Опровержение заблуждений шиитов. Часть 7

Вопрос № 11: Что обязательно нам исповедовать в отношении всех сподвижников?

Ответ: Нам обязательно иметь убеждения в превосходстве сподвижников, да будет ими доволен Аллах, что они являются справедливыми, избранными и доверенными[1]. Не дозволено ругать и порочить кого-то из них, не дозволено иметь плохое предположение о них. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не ругайте моих сподвижников. И я клянусь Тем, в чьей власти моя душа, если кто-либо из вас пожертвует золото в размере горы Ухуд, то это не сравнится даже с муддом[2], или половиной мудда того, что отдал один из них (т.е.  сподвижников)»[3]. Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «На того, кто поносит хоть одного из моих сподвижников, снизойдёт проклятие Аллаха, Его ангелов и всех людей, не примет Аллах от такого человека в Судный День ни обязательные, ни желательные деяния» [4].

Ученые, да смилуется над ними Аллах, сказали: «Поистине, если ругань и порицание их будет из того, что противоречит однозначным доказательствам Корана и Сунны, то они становятся неверным (кафиром), как например, обвинение Аиши, да будет ею доволен Аллах, в прелюбодеянии, в противном случае (т.е. если противоречие будет неоднозначным доказательствам Корана и Сунны) они являются нововведенцами и нечестивцами.  Поэтому каждому мусульманину, кто испытывает любовь к своей религии, стоит очистить свое внутреннее состояние (сердце) в отношении сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для их любви, хорошего предположения и уважения к ним, чтобы он восхвалял их и был доволен ими, а также воздерживался от разговоров о том, что не касается его, для того, чтобы он оказался в числе тех людей, о ком сказано в аяте Корана:  «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный»[5].

Когда некоторых праведных предшественников спросили об этом (т.е. о том, что произошло между сподвижниками), они ответили: «Всевышний Аллах очистил (сохранил) наши руки от той крови, и мы не запачкаем этим (разговором) наши языки»[6].

Вопрос № 12: Что необходимо нам предпринимать в отношении тех противоречий и конфликтов, которые были между сподвижниками, да будет ими доволен Аллах?

Ответ: Нам обязательно следует воздержаться от обсуждения того, что произошло между ними, возражать тем рассказам, которые передаются историками, неизвестными передатчиками и заблудшими нововведенцами, порочащими кого-то из них. Нам необходимо искать правильное объяснение передаваемым историям в соответствии с их высокой степенью и положением. Мы должны привести им самые правильные (лучшие) ответы (оправдания), упоминая их благие поступки и прекрасное жизнеописание, и молчать помимо о том, что кроме этого, ведь Всевышний Аллах знает о них и к чему возвращается их дело. Он восхвалил их в Своей Книге, сказав: «Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству»[7].

Как может быть такое, что Всевышний Аллах знал об этом и затем скрыл от Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и от тех, кто был после него из числа поздних мусульман (халяф) ?!  Пречист Аллах от такого, и если кому-то придет в голову, что Всевышний Аллах не знал, что произойдет после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то это очевидное неверие (куфр), и пусть мусульманин остерегается этого.

Также необходимо воздержаться от обсуждения того, что произошло между Имамом Али и Муавия из сражения и препирательства (спор), но вместе с этим никто из них не считал другого неверным или вероотступником. Ученые, да смилуется над ними Аллах, сказали: «Поистине, повелитель правоверных Али, да будет им доволен Аллах, исследовал и оказался правым в своем исследовании в вопросе халифства, и он был самым достойным среди людей на этот пост, а Муавия, да будет им доволен Аллах, ошибся в своем исследовании, и он не был достоин халифства [по сравнению] с Али, да будет им доволен Аллах. Если бы застали их, то мы непременно были бы с Али против Муавии и его мятежной группы, пока это дело не решилось. Однако, наша безопасность заключается в молчании, в котором не проявляется вдавание в то, что произошло между ними, а также воздержание от изучения подробностей тех событий, которые приведут к умалению их степени. Всевышний Аллах ведает об их намерениях и тайнах: «Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили, а вы получите то, что вы заслужили, и вы не будете спрошены о том, что они совершали»[8].

Вопрос № 13: Каково шариатское решение ругани сподвижников, да будет ими доволен Аллах?

Ответ: Ученые сказали, что к числу нечестия относится ругань сподвижников Пророка, да благословит их Аллах и приветствует, или хоть одного из них, того, кто ругает их, наказывают заслуженным образом, чтобы удержать его от этого. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в отношении того, кто поступает таким образом: «Поистине, Аллах, Благословенен Он и Всевышен, избрал меня, и избрал для меня сподвижников, и сделал для меня из их числа советников, помощников и свояков. Над тем же, кто подверг их поруганию, пребудет проклятие Аллаха, Ангелов и всех людей. И Аллах не примет от него в Судный день ничего из обязательных и желательных деяний»[9].

Вопрос № 14: Каково шариатское решение в отношении того, кто отрицает сподвижничество Абу Бакра Ас-Сиддика, да будет им доволен Аллах, или его халифство?

Ответ: Сказал Имам Аль-Газали в своей книге «Аль-Иктисаду фи Аль-Итикад»: «Поистине Исламские течения единогласны, что после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр Ас-Сиддик, был самым достойным среди людей на право халифства, кроме рафидитов и шиитов, которые отвергли действительность его халифства».

Ученые писали о неверии того, кто отрицает сподвижничество Абу Бакра[10], поскольку на это есть утверждение в тексте Корана об аяте пещеры, где Всевышний Аллах сказал: «Когда неверующие изгнали его (Мухаммада), он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах — с нами»[11].

Также указание на его халифство содержится в тексте Корана, в аяте, в котором содержится обещание Аллаха. Вот этот аят: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его»[12]. Ученые по тафсиру, хадису, а также другие ученые Ахлю-Сунна сошлись на том, что тот, кто вышел сражаться против вероотступников после нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, несомненно, это Абу Бакр Ас-Сиддик, да будет им доволен Аллах, так что он вернул их к Исламу, и если бы не Абу Бакр, то ушла бы религия, как сказал Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах: «Если бы не Ас-Сиддик, то не осталось бы того, кто поклонялся бы Аллаху на этой земле»[13].

Поэтому некоторые ученые сказали: «Каждому мусульманину, обладающему искренней верой, обязательно выражать благодарность Абу Бакру Ас-Сиддик, да будет им доволен Аллах, а что же говорить о том, кто ругает его и порочит, обвиняя в жестокости (несправедливости), да упасет нас Аллах от такого?! И да упасет Аллах, чтобы у хорошего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был плохой спутник».

[1] Сказал Имам Ат-Тахави: «Мы ненавидим тех, кто ненавидит их и не говорит о них хорошее. Мы говорим о них только хорошее. Любовь к ним – это признак веры, убеждённости и искренности в то время как ненависть к ним – это неверие, лицемерие и притеснение».

[2] Мудд – мера сыпучих тел. Согласно Шафиитскому мазхабу, 1 мудд – 544 гр. чистого зерна.

[3] См. «Сахих Аль-Бухари», № 3470; «Сахих Муслим», № 2540.

[4] См. «Муснад Имам Ахмад» (1:52); «Ас-Сунна Аль-Халляль» (3:515).

[5] См. Сура «Аль-Хашр»: 10

[6] См. «Иршад Ас-Сари ли Шарх Сахих Аль-Бухари», 6/69, авт. Ахмад Ибн Мухаммад Аль-Касталяни.

[7] См. Сура «Аль-Фатх»: 29

[8] См. Сура «Аль-Бакара»: 134.

[9] См. «Мустадрак Аль-Хаким», № 6656; «Аль-Кабир Ат-Табарани» (17:140) и др. Сказал Хафиз Ибн Хаджар в книге «Аль-Амали Аль-Мутляка» (1:71): «Этот хадис имеет хорошую степень».

[10] Сказал Абдул-Кадир Ибн Бальбан: «Если отвергать, что Абу Бакр был сподвижником, или порочить Айшу, или иметь убеждения, что Джабраил ошибся с откровением, тот – неверный (кафир)». См. «Къаляиду Аль-Икъйан фи Ихтисари Акидати Ибн Хамдан», стр.265, авт. Абдул-Кадир Ибн Бальбан Аль-Ханбали.

Привел Ибн Хаджар: «Сказал Аль-Хаваразми в своей книге «Аль-Кафи»: «Тот, кто отрицает, что Абу Бакр Ас-Сиддик, да будет им доволен Аллах, был сподвижником, тот – неверный (кафир)». Об этом также сказал Аш-Шафии, да будет им доволен Аллах, потому что Всевышний Аллах, сказал: «И сказал (Мухаммад) своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах — с нами»». («Ат-Тавба»: 44)». См. «Аль-Илям би Къаватиги Аль-Ислям», стр. 129, авт. Ибн Хаджар Аль-Хайтами.

[11] См. Сура «Ат-Товба»: 40.

[12] См. Сура «Аль-Маида»: 54.

[13] См. «Тарих Аль-Хуляфа», стр. 60, авт. Джалалудин Ас-Суюти; «Аль-Бидая ва Ан-Нихая», 6/309, авт. Ибн Касир.

Похожие материалы