Дуа — это оружие верующего, для принятия которого существуют условия, необходимые для соблюдения или желательные к выполнению. Одним из рекомендуемых действий при дуа является поднятие рук, и на это указывают многие хадисы.
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):
وذَكرَ الرَّجلَ يُطيلُ السَّفرَ أشعثَ أغبرَ يمدُّ يدَه إلى السَّماءِ يا ربِّ يا ربِّ ومطعمُه حرامٌ ومشربُه حرامٌ وملبسُه حرامٌ وغذِّيَ بالحرامِ فأنَّى يستجابُ لذلِك
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул о покрытом пылью человеке с растрепанными волосами, который уже долго находится в пути и поднимает свои руки к небу, говоря: “О Господь, о Господь!”, однако пища его запретна, питье его запретно, одежда его запретна и употреблял он запретное. Так как же может быть дан ему ответ?!»[1]
Сообщается со слов Салмана аль-Фариси, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إن ربكم حَييٌّ كريم، يستحيي من عبده إذا رفع يديه إليه، أن يَرُدَّهُمَا صِفْراً
«Воистину, Аллах — Стыдливый, Щедрый; если человек возведет к Нему свои руки, то Он стесняется оставлять их пустыми (с неоправданными надеждами)»[2].
Ученые посчитали хадисы о поднятии рук во время дуа мутаватиром по смыслу. Имам ас-Суюты (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وَمِنْهُ مَا تَوَاتَرَ مَعْنَاهُ كَأَحَادِيثِ رَفْعِ الْيَدَيْنِ فِي الدُّعَاءِ
«Из хадисов, которые считаются мутаватиром по смыслу: хадисы о поднятии рук во время дуа»[3].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), перечисляя адабы совершения дуа, отмечает:
ومن آداب الدعاء كونه في الأوقات والأماكن والأحوال الشريفة واستقبال القبلة ورفع يديه ومسح وجهه بعد فراغه وخفض الصوت بين الجهر والمخافتة
«Одним из адабов дуа является его совершение в благословенные времена, в тех ситуациях и местах, когда и где Всевышний принимает мольбу. Также одним из адабов дуа является обращение в сторону киблы, поднятие рук и проведение ими по лицу после его завершения, а также понижение голоса при дуа — его следует произносить умеренно, между громким и тихим голосом»[4].
Положение рук во время дуа
1. Общее положение дуа: поднимать руки, открыв ладони, держать их на уровне плеч или присоединив кисти рук друг к другу, а также направить их лицом вверх или на себя.
2. При настойчивом дуа: полностью поднимать руки, чтобы были видны подмышки. Таким дуа взывают во время сильного страха, то есть при сражении, во время сильной засухи, отсутствия дождя или же в других тяжелых моментах.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается:
رَأَيْتُ رَسولَ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عليه وسلَّمَ يَرْفَعُ يَدَيْهِ في الدُّعَاءِ، حتَّى يُرَى بَيَاضُ إبْطَيْهِ
«Во время дуа Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднял руки, и я увидел белизну его подмышек»[5].
3. Если человек просит у Аллаха милости и блага, то желательно поднимать руки ладонями кверху. Если же он просит уберечь его от несчастий, то желательно поднимать руки тыльной стороной кверху.
Шейхуль Ислам Закария аль-Ансари (да смилуется над ним Аллах) пишет:
(ويستحب رفع اليدين فيه)، وفي سائر الأدعية للاتباع.. ويجعل ظهرهما للسماء إن دعا لرفع بلاء، وعكسه إن دعا لتحصيل شيء.
«Желательно поднимать руки во всех дуа следуя, Сунне. Если человек просит у Аллаха уберечь его от несчастий, то желательно поднимать руки тыльной стороной, и наоборот, если человек просит для себя блага»[6].
Поднимает ли руки имам во время пятничной хутбы когда читает дуа?
Уммара ибн Руайба увидел, как Бишр ибн Марван во время пятничной проповеди поднял руки, делая дуа, затем Уммара сказал:
قَبَّحَ اللهُ هَاتَيْنِ الْيَدَيْنِ، لَقَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا يَزِيدُ عَلَى أَنْ يَقُولَ بِيَدِهِ هَكَذَا، وَأَشَارَ بِإِصْبَعِهِ الْمُسَبِّحَةِ
«Да обезобразит Аллах его обе руки! Поистине, я видел, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), не делал больше этого, и он поднял указательный палец»[7].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) отмечает:
فيه أن السنة أن لا يرفع اليد في الخطبة، وهو قول مالك وأصحابنا وغيرهم، وحكى القاضي عن بعض السلف وبعض المالكية إباحته؛ لأن النبي صلى الله عليه وسلم رفع يديه في خطبة الجمعة حين استسقى، وأجاب الأولون بأن هذا الرفع كان لعارض
«В этом хадисе содержится указание на то, что сунной считается то, что руки не поднимаются во время хутбы, и это мнение Малика, наших (шафиитских) ученых и других. И передал аль-Кады (Ийяд) от некоторых саляфов и некоторых маликитов то, что это разрешено, так как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднял руки во время пятничной хутбы, когда просил дождя. Первые утверждают, что это поднятие рук было по особому случаю»[8].
В этом хадисе также есть указание на то, что дозволяется совершать дуа, приподняв указательный палец.
Сообщается со слов Саада ибн Аби Ваккаса (да будет доволен им Аллах):
مَرَّ عَلَيَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَنَا أَدْعُو بِأُصْبُعَيَّ ، فَقَالَ : أَحِّدْ ، أَحِّدْ . وَأَشَارَ بِالسَّبَّابَةِ
«Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), проходил мимо меня, когда я обращался к Аллаху с мольбами, вытянув два пальца, и сказал мне: “Одним, одним”, и сделал жест указательным пальцем»[9].
Имам аль-Мунави (да смилуется над ним Аллах) отмечает:
كان يجعل أصبعيه بحذاء منكبيه ويدعو لأن الدعاء له حالات ولأن هذا إخلاص أيضا لأن فيه رفع أصبع واحدة من كل يد أو أنه لبيان الجواز على أن هذا الحديث قد حمله بعضهم على الرفع في الاستغفار لما رواه أبو داود عن ابن عباس مرفوعا المسألة رفع يديك حذو منكبيك والاستغفار أن تشير بأصبع واحدة والابتهال أن تمد يديك جميعا وزعم بعضهم أن ذلك كان في التشهد ولا دليل عليه
«Он поднимал указательные пальцы своих рук к своим плечам во время дуа и совершал его таким образом, потому что у дуа есть определенные положения. Также это является проявлением искренности, так как поднимается один палец от каждой руки; это может быть также для объяснения дозволенности этого действия. Некоторые из ученых посчитали, что это применимо к просьбе о прощении грехов (истигфар), как передал Абу Давуд от ибн Аббаса по форме марфу (возведенный к высказыванию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует):
“Испрашивание (масаля) — это когда ты поднимаешь руки до плеч или почти до плеч. Испрашивание (истигфар) — это когда ты указываешь одним пальцем. А истовое воззвание (ибтихаль) — это когда ты вытягиваешь обе руки”.
Некоторые утверждают, что поднятие одного пальца было во время ташаххуда, но на это нет доказательств»[10].
[1] Муслим.
[2] Абу Давуд.
[3] «Тадриб ар-рави» (2/631).
[4] «Маджму»
[5] Муслим.
[6] «Асна аль-маталиб» (1/160).
[7] Муслим.
[8] «Шарх Муслим» (6/184).
[9] Абу Давуд.
[10] «Файдуль кадир» (1/184).