Почему сура «ат-Тауба» начинается без басмалы?

Тот, кто хотя бы раз читал Коран от начала и до конца, знает, что каждая сура начинается с басмалы[1], за исключением суры «ат-Тауба». Но не многие знают почему басмала отсутствует в начале этой суры.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وينبغي أن يحافظ على قراءة بسم الله الرحمن الرحيم في أول كل سورة ، سوى براءة فإن أكثر العلماء قالوا إنها آية حيث تكتب في المصحف ؛ وقد كتبت في أوائل السور سوى براءة . فإذا قرأها كان متيقنا قراءة الختمة أو السورة ، فإذا أخل بالبسملة كان تاركا لبعض القرآن عند الأكثرين

«Нельзя забывать произносить басмалу — в начале каждой суры, кроме суры “ат-Тауба”, ведь большинство ученых сочли басмалу аятом, поскольку она так записана в мусхафе. Она записана в начале каждой суры, кроме суры “ат-Тауба”. Если прочитать басмалу, то будешь уверен, что прочитал суру целиком. Если же пропустить ее, то пропустишь часть Корана, согласно мнению большинства ученых»[2].

Поэтому, если человек начинает чтение этой суры, желательно начать с истиазы[3]. Если же человек прочитает басмалу, то, согласно мнению ученых, это будет грехом или нежелательным действием.

Имам Шихабуддин аль-Кальюби (да смилуется над ним Аллах) пишет:

قَوْلُهُ: (وَالْبَسْمَلَةُ مِنْهَا) وَمِنْ كُلِّ سُورَةٍ إلَّا سُورَةَ بَرَاءَةٍ لِنُزُولِهَا فِي وَقْتِ الْحَرْبِ وَالسَّيْفِ وَالْبَسْمَلَةُ لِلْأَمَانِ فَتُكْرَهُ فِي أَوَّلِهَا، وَتُنْدَبُ فِي أَثْنَائِهَا عِنْدَ شَيْخِنَا الرَّمْلِيِّ. وَقَالَ ابْنُ حَجَرٍ وَالْخَطِيبُ وَابْنُ عَبْدِ الْحَقِّ: تَحْرُمُ فِي أَوَّلِهَا وَتُكْرَهُ فِي أَثْنَائِهَا، وَتُنْدَبُ فِي أَثْنَاءِ غَيْرِهَا اتِّفَاقًا

«В его словах: “И басмала является ее частью”, а также частью каждой суры, кроме суры “ат-Тауба”, потому что она была ниспослана во время войны и сражений, тогда как басмала символизирует безопасность. Поэтому ее нежелательно (макрух) произносить в начале суры, и желательно (мандуб) произносить ее в середине по мнению нашего шейха ар-Рамли.

Ибн Хаджар (аль-Хайтами), аль-Хатыб (аш-Ширбини) и ибн Абдуль-Хакк сказали, что произносить басмалу в начале суры “ат-Тауба” запрещено (харам), а в ее середине — нежелательно (макрух), однако в середине других сур — желательно согласно единогласному мнению»[4].

Почему сура «ат-Тауба» начинается без басмалы?

Далее приведем слова имама Фахруддина ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) из тафсира[5]:

فَإِنْ قِيلَ: مَا السَّبَبُ فِي إِسْقَاطِ التَّسْمِيَةِ مِنْ أَوَّلِهَا؟ قُلْنَا: ذَكَرُوا فِيهِ وُجُوهًا:

Ученые привели несколько причин того, почему в начале суры «ат-Тауба» опущена басмала:

Первая причина

الْوَجْهُ الْأَوَّلُ:

رُوِيَ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: قُلْتُ لِعُثْمَانَ بْنِ عَفَّانَ، مَا حَمَلَكُمْ عَلَى أَنْ عَمَدْتُمْ إِلَى سُورَةِ بَرَاءَةَ وَهِيَ مِنَ الْمِئِينَ، وَإِلَى سُورَةِ الْأَنْفَالِ وَهِيَ مِنَ الْمَثَانِي، فَقَرَنْتُمْ بَيْنَهُمَا وَمَا فَصَلْتُمْ بِبِسْمِ اللَّه الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ؟

فَقَالَ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كُلَّمَا نَزَلَتْ عَلَيْهِ سُورَةٌ يَقُولُ: «ضَعُوهَا فِي مَوْضِعِ/ كَذَا» وَكَانَتْ بَرَاءَةُ مِنْ آخِرِ الْقُرْآنِ نُزُولًا. فَتُوُفِّيَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلَمْ يُبَيِّنْ مَوْضِعَهَا، وَكَانَتْ قِصَّتُهَا شَبِيهَةً بِقِصَّتِهَا فَقُرِنَ بَيْنَهُمَا.

قَالَ الْقَاضِي يَبْعُدُ أَنْ يُقَالَ: إِنَّهُ عَلَيْهِ السَّلَامُ لَمْ يُبَيِّنْ كَوْنَ هَذِهِ السُّورَةِ تَالِيَةً لِسُورَةِ الْأَنْفَالِ، لِأَنَّ الْقُرْآنَ مُرَتَّبٌ مِنْ قِبَلِ اللَّه تَعَالَى وَمِنْ قِبَلِ رَسُولِهِ عَلَى الْوَجْهِ الَّذِي نُقِلَ، وَلَوْ جَوَّزْنَا فِي بَعْضِ السُّوَرِ أَنْ لَا يَكُونَ تَرْتِيبُهَا مِنَ اللَّه عَلَى سَبِيلِ الْوَحْيِ، لَجَوَّزْنَا مِثْلَهُ في سائر السور وفي آيات السور الْوَاحِدَةِ، وَتَجْوِيزُهُ يُطَرِّفُ مَا يَقُولُهُ الْإِمَامِيَّةُ مِنْ تَجْوِيزِ الزِّيَادَةِ وَالنُّقْصَانِ فِي الْقُرْآنِ. وَذَلِكَ يُخْرِجُهُ مِنْ كَوْنِهِ حُجَّةً، بَلِ الصَّحِيحُ أَنَّهُ عَلَيْهِ السَّلَامُ أَمَرَ بِوَضْعِ هَذِهِ السُّورَةِ، بَعْدَ سُورَةِ الْأَنْفَالِ وَحْيًا، وَأَنَّهُ عَلَيْهِ السَّلَامُ حَذَفَ بِسْمِ اللَّه الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ مِنْ أَوَّلِ هَذِهِ السُّورَةِ وَحْيًا.

Передается от ибн Аббаса, который спросил Усмана бин Аффана (да будет доволен ими Аллах): «Что побудило вас соединить суру “ат-Тауба”, которая относится к суре, содержащей около 100 аятов, с сурой “аль-Анфаль”, к которой относится менее 100 аятов, и не разделять их басмалой?»

Усман (да будет доволен им Аллах) ответил: «Когда ниспосылалась новая сура, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Расположите ее на таком-то месте”. Однако сура “ат-Тауба” была одной из последних ниспосланных сур.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, не разъяснив ее точного расположения, но ее содержание похоже на содержание “аль-Анфаль”, поэтому их объединили».

Кади (аль-Бакилляни) возразил: «Маловероятно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не указал порядок суры, потому что Коран был упорядочен по воле Аллаха и Его Посланника. Если мы допустим, что порядок некоторых сур не был установлен Откровением, это может привести к сомнению в целом порядке Корана. Разрешение этого открыло бы дорогу для того, что говорят шииты-имамиты, которые заявляют о добавлении и убавлении в Коране, что лишало бы Коран его авторитетности. Однако правильным является то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел разместить эту суру после суры “аль-Анфаль” как откровение, и что он убрал басмалу с начала этой суры как откровение».

Вторая причина

الْوَجْهُ الثَّانِي: فِي هَذَا الْبَابِ مَا يُرْوَى عَنْ أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ أَنَّهُ قَالَ: إِنَّمَا تَوَهَّمُوا ذَلِكَ، لِأَنَّ فِي الْأَنْفَالِ ذِكْرَ الْعُهُودِ، وَفِي بَرَاءَةَ نَبْذَ الْعُهُودِ. فَوُضِعَتْ إِحْدَاهُمَا بجنب الأخرى والسؤال المذكور عائد هاهنا، لِأَنَّ هَذَا الْوَجْهَ إِنَّمَا يَتِمُّ إِذَا قُلْنَا إِنَّهُمْ إِنَّمَا وَضَعُوا هَذِهِ السُّورَةَ بَعْدَ الْأَنْفَالِ مِنْ قِبَلِ أَنْفُسِهِمْ لِهَذِهِ الْعِلَّةِ.

Передается от Убая ибн Кааба, что он сказал: «Люди предположили это[6], потому что в суре “аль-Анфаль” говорится о договорах, а в “ат-Тауба” — об аннулировании договоров. Поэтому одна была расположена рядом с другой, и упомянутый вопрос относится к этому[7], поскольку этот аспект становится полным, если мы скажем, что они действительно разместили эту суру после “аль-Анфаль” по своей собственной воле, из-за этой причины».

Третья причина

وَالْوَجْهُ الثَّالِثُ: أَنَّ الصَّحَابَةَ اخْتَلَفُوا فِي أَنَّ سُورَةَ الْأَنْفَالِ وَسُورَةَ التَّوْبَةِ سُورَةٌ وَاحِدَةٌ أَمْ سُورَتَانِ؟ فَقَالَ بَعْضُهُمْ: هُمَا سُورَةٌ وَاحِدَةٌ لِأَنَّ كِلْتَيْهِمَا نَزَلَتْ فِي الْقِتَالِ وَمَجْمُوعُهُمَا هَذِهِ السُّورَةُ السَّابِعَةُ مِنَ الطِّوَالِ وَهِيَ سَبْعٌ، وَمَا بَعْدَهَا الْمِئُونَ. وَهَذَا قَوْلٌ ظَاهِرٌ لِأَنَّهُمَا مَعًا مِائَتَانِ وَسِتُّ آيَاتٍ، فَهُمَا بِمَنْزِلَةِ سُورَةٍ وَاحِدَةٍ. وَمِنْهُمْ مَنْ قَالَ هُمَا سُورَتَانِ، فَلَمَّا ظَهَرَ الِاخْتِلَافُ بَيْنَ الصَّحَابَةِ فِي هَذَا الْبَابِ تَرَكُوا بَيْنَهُمَا فُرْجَةً تَنْبِيهًا عَلَى قَوْلِ مَنْ يَقُولُ هُمَا سُورَتَانِ، وَمَا كَتَبُوا بِسْمِ اللَّه الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ بَيْنَهُمَا تَنْبِيهًا عَلَى قَوْلِ مَنْ يَقُولُ هُمَا سُورَةٌ وَاحِدَةٌ، وَعَلَى هَذَا الْقَوْلِ لَا يَلْزَمُنَا تَجْوِيزُ مَذْهَبِ الْإِمَامِيَّةِ، وَذَلِكَ لِأَنَّهُ لَمَّا وَقَعَ الِاشْتِبَاهُ فِي هَذَا الْمَعْنَى بَيْنَ الصَّحَابَةِ لَمْ يَقْطَعُوا بِأَحَدِ الْقَوْلَيْنِ، وَعَمِلُوا عَمَلًا يَدُلُّ عَلَى أَنَّ هَذَا الِاشْتِبَاهَ كَانَ حَاصِلًا، فَلَمَّا لَمْ يَتَسَامَحُوا بِهَذَا الْقَدْرِ مِنَ الشُّبْهَةِ دَلَّ عَلَى أَنَّهُمْ كَانُوا مُشَدِّدِينَ فِي ضَبْطِ الْقُرْآنِ عَنِ التَّحْرِيفِ وَالتَّغْيِيرِ، وَذَلِكَ يُبْطِلُ قَوْلَ الْإِمَامِيَّةِ.

Сподвижники разошлись во мнениях относительно того, являются ли суры «аль-Анфаль» и «ат-Тауба» одной сурой или двумя?

Некоторые из них сказали, что это одна сура, потому что обе были ниспосланы по поводу сражений, и в совокупности они составляют седьмую из длинных сур, состоящую из 206 аятов, что делает их, по сути, одной сурой. Другие сказали, что это две суры. Когда возникло несогласие среди сподвижников по этому вопросу, они оставили между ними промежуток, чтобы указать на мнение тех, кто утверждает, что это две суры, и не написали басмалу между ними, чтобы указать на мнение тех, кто считает их одной сурой.

Таким образом, из этого не вытекает мнение шиитов-имамитов, потому что, когда возникло сомнение среди сподвижников по этому вопросу, они не утвердили одно из двух мнений, а поступили так, чтобы показать, что сомнение имело место. И поскольку они не проявили снисхождения к такой степени сомнения, это указывает на то, что они были строгими в защите точности Корана от искажений и изменений, что опровергает мнение имамитов.

Четвертая причина

الْوَجْهُ الرَّابِعُ: فِي هَذَا الْبَابِ: أَنَّهُ تَعَالَى خَتَمَ سُورَةَ الْأَنْفَالِ بِإِيجَابِ أَنْ يُوَالِيَ الْمُؤْمِنُونَ بَعْضُهُمْ بَعْضًا وَأَنْ يَكُونُوا مُنْقَطِعِينَ عَنِ الْكُفَّارِ بِالْكُلِّيَّةِ، ثُمَّ إِنَّهُ تَعَالَى صَرَّحَ بِهَذَا الْمَعْنَى فِي قَوْلِهِ: بَراءَةٌ مِنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ [التوبة:١] فَلَمَّا كَانَ هَذَا عَيْنَ ذَلِكَ الْكَلَامِ وَتَأْكِيدًا لَهُ وَتَقْرِيرًا لَهُ، لَزِمَ وُقُوعُ الْفَاصِلِ بَيْنَهُمَا، فَكَانَ إِيقَاعُ الْفَصْلِ بَيْنَهُمَا تَنْبِيهًا عَلَى كَوْنِهِمَا سُورَتَيْنِ مُتَغَايِرَتَيْنِ، وَتُرِكَ كَتْبُ بِسْمِ اللَّه الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ بَيْنَهُمَا تَنْبِيهًا عَلَى أَنَّ هَذَا الْمَعْنَى هُوَ عَيْنُ ذَلِكَ الْمَعْنَى.

В этой главе говорится, что Всевышний Аллах завершил суру «аль-Анфаль» повелением, чтобы верующие были единодушны и помогали друг другу, а также полностью оторвались от неверных.

Затем Он ясно выразил это в Словах: «Аллах и Его Посланник свободны от (любых) договоров»[8]. Поскольку это те же самые слова, и их повторение подтверждает и подчеркивает данный смысл, было необходимо разделить эти две суры. Разделение между ними указывает на то, что они представляют собой две разные суры, и отсутствие написания басмалы между ними подчеркивает, что этот смысл является продолжением того же самого.

Пятая причина

الْوَجْهُ الْخَامِسُ: قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ: سَأَلْتُ عَلِيًّا رَضِيَ اللَّه عَنْهُ: لِمَ لَمْ يُكْتَبْ بِسْمِ اللَّه الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ بَيْنَهُمَا؟ قَالَ: لِأَنَّ بِسْمِ اللَّه الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ أَمَانٌ، وَهَذِهِ السُّورَةُ نَزَلَتْ بِالسَّيْفِ وَنَبْذِ الْعُهُودِ/ وَلَيْسَ فِيهَا أَمَانٌ. وَيُرْوَى أَنَّ سُفْيَانَ بْنَ عُيَيْنَةَ ذَكَرَ هَذَا الْمَعْنَى، وَأَكَّدَهُ بِقَوْلِهِ تَعَالَى: وَلا تَقُولُوا لِمَنْ أَلْقى إِلَيْكُمُ السَّلامَ لَسْتَ مُؤْمِناً [النِّسَاءِ: ٩٤] فَقِيلَ لَهُ: أَلَيْسَ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَتَبَ إِلَى أَهْلِ الْحَرْبِ بِسْمِ اللَّه الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ. فَأَجَابَ عَنْهُ:بِأَنَّ ذَلِكَ ابْتِدَاءٌ مِنْهُ بِدَعْوَتِهِمْ إِلَى اللَّه، وَلَمْ يَنْبِذْ إِلَيْهِمْ عَهْدَهُمْ. أَلَا تَرَاهُ قَالَ فِي آخِرِ الْكِتَابِ: «وَالسَّلَامُ عَلَى مَنِ اتَّبَعَ الْهُدَى» وَأَمَّا فِي هَذِهِ السُّورَةِ فَقَدِ اشْتَمَلَتْ عَلَى الْمُقَاتَلَةِ وَنَبْذِ الْعُهُودِ فَظَهَرَ الْفَرْقُ.

Сказал ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Я спросил Али (да будет доволен им Аллах): “Почему басмала не написана между этими двумя сурами?” Он ответил: “Потому что басмала — это слово безопасности, а эта сура была ниспослана о мечах и отказе от соглашений, и в ней нет безопасности».

Также сообщается, что Суфьян ибн Уяйна сказал то же самое, подтверждая своим высказыванием Слова Всевышнего Аллаха: «И не говорите тому, кто приветствует вас миром (салямом): “Ты неверующий”»[9].

Ему было сказано: «Разве Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не писал людям, с которыми он вел войну, басмалу?» Он ответил: «Это было началом его призыва к ним к Аллаху, и он не отменил их соглашение с ними. Разве вы не видите, что в конце письма он сказал: “И мир тому, кто последует за истиной?”»

Что же касается этой суры, то она включает в себя сражение и отказ от соглашений, поэтому различие становится очевидным.

Шестая причина

وَالْوَجْهُ السَّادِسُ: قَالَ أَصْحَابُنَا: لَعَلَّ اللَّه تَعَالَى لَمَّا عَلِمَ مِنْ بَعْضِ النَّاسِ أَنَّهُمْ يَتَنَازَعُونَ فِي كَوْنِ بِسْمِ اللَّه الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ مِنَ الْقُرْآنِ، أمر بأن لا تكتب هاهنا، تَنْبِيهًا عَلَى كَوْنِهَا آيَةً مِنْ أَوَّلِ كُلِّ سُورَةٍ، وَأَنَّهَا لَمَّا لَمْ تَكُنْ آيَةً مِنْ هَذِهِ السُّورَةِ، لَا جَرَمَ لَمْ تُكْتَبْ، وَذَلِكَ يَدُلُّ عَلَى أَنَّهَا لَمَّا كُتِبَتْ فِي أَوَّلِ سَائِرِ السُّوَرِ وَجَبَ كَوْنُهَا آيَةً مِنْ كُلِّ سورة.

Наши ученые сказали: «Возможно это связано с тем, что Всевышний Аллах знал, что некоторые люди будут спорить о том, является ли басмала частью Корана, и по этой причине приказал не писать ее здесь, чтобы указать, что она является аятом в начале каждой суры, и, поскольку она не является аятом этой суры, то она не была написана. Это также указывает на то, что, так как она была написана в начале других сур, она должна быть аятом каждой суры». (Конец слов имама ар-Рази)

 

[1] Басмала (بسم الله الرحمن الرحيم‎) — формулировка: «С именем Аллаха (Милостивого ко всем на этом свете и Милующего — лишь к верующим — на том». — прим. ред.

[2] «Ат-Тибьян» стр. 81

[3] Истиаза (أَعُوذُ بالله مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ) — формулировка: «Прибегаю к защите Аллаха от козней шайтана». — прим. ред.

[4] «Хашият аля ль-Махалли» (1/169).

[5] «Мафатих аль-гайб» (15/521-522).

[6] То есть, почему в суре “Ат-Тауба” не упомянута басмала.

[7] То есть, к причине, а это расположение рядом с той сурой, в которой упомянуты договора.

[8] Коран 9:1.

[9] Коран 4:94.

Похожие материалы