Вопрос: каково решение об объединении в одном намерении возмещаемого поста месяца Рамадан и желательного поста в месяц Шавваль?
Ответ: хвала Аллаху! Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, Посланнику Аллаха!
В достоверной Сунне установлена желательность поста шести дней месяца Шавваль, согласно хадису из «Сахиха» Муслима. Передается от Абу Аюба Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِن ْشَوَّالٍ، كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ
«Тот, кто постился в месяц Рамадан, а затем в шесть дней месяца Шавваль, подобен тому, кто постился весь год».
Сказал имам ан-Навави (631–676 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) в своем толковании на «Сахих Муслима» (56/8):
فيه دلالة صريحة لمذهب الشافعي وأحمد وداود وموافقيهم في استحباب صوم هذه الستة
«В этом хадисе есть очевидное указание на желательность поста в эти шесть дней согласно мазхабам Аш-Шафии, Ахмада, Давуда и согласных с ними».
Если некто, на ком есть долг по обязательному посту как, например, возмещение поста месяца Рамадан, пост по обету или пост искупления, желает соблюдать этот пост в месяц Шавваль и получить вместе с тем вознаграждение поста шести дней месяца Шавваль, то в этом вопросе в рамках шафиитского мазхаба есть два мнения:
1. Такая картина отвергается по причине того, что возмещаемый пост и пост шести дней месяца Шавваль — отдельные виды поклонения, и их нельзя совмещать в одном намерении.
2. Дозволено объединять намерение на возмещение и на пост шести дней месяца Шавваль, так как суть этого — в занимании этого дня постом. В этом вопросе проводится аналогия с достижением сунны приветственного намаза совершением любого намаза при вхождении в мечеть, а также аналогия с достаточностью обязательного купания для выполнения пятничного купания. Однако постящийся не получит в такой ситуации полноценного вознаграждения.
Шейх уль-Азхар Абдуллах аш-Шаркави (1150–1227 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Хашият аля тахрири ли шайхи Закарийа аль-Ансари» (474/1):
ولو صام فيه [أي في شهر شوال] قضاء عن رمضان أو غيره نذراً أو نفلاً آخر، حصل له ثواب تطوعها؛ إذ المدار على وجود الصوم في ستة أيام من شوال…، لكن لا يحصل له الثواب الكامل المترتب على المطلوب إلا بنية صومها عن خصوص الست من شوال، ولاسيما من فاته رمضان؛ لأنه لم يصدق أنه صام رمضان وأتبعه ستاً من شوال
«Если в месяц Шавваль соблюдать возмещаемый пост или пост по обету, либо же другой желательный пост, то ему зачтется и соблюдение желательного поста месяца Шавваль, так как суть сводится к наличию поста в шесть дней месяца Шавваль. Однако в таком случае не достигается полноценное вознаграждение, связанное с конечной целью, кроме как с отдельным намерением на пост шести дней месяца Шавваль, особенно в случае упущения поста в месяц Рамадан, так как о нем нельзя сказать: “Он постился в месяц Рамадан, а затем в шесть дней месяца Шавваль”».
Имам Шамсуддин ар-Рамли (919–1004 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Нихаят аль-Мухтадж» (3/208):
ولو صام في شوال قضاء أو نذراً أو غيرهما أو في نحو يوم عاشوراء حصل له ثواب تطوّعه، كما أفتى به الوالد رحمه الله تعالى تبعاً للبارزي والأصفوني والناشري والفقيه علي بن صالح الحضرمي وغيرهم، لكن لا يحصل له الثواب الكامل المرتب على المطلوب
«Возмещающий пост в месяце Шавваль, либо соблюдающий пост по обету или другой пост, либо делающий это в день Ашура, получит также вознаграждение за желательный пост этого дня, согласно фетве отца (Шихабуддина ар-Рамли, да смилуется над ним Аллах), последовав в этом за Аль-Баризи, Аль-Асфуни, Ан-Нашири, факихом Али бин Салих аль-Хадрами и другими. Однако в таком случае он не получает полноценное вознаграждение, связанное с конечной целью».
Мы увидели дозволенность объединения поста в месяц Шавваль с намерением на возмещение, несмотря на то, что более предусмотрительно будет соблюдать их отдельно, так как в этом большее вознаграждение и выход из разногласия с теми, кто запрещает это делать.
И мы обращаем внимание на то, что намерение, которое необходимо совершить ночью, это намерение на возмещение. Что касается намерения на желательный пост месяца Шавваль, то его необязательно совершать ночью. А Всевышний Аллах знает лучше!
Источник: www.aliftaa.jo