Часто задавайте себе следующий вопрос: что я оставлю после себя? Каждый из нас мечтает достичь успеха, однако понятие успеха может быть разным для каждого. Многие уверены, что путь к успеху лежит через материальные достижения, обладание собственным бизнесом, становление миллионером или же просто наличием заработка или достаточного дохода, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь.
Мы тратим большую часть своей жизни, стремясь к этим целям, однако, достигнув их, мы часто осознаем, что потеряли свое направление и разочаровываемся в жизни, которая прожита в погоне за материальным. Когда мы стареем, и годы берут свое, мы часто осознаем, что все эти материальные достижения теряют свой смысл. В конце концов, мы уходим из этого мира с пустыми руками, и ничего из этого мы не унесем с собой. Вряд ли кто-то искренне оценит вас за ваши успехи на работе; вероятно, спустя несколько месяцев после вашего ухода вас забудут, ваше место займет другой человек, а ваше имущество перейдет к другим людям. Если вас и вспомнят, то скорее за вашу доброту и человечность, которые оставили след в сердцах и жизнях людей. Так для чего мы тратим основную часть своей жизни?
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إن مما يلحق المؤمن من عمله وحسناته بعد موته ، علماً علمه ونشره ، أو ولداً صالحاً تركه أو مصحفاً ورثه ، أو مسجداً بناه ، أو بيتاً بناه لابن السبيل أو نهراً أجراه أو صدقة أخرجها من ماله في صحته وحياته، تلحقه من بعد موته
«Поистине, к хорошим делам, которые не прекращаются после смерти верующего, относятся знания, которым он обучил людей и которые он распространил; праведный сын, которого он оставил после себя; Коран, что был оставлен им в наследство; мечеть или дом для путников, которые он построил; река, русло которой он проложил; милостыня, которую он раздал из своего имущества при жизни, будучи в полном здравии. Награда за все это дойдет до него и после смерти»[1].
Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إذا مات ابن آدم انقطع عمله إلا من ثلاث : صدقة جارية ، أو علم يُنتفع به ، أو ولد صالح يدعو له
«Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни; знаний, которыми могут пользоваться другие люди; праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него»[2].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) комментирует это хадис в «Шарх Сахих Муслим» (11/253):
قال العلماء : معنى الحديث أن عمل الميت ينقطع بموته ، وينقطع تجدد الثواب له إلا في هذه الأشياء الثلاثة ; لكونه كان سببها ; فإن الولد من كسبه ، وكذلك العلم الذي خلفه من تعليم أو تصنيف ، وكذلك الصدقة الجارية ، وهي الوقف .
«Ученые сказали, что смысл этого хадиса заключается в том, что дела умершего заканчиваются с его смертью, и перестают записываться его хорошие деяния, кроме этих трех вещей, так как он является их причиной: ребенка, которого он воспитал; знание, которое он оставил после себя; постоянная милостыня — а это вакф».
Люди разных возрастов и уровня знаний могут способствовать популяризации полезных знаний: издавая книги, распространяя или оставляя в качестве дара, кроме традиционных книг, и к этой категории можно отнести и книги в электронном формате (pdf). Также сюда относится и записывание уроков, монтирование видео, написание статей и переводы, — все то, чем люди будут пользоваться и получать пользу после нашей смерти.
Знание остается полезным до тех пор, пока есть те, кто может извлечь из него пользу. Многие ученые, ушедшие из жизни много веков назад, оставили после себя такие знания, которые продолжают быть актуальными и в наше время. Вероятно, они не предвидели то, какое влияние окажут их работы и какую пользу принесут будущим поколениям. Их рукописи стали наследием всего мусульманского мира, и люди продолжают изучать их книги, передавая знания из поколения в поколение; упоминая их имена, люди обращаются к Аллаху с мольбами за них. Это является проявлением милости Всевышнего Аллаха, которую Он дарует кому пожелает.
В этой статье хотелось бы упомянуть двух людей, которые ушли из этого мира относительно недавно, однако оставили после себя огромное наследие, которое и по сей день приносит пользу людям. Это все расценивается как постоянная милостыня (садака джария) от них.
1. Шейх Абдур-Рахман ас-Сумейт
Абдур-Рахман ас-Сумейт — врач-проповедник с высокими идеалами. Шейх родился в 1947 году в Кувейте. Он получил медицинское образование за границей, но вместо того, чтобы остаться там, решил вернуться на родину. Несмотря на перспективы спокойной и благополучной жизни в Кувейте, его сердце искало чего-то большего. Он полностью посвятил себя благотворительной деятельности, проведя около тридцати лет своей жизни в Африке, призывая местных жителей к Исламу. Благодаря его проповедям более 10 миллионов человек приняли Ислам.
Его организация «Аль-Аун аль-мубашир» раздала 7 миллионов мусхафов, построила 5500 мечетей, перевела и издала 9 миллионов книг на 22 языках, выкопала около 12 тысяч колодцев, обеспечила кровом и едой около 50 тысяч сирот, многие из которых стали врачами, инженерами, юристами, политиками в своих странах.
2. Шейх Сулейман ар-Раджихи
Сегодня семья ар-Раджихи считается самой богатой семьей в Саудовской Аравии, которая не принадлежит королевскому роду, а Сулейман ар-Раджихи является одним из ведущих мировых филантропов, чье состояние было накоплено с нуля.
В 1957 году Сулейман ар-Раджхи вместе со своими тремя братьями основал банк «ар-Раджихи». Со временем он вырос в один из крупнейших мировых исламских банков.
Журнал Forbes упомянул его в числе 20 величайших мировых филантропов. В настоящее время стоимость вакфа Сулеймана ар-Раджихи составляет более 60 миллиардов риалов.
Это человек, который на протяжении полувека каждый день сажал по дереву.
Этот сад — самый большой вакф на земле. Доход от этого сада используется для строительства мечетей в разных странах мира, для благотворительной деятельности и организации ифтара в двух священных мечетях — в Мекке и Медине.
Прошу Всевышнего Аллаха помочь нам оставить после себя то, что приносило бы пользу и благо людям, а также распространять полезное знание, будучи в числе тех, кто сам приобретает его!
[1] Ибн Маджа.
[2] Муслим.