О словах «Бог есть любовь»

В одной из песен популярной исполнительницы Умм Кульсум содержались слова: «Аллах есть любовь». И простой невежественный народ подхватил эти слова и теперь время от времени напевает их. И понесла Умм Кульсум на своих плечах грех распространения этого выражения и повторения его среди людей. Ведь употребление данных слов — харам, с точки зрения Шариата. Более того, эти слова однозначно являются неверием, если человек понимает смысл этого выражения и относит его ко Всевышнему Аллаху в качестве характеристики. Приведем причины, по которым слова «Аллах есть любовь» являются запретными: 

1. Данные слова заимствованы у христиан, которые постоянно говорят: «Бог есть любовь», — и сделали это утверждение отличительным признаком своей религии, и поставили таблички с этим выражением на свои письменные столы в качестве кредо. Поэтому не дозволено нам, мусульманам, использовать данное изречение каким-либо образом, так как неверующие христиане не отказываются от того, чтобы приписывать Всевышнему Аллаху не подобающие Его величию характеристики. Так, например, они заявляют, что Всевышний Аллах — одна из ипостасей троицы или что Всевышний является отцом Исы, алейхи ссалям. Чист Всевышний Аллах от того, что приписывают Ему нечестивые! Следовательно, мусульманам запрещено приписывать Всевышнему Аллаху любые атрибуты, исповедание истинности которых является отличительным признаком иудеев и христиан. Запрещено мусульманам подражать в этом неверным. 

2. Любовь сотворена Всевышним Аллахом. А отличие от сотворенного для Творца является необходимым, подобно тому, как изготовивший ту или иную вещь отличен от этой вещи. Если, с точки зрения языка и принятого среди людей обычая (урф), неправильно называть изготовившего ту или иную вещь по имени самой вещи (например, называть дверью изготовившего ее столяра или мостом спланировавшего его инженера-строителя, исходя из того, что дверь и мост — дело рук этих двоих), равным образом неправильно и запрещено называть Всевышнего Аллаха любовью, которая входит в число сотворенных Аллахом вещей и является местом приложения Могущества (аль-Кудра) Всевышнего Аллаха. 

3. Слово «любовь», согласно языковому значению, — это влечение сердца к полюбившейся вещи. Так, например, любовь к женщине есть влечение мужского сердца к ней по причине ее красоты. Любовь к имуществу есть влечение сердца к накоплению. Любовь к благодеянию представляет собой влечение сердца к совершению хороших дел. Иными словами, любовь в этих случаях есть преходящее состояние сердца человека или животного. Следовательно, назвать Всевышнего Аллаха любовью означает, по сути, что Всевышний есть акциденция (аль-арад) или преходящее состояние сердца, будь то животного или человека. Нет сомнения в том, что подразумевать подобный смысл в отношении Всевышнего Аллаха — это куфр, согласно единодушному мнению мусульманских ученых, потому что Всевышний Аллах не является телом, как и не является акциденцией, и Его Сущность абсолютно не подобна сифатам сотворенного. Всевышний Аллах говорит в суре «Аш-Шура» (11-й аят):

«И нет ничего подобного Ему».

4. Помимо того, что любовь есть акциденция или сердечное состояние, она часто связана с вещами, которые ненавидит Всевышний Аллах. Так, среди людей есть те, кто полюбил «куфр», или те, кто любит убивать. Среди них есть и те, кто любит прелюбодеяние или винопитие и т. п. И если ты скажешь: «Аллах есть любовь», — то ты автоматически описываешь Его любовью к куфру, убийству не по праву, прелюбодеянию и т. п., что является проявлением неверия с твоей стороны. Однако нам могут возразить, сказав, что под выражением: «Аллах есть любовь», — нужно понимать «любовь людей друг к другу» или «любовь к совершению добра». На это мы ответим: «Данная версия толкования, помимо того, что она неправильна, с точки зрения языка, не может быть полезной для вас, поскольку слова «Аллах есть любовь» заключают в себе самый общий смысл, объемлющий абсолютно все разновидности любви. Поэтому конкретизация этого общего значения теми версиями толкования, которые вы приводите, не может быть полезной для вас, так как подобное толкование не подтверждает никакое сильное и ясное доказательство». 

5. Данное выражение («Аллах есть любовь») ведет к ограничению смысла имени «Аллах» одной любовью, что является явной ложью в отношении Всевышнего Аллаха и противоречит действительному положению дел. Известно, что Всевышний Аллах ненавидит неверующих, ненавидит лицемеров, ненавидит нечестивых, ненавидит убийц не по праву, ненавидит высокомерных. Можно утверждать, что вещей, которые ненавидит Всевышний Аллах больше, чем вещей, на которые распространяется Его любовь, поскольку приверженцев куфра, нечестия и ослушания гораздо больше, чем людей веры и покорности. Высказанное нами положение доказывают следующие слова Всевышнего Аллаха: «Большая часть людей — неверующие, даже если ты страстно будешь желать этого (т. е. их веры)» (Сура «Юсуф», аят 103), — а также слова Всевышнего Аллаха: «Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха» (Сура «Аль-Ан’ам», аят 116). Следовательно, однозначно запрещено описывать Всевышнего Аллаха атрибутом, в котором содержится ложь в отношении Него, как, например, в этом мерзком выражении: «Аллах есть любовь». 

6. Исламские ученые вынесли решение о запрете описания Всевышнего Аллаха сифатами, которыми Он не описал Себя в Коране или достоверной Сунне. При этом ни в Коране, ни в каком-либо из достоверных хадисов не говорится, что Всевышний Аллах есть любовь. Данные слова, как мы об этом уже говорили, целиком взяты от христиан, поэтому не дозволено описывать ими Всевышнего Аллаха. 

7. Описание Всевышнего Аллаха словами: «Аллах есть любовь», — является неверием в Его прекрасные имена. Мы знаем, что Всевышний Аллах пригрозил в Коране «мульхидам», которые отрицают имена Аллаха или заменяют их другими не подобающими Его величию именами, в следующем выражении:

«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что творили» (Сура «аль-Араф», аят 180).

«Аль-ильхад» в отношении прекрасных имен Всевышнего Аллаха означает называть Его именами, которыми Он Себя никогда не называл и которые не подобают Его Величию. По этому поводу аз-Замахшари сказал: «Подобно тому, как мы слышим от бедуинов, которые говорят по своему невежеству, следующее: «О отец достоинств!» — или: «О белолицый!»» И слова: «Аллах есть любовь», — подобны этим изречениям бедуинов, которые передал от них аз-Замахшари, даже более мерзки, ибо указывают на то, что Всевышний Аллах есть акциденция, находящая свое бытие в другом, как об этом было сказано выше. 

8. Исламские ученые сказали, что, когда тот или иной термин содержит в себе два значения, одно из которых дозволено употреблять в отношении Всевышнего Аллаха, в то время как другое предполагает недостаток, запрещено употреблять данное слово в отношении Всевышнего Аллаха, даже если при этом иметь в виду первый правильный смысл. Всё это — для того, чтобы воспрепятствовать выявлению второго неподобающего смысла. Для более ясного понимания данного правила ученые приводят следующий пример с понятием необходимого знания (аль-ильму ад-дарури), которое появляется в человеке без приложения с его стороны каких-либо усилий. Смысл данного вида познания включает в себя два элемента: 

1. Это познание, которое не основывается на предварительном наблюдении и логическом умозаключении. И Знание Всевышнего Аллаха также не является плодом наблюдения и логического рассуждения. Тем не менее, его (Знание Аллаха) нельзя называть словом «ад-дарурий», чтобы предотвратить выявление второго значения, которое содержит термин «ад-дарурий» (необходимый) и которое указывает на недостаток в отношении Всевышнего Аллаха. 

2. Этот вид познания также характеризуется тем, что появляется в человеке без его на то воли, и человек не в силах отстранить данное знание от себя. А Всевышний Аллах свободен от того, чтобы характеризоваться подобным значением, ведь нет ничего, что бы довлело над Ним, ограничивая Его Волю, заставляя прибегнуть к той или иной вещи. Дозволено сказать, что Знание Всевышнего Аллаха — «аль-худуурий», т. е. что информация о всех вещах всегда присутствует в Его знании, что ничто не сокрыто от Него.

Похожие материалы