыды)”.

Я скажу: Он (аль-Бакиллани) тот, кто в Багдаде вел диспуты за сунну и путь хадиса посредством доводов с главарями му’тазилитов, рафидитов, кадаритов и различных новшеств. У них была династия и распространялись они посредством династии Бувейхия. Он также опровергал каррамитов и помог ханбалитам против них. Между ним и “ахлю аль-хадис” было превосходство (в отношениях), хоть они и разногласили в некоторых тонких вопросах. Из-за этого к нему очень уважительно и почтенно относился ад-Даракутни…

Сказал аль-Хасан бин Букай аль-Малики: “Рассказал мне мой шейх, что спросили Абу Зарра: “Ты из племени “Харави” и как же ты стал следовать мазхабу Малика и придерживаться мнения Абуль-Хасана аль-Аш’ари?” Он рассказал ту историю про Багдад, где он узнал про аль-Бакилляни и сказал, что после этого начал следовать его мазхабу (т.е. ашаритской акыде).

Абдуль-Гъафир ибн Исмаил сказал в «Тарих ан-Найсабур»: “Абу Зарр был аскетом и богобоязненным ученый. Щедрым (ничем не запасался). Он стал большим шейхом в Мекке, чьи слова приводятся в книгах тасаввуфа. Написал он “тахридж” на сборники аль-Бухари и Муслима. Был он хафизом и учился у многих шейхов». («Сияр а’лям ан-нубаля», 17/588)

5. Абу Усман ас-Сабуни

Абу Исмаил аль-Харави писал о шейх уль-исламе Абу Усмане ас-Сабуни:

وسمعت عبد الله بن أبي نصر المؤدب يقول: ما صلى ابو نصر الصابوني على أبيه للمذهب 

«Я слышал, как Абдуллах ибн Абу Наср аль-Муаддиб говорил: “Абу Наср ас-Сабуни не совершил джаназа-намаз на своего отца (Абу Усмана) из-за его мазхаба”». («Замм аль-Калям», 4/421)

Абу Усман ас-Сабуни – это шейх уль-Ислам, он был из “ахлю-Хадис”. Ваххабиты пытаются и его приписать к “своим”. 

Известный мухаддис, хафиз Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки аль-Ашари (384-458 гг. по хиджре) говорил о нем:

إنه إمام المسلمين حقا ، وشيخ الإسلام صدقا ، وأهل عصره كلهم مذعنون لعلو شأنه فِي الدين ، والسيادة ، وحسن الاعتقاد ، وكثرة العلم ، ولزوم طريقة السلف 

«Поистине он настоящий имам мусульман, и истинный шейх уль-Ислам. Все его современники покорно признают величину его положения в религии, его главенство и верность его убеждений [акыды], величину знаний, и приверженность к пути салафов». («Табакат аш-Шафиия аль-кубра», 3/123)

Все, кроме приверженцев нововведений признают верность убеждений Абу Усмана ас-Сабуни. 

Аль-Муаддиб утверждает, что сын Абу Усмана ас-Сабуни не совершил за своего отца “джаназа” по причине его мазхаба, т.е. его отец был ашаритом. Но эта история о том, что сын не совершил “джаназа” намаз за своего отца не достоверна, так как Абу Усман ас-Сабуни умер позже своего сына, как это понятно из книги «Тарих ад-Димашк». А Аллах знает лучше.

То, что имам Абу Усман ас-Сабуни был ашаритом не вызывает у нас никаких сомнений. 

Ибн Асакир упоминает, что в числе тех, кто подписался под фетвой Абуль-Касима аль-Кушейри в поддержку пути ашаритов были его современники – Абу Усман ас-Сабуни и его сын Абу Наср. 

Также хафиз Ибн Асакир (499-571 гг. по хиджре) писал:

ولم يزل كتاب الإبانة مُستصوباً عند أهل الديانة ، وسمعت الشيخ أبا بكر أحمد بن محمد بن إسماعيل بن محمد بن بشار البوشنجي المعروف بالخسروجـردي الفقيه الزاهد يحكي عن بعض شيوخه أن الإمام أبا عثمان إسماعيل بن عبد الرحمن بن أحمد الصابوني النيسابوري ما كان يخرج إلى مجلس درسه إلا وبيده كتاب الإبانة لأبي الحسن الأشعري ، ويظهر الإعجاب به ، ويقول : ماذا الذي يُنكر على من هذا الكتاب شرح مذهبه . فهذا قول الإمام أبي عثمان وهو من أعيان أهل الأثر بخراسان

«Учёные всегда признавали значимость книги «Аль-Ибана», и я слышал, как Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн Исмаил ибн Мухаммад ибн Башар аль-Бушунуджи, известный как аль-Хасруджарди, факих и аскет, передавал от одного из своих шейхов, что имам Абу Усман Исмаил ибн Абдруррахман ибн Ахмад ас-Сабуни ан-Найсабури не выходил на урок без книги «аль-Ибана» Абуль-Хасана аль-Аш’ари в руках, и все удивлялись, а он говорил: «Что может опровергнуть то, что есть в этой книге?». Это слова имама Абу Усмана, одного из великих ученых-хадисоведов». («Табйин казб аль-муфтари», стр. 389)

Такое отношение было у Абу Усмана ас-Сабуни к имаму аль-Аш`ари в то время как книга «Зумм аль-Калям» наполнена ложью и проклятьями в адрес имама. 

Таджуддин ас-Субки писал в биографии Абу Усмана ас-Сабуни:

وأما المجسمة بمدينة هراة ، فلما ثارت نفوسهم من هذا اللقب عمدوا إلى أَبِي إسماعيل عَبْد اللَّه بن محمد الأنصاري صاحب كتاب ( ذم الكلام ) ، فلقبوه بشيخ الإسلام ، وكان الأنصاري المشار إليه رجلا كثير العبادة ، محدثا ، إلا أنه يتظاهر بالتجسيم والتشبيه ، وينال من أهل السنة ، وقد بالغ فِي كتابه ( ذم الكلام ) ، حتى ذكر أن ذبائح الأشعرية لا تحل ، وكنت أرى الشيخ الإمام يضرب على مواضع من كتاب ( ذم الكلام ) ، وينهى عن النظر فيه. وللأنصاري أيضا كتاب ( الأربعين ) ، سمتها أهل البدعة ( الأربعون فِي السنة ) ، يقول فيها : باب إثبات القدم لله ، باب إثبات كذا وكذا.
وبالجملة كان لا يستحق هذا اللقب ، وإنما لقب به تعصبا ، وتشبيها له بأبي عثمان ، وليس هو هناك ، وكان أهل هراة فِي عصره فئتين ، فئة تعتقده ، وتبالغ فيه ، لما عنده من التقشف والتعبد ، وفئة : تكفره ، لما يظهره من التشبيه. ومن مصنفاته التي فوقت نحوه سهام أهل الإسلام : كتاب ( ذم الكلام ) ، وكتاب ( الفاروق فِي الصفات ) ، وكتاب ( الأربعين ) ، وهذه الكتب الثلاثة أبان فيها عن اعتقاد التشبيه ، وأفصح. وله قصيدة فِي الاعتقاد ، تنبئ عن العظائم فِي هذا المعنى ، وله أيضا كتاب ( منازل السائرين ) فِي التصوف. وكان الشيخ تقي الدين أَبُو العباس ابن تيمية ، مع ميله إليه يضع من هذا الكتاب ، أعني ( منازل السائرين ). قال شيخنا الذهبي : وكان يرمي أَبَا إسماعيل بالعظائم ، بسبب هذا الكتاب ، ويقول : إنه مشتمل على الاتحاد. قلت : والأشاعرة يرمونه بالتشبيه ، ويقولون : إنه كان يلعن شيخ السنة أَبَا الْحَسَن الأشعري ، وأنا لا أعتقد فيه أنه يعتقد الاتحاد ، وإنما أعتقد أنه يعتقد التشبيه ، وأنه ينال من الأشاعرة ، وأن ذلك بجهله بعلم الكلام ، وبعقيدة الأشعرية ، فقد رأيت أقواما أتوا من ذلك. وكان شديد التعصب للفرق الحنبلية ، بحيث كان ينشد على المنبر ، على ما حكى عنه تلميذه مُحَمَّد بْن طاهر : أنا حنبلي ما حييت وإن أمت فوصيتي للناس أن يتحنبلوا وترك الرواية عن شيخه القاضي أَبِي بَكْر الحيري ، لكونه أشعريا ، وكل هذا تعصب زائد ، برأنا اللَّه من الأهواء.

«Что касается “муджассима” города Харат, когда их нафс разбушевался из-за этого звания (т.е. из-за звания “Шейх уль-Ислам” которым нарекли Абу Усмана ас-Сабуни), они отправились к Абу Исмаилу Абдуллах ибн Мухаммад аль-Ансари автору книгу «Зумм аль-Калям» и назвали его “шейх уль-Исламом”. Аль-Ансари был человеком много поклоняющимся, мухаддисом, если не считать того, что он выявлял “таджсим” и “ташбих”, а также порочил “ахлю Сунну”. В своей книге «Зумм аль-Калям» он чрезмерствовал до такой степени, что даже упомянул, что заколотое ашаритами животное не дозволенно. Я видел как шейх, имам (т.е. Такъиюддин ас-Субки – отец Таджуддина) стучал по некоторым местам из книги «Зумм аль-Калям» и предостерегал от заглядывания в неё. 

У аль-Ансари также есть книга «аль-Арбаин». Приверженцы нововведений назвали ее «аль-Арбаин фи Суннати». Он говорит в ней: раздел утверждения стопы Аллаху, раздел утверждение чего-то, чего-то.

В общем, он не заслуживает этого звания. Оно ему было присуждено проявлением фанатизма и из-за того, что был похож на Абу Усмана, а этого здесь вовсе не было. Жители Харат в его время разделились на две группы: группа, которая верила в него, и проявляла чрезмерность, и все из-за его аскетизма и поклонения; также группа, которая обвиняла в неверии из-за его “ташбиха”.

Из его книг, которые пробудили в отношении него стрелы приверженцев Ислама – это книги «Зумм аль-Калям», «аль-Фаруук фи Сыфати» и «аль-Арбаин». В этих трех книгах он ясно говорит об убеждениях “ташбиха”. Также у него есть книга «Маназилю Саирин» по тасаввуфу. Шейх Такъиюддин Абуль-Аббас ибн Таймийя вместе с тем, что был склонен к нему, но все же унизил эту книгу, т.е. «Маназилю Саирин».

Наш шейх аз-Захаби сказал: “Абу Исмаила порицали из-за этой книги”. Он говорил: “Эта книга содержит в себе “иттихад” (убеждения слияния с Аллахом)”.

Я скажу: Ашариты обвиняют его в “ташбихе”, и говорят, что он проклинал шейха Сунны Абуль-Хасана аль-Аш’ари. Но я не думаю, что он имел убеждения “иттихада”, однако убежден, что он исповедовал “ташбих” и порочил ашаритов. Это было из-за его не знания науки “калам” и акыды ашаритов. Я видел людей, которые пошли по этому пути. Он был человеком фанатичным к группе ханбалитов, до такой степени, что аж воспевал на минбаре, как об этом передал его ученик Мухаммад ибн Тахирb: “Я буду ханбалитом пока жив, а когда умру, то мое завещание людям чтобы и они стали ханбалитами”. Он оставил риваяты которые передавал его шейх кади Абу Бакр аль-Хайри из-за его ашаритских убеждений. Все это фанатизм, и да очистит нас Аллах от страстей». (Таджуддин ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-Кубра», 4/272)

 

Похожие материалы