С именем Аллаха, Милостивого и Милующего. Да благословит Аллах и приветствует Своего Посланника, его семейство и сподвижников. А затем.
Еще с давних времен обет был одним из обычаев как среди арабов, так и среди других народов. Так, имам аль-Куртуби в своем тафсире говорит о том, что обет был одной из часто практикуемых традицией в жизни арабов. Более того, мы не найдем ни одну общину, в которой бы не был распространен обет. Начиная с Адама (мир ему) и вплоть до нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) есть немало примеров тому, что люди давали обет. Сообщается, что Абу Суфьян после поражения в битве при Бадре дал обет, что вода не коснется его головы, пока он не сразится с мусульманами.
В этой статье мы узнаем о том, что такое обет, какого вида он может быть, его положение с точки зрения Шариата, а также рассмотрим действия, которые необходимо совершить в случае неисполнения обета.
Определение термина «ан-назр» (обет)
Лексическое значение
Ибн Манзур (630-711 гг.х.) пишет:
النَّحْبُ، وَهُوَ ما يَنْذِرُه [يَنْذُرُه] الإِنسان فَيَجْعَلُهُ عَلَى نَفْسِهِ نَحْباً وَاجِبًا
«Это обязательный обет, который человек берет на себя»[1].
Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 гг.х.) пишет:
وهو لغة: الوعد بخير أو شر
«Обет в лексическом значении — это обещание сделать что-либо хорошее или плохое»[2].
Шариатское значение
Аль-Хатыб аш-Ширбини (ум. 977 г.х.) пишет:
الوعد بخير خاصة
«Это обещание сделать что-то хорошее и только»[3].
Мухаммад аз-Зухайли пишет:
التزام قربة لم تتعين في الشرع, إما مطلقا أو معلقا
«Обет — это обязательство безусловно или при определенных условиях совершить богоугодное деяние, которое не является индивидуальной обязанностью (фардуль айн) по Шариату»[4].
Таким образом обет (назр) в Исламе представляет собой добровольное обязательство, которое человек берет на себя, чтобы совершить определенное благодеяние, выражая благодарность Аллаху, стремясь к Его довольству и пытаясь приблизиться к Нему, или же ради избавления от болезней и постигших бед. Шариат настоятельно рекомендует приводить в исполнение обещанное, поскольку религия в категоричной форме порицает того, кто намеревается совершить какое-то благо, но не воплощает его в реальность.
Также следует отметить, что обет дается лишь в том, что является поклонением (ибадат). Обет, данный на совершение дозволенного, нежелательного или вовсе запретного поступка недействителен, как мы отметим далее.
Аяты и хадисы об обете
Всевышний Аллах сказал:
يُوفُونَ بِالنَّذْرِ وَيَخَافُونَ يَوْمًا كَانَ شَرُّهُ مُسْتَطِيرًا
«Они (праведники — это те, которые) исполняют обеты»[5].
Ибн Касир (701-774 гг.х.) в толковании этого аята пишет:
يَتَعَبَّدُونَ لِلَّهِ فِيمَا أَوْجَبَهُ عَلَيْهِمْ مِنْ [فِعْلِ] الطَّاعَاتِ الْوَاجِبَةِ بِأَصْلِ الشَّرْعِ، وَمَا أَوْجَبُوهُ عَلَى أَنْفُسِهِمْ بِطَرِيقِ النذر
«То есть они поклоняются Аллаху, выполняя как обязательные предписания Шариата, так и те, которые они взяли на себя по обету»[6].
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг.х.) пишет:
يُؤْخَذُ مِنْهُ أَنَّ الْوَفَاءَ بِهِ قُرْبَةٌ لِلثَّنَاءِ عَلَى فَاعِلِهِ، لَكِنَّ ذَلِكَ مَخْصُوصٌ بِنَذْرِ الطَّاعَةِ
«Из этого аята следует, что выполнение обета является поклонением, поскольку Аллах похвалил того, кто его исполняет. Но это касается лишь обета на поклонение»[7].
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: مَنْ نَذَرَ أَنْ يُطِيعَ اللَّهَ فَلْيُطِعْهُ، وَمَنْ نَذَرَ أَنْ يَعْصِيَ اللَّهَ فَلَا يَعْصِهِ
Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто дал обет покорности Аллаху, пусть исполняет его, а кто дал обет ослушаться Аллаха, пусть не ослушается Его»[8].
Имам ибн Раслян аш-Шафии (ум. в 844 г.х.) пишет:
النذر في الطاعة يجب الوفاء به عند جماعة الفقهاء لمن قدر عليه، وإن كانت تلك الطاعة قبل النذر غير لازمة فبنذره لها وجبت عليه، (ومن نذر أن يعصي الله تعالى فلا يعصه) كمن نذر القتل بغير حق، و الربا، ونذر المرأة الصيام والصلاة في الحيض، فلا ينعقد يمينه ولا يلزمه فيها كفارة يمين على المذهب
«Группа ученых считает, что обет на совершение поклонения должен быть выполнен, если человек способен претворить это в жизнь. Даже если это действие до обета не было обязательным, то с обетом оно становится обязательным. Кто же даст обет ослушаться, то пусть не делает этого, как, например, если человек дает обет убить без права, заниматься ростовщичеством, или же если, например, женщина даст обет поститься или совершать намаз в период менструации, то такой обет не имеет силы; по мнению шафиитского мазхаба на такого человека не налагается обязательность его искупления»[9].
Обязательные части обета и условия его действительности
Обет состоит из обязательных частей, а именно:
1. Дающий обет;
2. Словесная формулировка;
3. Предмет обета;
Тот, кто дает обет, должен соответствовать следующим условиям:
1. Наличие разума и достижение совершеннолетия;
2. Быть мусульманином;
Имам Абу Бакр аш-Шаши (429-507 гг.х.) пишет:
يصح النذر من كل مسلم بالغ عاقل، ولا يصح نذر الكافر
«Действителен обет любого совершеннолетнего и разумного мусульманина, и не действителен обет неверующего»[10].
3. Добровольность в даче обета;
4. Наличие полномочий относительно предмета, на который он дает обет;
Шейхуль-Ислям ан-Навави (631-676 гг.х.) пишет:
قَالَ أَصْحَابُنَا يَصِحُّ النَّذْرُ مِنْ كُلِّ بَالِغٍ عَاقِلٍ مُخْتَارٍ نَافِذِ التَّصَرُّفِ فِيمَا نَذَرَهُ
«Наши ученые шафииты сказали, что обет любого совершеннолетнего, разумного, добровольно принимающего решение и имеющего полномочия относительно того, что он обещает, является действительным»[11].
5. Возможность совершить обет.
Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет:
و زيد: إمكان الفعل، فلا يصح نذر همٍّ صوما لا يطيقه، و لا بعيد عن مكة حجا هذه السنة
«И было добавлено еще одно условие: возможность выполнения действия обета. Поэтому не действителен обет поста престарелого человека, который не в состоянии его выдержать, а также обет хаджа в текущем году для того, кто находится далеко от Мекки»[12].
Условия для словесной формулировки:
Имам Абу Исхак аш-Ширази (393-476 гг.х.) пишет:
ولا يصح النذر إلا بالقول
«Обет не действителен, кроме как с его произнесением»[13].
Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет в книге «Тухфат аль-Мухтадж» (10/127):
وَ [شرط] الصِّيغَةِ لَفْظٌ أَوْ كِتَابَةٌ أَوْ إشَارَةُ أَخْرَسَ تَدُلُّ أَوْ تُشْعِرُ بِالِالْتِزَامِ مَعَ النِّيَّةِ فِي الْكِتَابَةِ وَكَذَا إشَارَةٌ لَمْ يَفْهَمْهَا كُلُّ أَحَدٍ لَا النِّيَّةُ وَحْدَهَا
«Условие формулировки — это произнесение слов, написание с намерением или жест немого, которые указывают или выражают обязательство, которое берет на себя человек. Одного намерения недостаточно»[14].
Условия, распространяющиеся на предмет обета:
1. Обещанное должно быть поклонением;
2. Предмет обета не должен быть индивидуальной обязанностью (фардуль айн).
Таким образом для действительности обета нужно соблюсти указанные выше условия.
Шейхуль-Ислям Закарийя аль-Ансари (823–926 гг.х.) пишет:
و شُرِطَ في المنذور: كونه قربة لم تتعين نفلا كانت أو فرض كفاية لم تتعين
فلو نذر غيرها أي : غير القربة المذكورة؛ من:
- واجب عيني؛ كصلاة الظهر
- أو معصية؛ كشرب خمر، و صلاة بحدث
- أو مكروه؛ كصوم الدهر لمن خاف به ضررا، أو فوت حق
- أو مباحٍ؛ كقيام و قعود، سواء نذر فعله أم تركه لم يصح نذره
«Обуславливается, чтобы обещанное не было индивидуально обязательным поклонением, но являлось желательным действием или тем, что является коллективной обязанностью. Если же человек обязывает себя чем-то иным, кроме упомянутого, то его обет не засчитывается.
Если человек даст обет совершить следующие действия, то его обет будет недействительным:
• То, что является индивидуальной обязанностью каждого верующего (например, обеденная молитва (зухр));
• Грех (например, употребление алкоголя);
• Нежелательное действие (например, соблюдение поста в течение всей жизни), если он боится вреда или нарушения чьего-либо права;
• Дозволенное действие (например, стоять и сидеть) вне зависимости от того, обязывает он себя выполнять его или нет»[15].
Виды обета
1. Назр ляджадж (обет упорства) — это обет совершить поклонение, который человек дает во время гнева, желая тем самым предостеречь себя или кого-либо от совершения какого-то действия, побудить к совершению какого-нибудь благого поступка, или же для того, чтобы подтвердить какое-то событие. С одной стороны, этот вид похож на обет, так как он является обязательством, и с другой стороны напоминает клятву, так как является способом воздержания от какого-либо дела. Именно по этой причине за неисполнение обета полагается такой же штраф, как и в случае нарушения клятвы.
Ибн Хаджар аль-Хайтами в пишет:
نذر لجاج: و هو التمادي في الخصومة، و هو أن يمنع نفسه أو غيرها من شيء، أو يحث عليه، أو يحقق خبرا غضبا بالتزام قربة، كان كلمته….. فلله علي.. أو صوم…. و حج
«Ляджадж — это настойчивость в споре, в то время как назр ляджадж в шариатском значении — это случай, когда человек берет на себя обязательство выполнить какое-то благочестивое действие в состоянии гнева, запрещая себе или другому что-либо, побуждая совершить что-нибудь или же подтверждая какое-то известие, например, словами: “Если я хоть слово скажу такому-то, то я даю обет Аллаху, что буду поститься или совершу хадж”»[16].
Пример побуждения: «Если я не зайду в дом, то я даю обет Аллаху отдать 1000 рублей в качестве милостыни».
Пример запрета: «Если я заговорю с Ахмадом, то даю обет Аллаху поститься каждую неделю».
Пример подтверждения какого-то известия: «Если дело не будет обстоять так, как я об этом сказал, то беру обязательство перед Аллахом накормить трех нуждающихся».
2. Назр муджаза — это обет совершить какой-то акт поклонения, который человек обязуется выполнить, если Всевышний Аллах избавит его от беды, исцелит от болезни или дарует какое-либо благо, например, словами: «Если Аллах исцелит меня от болезни/спасет от зла врага/дарует мне машину, то беру на себя обязательство поститься целый месяц/ежедневно совершать духа намаз».
Имам аль-Хатыб аш-Ширбини пишет:
و هو المعلق بشيء؛ بأن يلتزم الناذر قربة إن حدثت له نعمة أو ذهبت عنه نقمة
«Муджаза — это назр, который связывают с осуществлением чего-либо, когда дающий обет берет на себя обязательство совершить поклонение при возникновении какой-либо милости или при освобождении от бедствия»[17].
3. Назр мутляк (безусловный обет) — это обет, когда человек не связывает его ни с чем, но просто берет на себя обязательство поклонения, например, словами: «Я беру на себя обязательство соблюдать пост каждый понедельник/ежедневно совершать витр намаз».
Имам аль-Хатыб аш-Ширбини пишет:
و إن لم يعلقه الناذر بشيء كللّه… عليّ صوم أو حج أو غير ذلك لزمه ما التزمه في الأظهر
«Если дающий обет ни с чем его не связывает, например, говоря: “Я беру обязательство перед Аллахом, что буду поститься, совершу хадж или сделаю что-то еще”, то он, согласно более правильному мнению, обязан выполнить то, что он обязался сделать»[18].
В классических книгах по фикху мы можем увидеть, что второй и третий вид обета являются подвидами назра табаррур (обет благочестия). Таким образом, назр делится на два вида, — обет упорства (ляджадж) и обет благочестия (муджаза) — и последний делится еще на два подвида (муджаз и мутляк), как на это указал имам аль-Хатыб аш-Ширбини в «Мугни аль-мухтадж».
Разница между обетом ляджадж и табаррур
Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет:
و الحاصل: أنّ الفرق بين نذري اللجاج و التبرر.. أنّ الأولّ فيه تعليق بمرغوب عنه و الثاني بمرغوب فيه
«И так, разница между обетом ляджадж (упорства) и обетом табаррур (благочестия) заключается в том, что первый связывают с нежеланным действием, а второй — с желанным»[19].
Если формулировка слов указывает как на назр ляджадж, так и назр табаррур, то нужно уточнить намерение и цели дающего обет.
Шариатское положение обета
Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет:
والأصح: أنه في اللجاج اللآتي مكروه، وعليه يحمل ما أطلقه في المجموع…. قال: لصحة النهي هنا
«Согласно наиболее достоверному мнению, нежелательность распространяется на назр ляджадж. И именно к этому виду относят нежелательность, о которой говорил имам ан-Навави в книге “Аль-Маджму”, что достоверно передано о запрете в отношении этого вида назра»[20].
От ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом) сообщается следующее:
نهى رسول الله ﷺ عن النذر، و قال: لا يرد شيئا، و إنما يستخرج به من البخيل
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал давать обет, и сказал: “Обет ничего не меняет. Посредством него вытягивают нечто из скупого”»[21].
Шейхуль-Ислям Закарийя аль-Ансари в толковании этого хадиса пишет:
المنهي عنه النذر الذي يعتقد أنه يغني عن القدر بنفسه كما زعموا، وأما إذا نذر واعتقد أن اللَّه هو الضار والنافع، والقدر كالوسائل فالوفاء به طاعة، وهو غير منهي عنه
«Обет запрещается в том случае, когда человек считает, что обет способен заменить предопределение, как заявляют некоторые. Однако если человек дает обет, веря, что только Аллах приносит пользу и вред, а предопределение является лишь средством, то выполнение этого обета является актом поклонения, и оно не запрещено»[22].
Шейхуль-Ислям Закарийя аль-Ансари также пишет:
و بعضهم حمل الكراهة على نذر اللجاج, و القربة على نذر التبرر، لأنه وسيلة إلى قربة، و هو حسن
«Некоторые ученые отнесли запрет в нежелательной форме к обету ляджадж, а предания и сообщения, в которых есть указание на то, что это является поклонением, отнесли к обету табаррур, поскольку это — средство достижения поклонения. И такое толкование является прекрасным»[23].
Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет:
وفي القربة المنجزة أو المعلقة مندوب … ومما يؤيد أي وَمِمَّا يُؤَيِّدُ أَيْضًا أَنَّهُ قُرْبَةٌ بِقِسْمَيْهِ أَنَّهُ وَسِيلَةٌ لِطَاعَةٍ، وَوَسِيلَةَ الطَّاعَةِ طَاعَةٌ كَمَا أَنَّ وَسِيلَةَ الْمَعْصِيَةِ مَعْصِيَةٌ، وَمِنْ ثَمَّ أُثِيبَ عَلَيْهِ ثَوَابَ الْوَاجِبِ كَمَا قَالَهُ الْقَاضِي
«Безусловный и обусловленный обеты поклонения являются желательными. Также это мнение подкрепляет факт того, что обет с двумя его видами (назр мутляк и назр муджаза) является средством поклонения, что тоже является поклонением, подобно тому, как средство ослушания тоже является ослушанием. Поэтому за обет дается вознаграждение как за обязательное действие, как об этом сказал кадий Абу Али аль-Марвази»[24].
Таким образом мы отметим, что ученые посчитали назр ляджадж нежелательным, хоть он и должен быть выполнен в обязательном порядке, при этом назр табаррур с двумя его подвидами (муджаза и мутляк) посчитав желательным действием.
Обязательность исполнения обета и штраф за невыполнение
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إِنَّ بَعْدَكُمْ قَوْمًا يَخُونُونَ وَلَا يُؤْتَمَنُونَ، وَيَشْهَدُونَ وَلَا يُسْتَشْهَدُونَ، وَيَنْذِرُونَ وَلَا يَفُونَ ، وَيَظْهَرُ فِيهِمُ السِّمَنُ”
«Поистине, после вас появятся люди, которые будут проявлять вероломство, и люди не будут доверять им. Они будут свидетельствовать, хотя их не просили этого делать; станут давать обеты, но не будут выполнять их. И среди них будет выделяться ожирение»[25].
Если человек дал обет, и были соблюдены все его условия, то обещанное сразу же становится обязательным, и пока он жив, то обязан в любое время исполнить его, если, конечно, он не связывал его с определенным сроком. То есть обязательность исполнения обета не снимается с него ни при каких обстоятельствах, и если он все же не исполнит его, то штраф на него не налагается, но он попадает в грех. Этот постановление касается обета благочестия (назра табаррур).
Камалуддин ад-Дамири (742–808 гг. х.) пишет:
و بالاتفاق: لا يكفر نذر التبرر
«И по общему согласию обет благочестия (табаррур) не требует искупления»[26].
Передается от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что однажды некая женщина села на корабль и дала обет Аллаху, что если Он ее спасет, то она будет поститься на протяжении месяца. Аллах спас ее, но она умерла, не выполнив обещанное. После этого то ли сестра этой женщины, то ли ее дочь, пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он повелел ей поститься за нее[27].
Данный хадис указывает на то, что обет в обязательном порядке должен быть исполнен.
Ахмад ибн Умар аш-Шатыри (ум. 1360 г.х.) пишет:
و حكم نذر التبرر: تعين ما التزمه الناذر
«Постановление относительно обета табаррур — это обязательное исполнение того, что взял на себя дающий обет»[28].
Что же касается назра ляджадж, то давщий обет человек обязан либо исполнить это, либо выплатить штраф. Таким образом, при несоблюдении обета выплата штрафа рассматривается лишь только в обете ляджадж.
Имам аль-Хатыб аш-Ширбини пишет:
و فيه عند وجود المعلق عليه كفارة يمين لقوله ﷺ: كفارة النذر كفارة يمين، رواه مسلم،… و في قول: يجب على الناذر في ذلك ما التزم؛ لقوله ﷺ: من نذر و سمّا فعليه ما سمى، و لأنه التزم عبادة عند مقابلة شرط فتلزمه عند وجوده. و في قول: أيهما أي الأمرين شاء أي الناذر، فيختار واحدا منهما… قلت: هذا الثالث أظهر، و رجحه العراقيون… لأنه يشبه النذر من حيث أنه التزم قربة و اليمين من حيث المنع، و لا سبيل إلى الجمع بين موجبيهما و لا إلى تعطيلهما فوجب التخيير
«В случае, когда наступает обусловленное событие, требуется искупление как за нарушение клятвы, согласно словам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Искупление обета такое же, как искупление за нарушение клятвы”[29]. Согласно другому мнению, на давшего обет возлагается выполнение обещанного, что основывается на словах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Тот, кто дал обет и указал конкретное действие, обязан выполнить его”[30], потому что он обязался выполнить акт поклонения при наступлении условия, что возлагает на него обязательство выполнить его, когда условие наступит. Существует также мнение, что человек может выбрать любой из этих двух вариантов. И я скажу, что третье мнение более правильно, и ему дали предпочтение шафииты Ирака, поскольку это похоже на обет с точки зрения того, что человек взял на себя обязательство совершить поклонение, и на клятву с точки зрения запрета, и нет возможности совместить оба обязательства или отменить их, поэтому следует предоставить выбор»[31].
Ахмад ибн Умар аш-Шатыри пишет:
حكم نذر اللجاج: تخيير الناذر بين ما التزمه و كفارة اليمين
«Согласно шариатскому решению по обету ляджадж, давший обет имеет право выбора между выполнением того, что он обязался сделать, и между искуплением за клятву»[32].
Отсюда мы понимаем, что если произойдет обусловленное событие, то человек либо выполнит обязательство, которое он на себя взял, либо же выплатит штраф. Например, если человек скажет: «Я не буду говорить с Ибрахимом, а если заговорю, то беру обязательство поститься на протяжении трех месяцев», и затем, если он все-таки заговорит с Ибрахимом, то у него есть выбор: соблюдать пост на протяжении трех месяцев или же выплатить штраф.
Выше мы отметили, что за неисполнение обета полагается такой же штраф, как и за нарушение клятвы. Искуплением клятвы служит обязательное кормление десяти нищих, обеспечение их одеждой или же освобождение раба. Кто не найдет возможности выполнить одну из трех упомянутых форм искупления, тому следует три дня поститься.
Шейхуль-Ислям Закарийя аль-Ансари пишет:
و خير…. في كفارة يمين بين: إعتاق و هو إعتاق رقبة مؤمنة بلا عيب يخل بالعمل و الكسب. و تمليك عشرة مساكين؛ كل منهم إما مدّا من جنس فطرة، أو مسمى كسوة مما يعتاد لبسه….. فإن عجز عن كل من الثلاثة…. لزمه صوم ثلاثة من الأيام و لو مفرقة
«Предоставляется выбор в искуплении клятвы между освобождением верующего раба без недостатка, мешающего работе и заработку; предоставлением десяти беднякам по мудду питания того, что выплачивается при обязательном закят аль-фитре, или же предоставлением одежды, которую обычно носят. Если же давший обет не может выполнить ни одно из трех вариантов, то на него возлагается обязательство держать пост в течение трех дней, даже если они будут раздельными»[33].
Как увеличить вознаграждение за выполнение сунны
Перед совершением любого желательного действия нужно дать обет совершить эту сунну, и таким образом вы сможете получить больше награды, поскольку вознаграждение за обязательное превышает вознаграждение за сунну.
Саид ибн Мухаммад Баишн аш-Шафии (ум. 1270 г.х.) пишет:
و ينبغي لداخل المسجد لنحو صلاة أن ينذر الإعتكاف بنحو لله عليَّ أو نذرت أن اعتكف في هذا المسجد مدة إقامتي هذه فيه؛ ليثاب عليه ثواب الواجب
«Вошедшему в мечеть для совершения намаза рекомендуется дать обет Аллаху на совершение итикафа в мечети, используя такие выражения, как, например: “Я обязуюсь/я даю обет Аллаху на итикаф в этой мечети на срок моего пребывания в ней”. Это делается в целях получения вознаграждения, которое полагается за обязательное (ваджиб) действие»[34].
[1] «Лисан аль-араб» (5/200).
[2] «Тухфат аль-мухтадж» (10/125).
[3] «Мугни аль-мухтадж» (8/261).
[4] «Аль-Мутамад» (2/501).
[5] Коран, 76:7.
[6] «Тафсир аль-Куръан аль-азым» (8/287).
[7] «Фатхуль Бари» (11/576).
[8] Абу Давуд (3289).
[9] «Шарх ас-сунани Аби Давуд» (13/559).
[10] «Хильят аль-уляма» (3/385).
[11] «Аль-Маджму» (8/449).
[12] «Тухфат аль-мухтадж» (10/127).
[13] «Аль-Мухаззаб» (1/441).
[14] «Тухфат аль-мухтадж» (10/127).
[15] «Фатх аль-Ваххаб» (4/440-441).
[16] «Тухфат аль-мухтадж» (10/129).
[17] «Мугни аль-мухтадж» (8/265).
[18] Там же (8/266).
[19] «Тухфат аль-мухтадж» (10/133).
[20] Там же (10/125-126).
[21] Аль-Бухари (2463); Муслим (4239); Абу Давуд (3687).
[22] «Минхатуль-Бари» (9/533).
[23] «Фатх аль-аллям», стр. 702.
[24] «Тухфат аль-мухтадж» (10/126).
[25] Аль-Бухари (2668).
[26] «Надж аль-ваххадж» (10/97).
[27] Абу Давуд (3308).
[28] «Аль-Якут ан-нафис», стр. 324.
[29] Муслим (4253).
[30] Аз-Зайляи в «Насбу рая» (4/63).
[31] «Мугни аль-мухтадж» (8/256).
[32] «Аль-Яукт ан-нафис», стр. 324.
[33] «Фатх аль-Ваххаб» (4/411).
[34] «Бушраль карим», стр. 591.